Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономическая теория".
Более низкая норма безработицы может быть достигнута только за счет повышения темпа инфляции. За счет изменений совокупного спроса можно уменьшить норму безработицы в обмен на более высокий темп инфляции (переместить равновесие вдоль кривой вверх), но этот конкурентный выбор просуществует лишь кратковременный период.
В долгосрочном периоде кривая Филипса представляет собой:
:
Долгосрочная кривая является вертикалью (на уровне естественной нормы безработицы). Конкурентного выбора между инфляцией и безработицей не существует.
Способы управления инфляцией:
Инфляция в России отличается от всех других аналогичных явлений тем, что Россия начала быстрый переход от плановой к рыночной экономике. Неденежными факторами инфляции в России являются: 1.кризис плановой хозяйственной системы; 2.неэкономичность производства, выражающаяся в затратном характере производства. Денежными факторами являются: 1.либерализация цен в условиях отсутствия рыночных отношений и конкуренции; 2.дефицит бюджета; 3.кредитная экспансия банков, носившая непроизводительный характер; 4.долларизация денежного обращения; 5.вывоз за границу валютной выручки предприятий и граждан.
18. Понятие занятости и безработицы. Причины и виды безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.
Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, способного и желающего трудиться не имеет рабочего места, дающего право на получение дохода.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Совокупность занятых и безработных образует рабочую силу.
Экономически неактивное население - жители страны, которые не входят в состав рабочей силы: а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений; б) пенсионеры (по старости и другим основаниям); в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т.п.); г) отчаявшиеся найти работу;
д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).
Отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы называется нормой безработицы (уровень безработицы)
Лица, не имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы.
Виды безработицы:
Фрикционная безработица –связана с профессиональными, возрастными, региональными перемещениями работников. Это лица наемного труда, которые, покинув предыдущее место работы, находятся в процессе перехода на новое место. Отличительный признак этого вида безработицы — добровольность и низкая продолжительность.
Структурная безработица является результатом изменений в технологии, технике и структуре производства, структуре потребительского спроса, обусловливающих несоответствие структуры рабочих мест и профессиональной структуры работников. Этот вид безработицы, как правило, носит долговременный характер, требует дополнительных затрат общества и индивидов на переквалификацию, перемену места жительства.
Циклическая безработица обусловлена циклическим характером воспроизводственного процесса в рыночной экономике. Она увеличивается в период кризиса и снижается в условиях подъема экономики.
Естественный уровень безработицы - уровень безработицы, связанный со стабильной экономикой, когда реальный национальный продукт находится на естественном уроне, и отсутствуют как замедляющаяся, так и ускоряющаяся инфляции или, когда ожидаемый уровень инфляции равен действительному уровню инфляции.
Естественный уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест.
Последствия безработицы: потеря квалификации; потеря ВНП (закон Оукена) появление чувства полной бесполезности; ухудшение отношений в семье=>распад семьи; нервные и психические расстройства; упадок моральных устоев; повышение % самоубийств, смертности; безработица создает почву для общественных и политических беспорядков, социальных взрывов, политических перемен.
Закон Оукена:
Согласно закону Оукена повышение фактического уровня безработицы сверх естественного ее уровня на 1 % означает отставание фактического ВНП от потенциального на 2,5%; 2,5 - коэффициент Оукена:
ВНПп=ВНПф + ВНПф ·ULф -UL·2,5
100 ,
где ULф - фактический, UL - естественный уровень безработицы.
19. Инструменты
В обеспечении нормального функционирования любой экономики важная роль принадлежит государству. Государство – форма существования общества, форма его организации, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления. Задача государства в современной рыночной экономике заключается в том, чтобы, сохраняя положительные стороны рыночного механизма, дополнить его работу.
Основные функции государства:
1.Создание правовой основы для функционирования рыночного механизма, т.е. обеспечение правовой защиты производителей и потребителей;
2.Обеспечение соц защиты и
соц гарантий всем слоям
3.Производство общественных
4.Стабилизация экономики и
По характеру используемых средств выделяют метод прямого воздействия (принуждение; воздействие через НПА, запреты, разрешения, регламенты) и метод косвенного воздействия (экономическое; воздействие на интересы субъектов для побуждения их на определенные действия, например, снижение налогов для расширения инвестиций). Разделение методов весьма условно, поскольку они сильно взаимосвязаны, и государство при воздействии сочетает оба метода.
По совокупности используемых экономических инструментов и сфере их применения выделяют:
Бюджетно-налоговую (фискальную) политику (ФП), которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы. Она нацелена на макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность; решение финансовых задач; повышение инвестиционной активности и конкурентоспособности экономики; обеспечение экономического роста. ФП бывает дискреционной (целенаправленное изменение госрасходов и налогов для изменения нац объема производства, занятости, эконом роста); недискреционной (изменение госрасходов и налогов из-за циклических колебании совокупного спроса. Эти колебания ликвидируются прогрессивной системой налогов и системой гострансфертов); экспансионистской или стимулирующей (приводит к росту совокупных расходов из-за увеличения госрасходов и снижения чистых налогов (т.е. за вычетом субсидий и трансфертов)); рестриктивной или сдерживающей (снижает совокупные расходы из-за снижения госрасходов и увеличения чистых налогов).
(+):инструменты оказывают мультипликативный эффект на равновесный совокупный выпуск; эффект от решений проявляется быстро; автоматическая стабилизация.
(-):расходов/¯ доходов бюджета спрос на деньги и ставку % и ¯ частных инвестиций иÞ к сокращению величины выпуска; много времени уходит на подготовку решений; неопределенность в ситуации (что?) и применяемых инструментах (как?); наличие дефицита бюджета.
Кредитно-денежная (монетарная) политика (МП), предполагающая изменение денежного предложения с целью достижения безинфляционного экономического роста и полной занятости. Основана на след постулате – для поддержания экн стабильности надо выдерживать определенные пропорции между ден массой и массой товаров. Эта зависимость описывается уравнением Фишера: MV=PQ, где M – ден масса, V – скорость обращения денег (число оборотов в год); P – средн цена ед прод, Q – среднее кол-во продукции в год. Существует пассивная МП (ден параметры изменяются из-за дискреционной ФП или вынужденной) и активная МП (гос-во воздействует на ден параметры, преследуя цели экн роста и занятости). Инструменты активной МП:
изменение нормы обязательных резервов (нормы обязательных резервов, ¯предложение денег из-за ¯кредитных возможностей коммерческого банка и ¯ банковского мультипликатора (он=1/норма резерва))
изменение учетной ставки процента (её приводит к ¯кредитных ставок и наоборот)
операции на открытом рынке (сейчас основной инструмент МП. Покупка ц/б ЦБ ведет к ден средств в экономике и наоборот. Так контролируют ден массу).
Внешнеторговая политика (ВТП), связанная с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. Существует 2 типа такой политики – свободная торговля (таможенные органы только регистрируют ввоз или вывоз товаров и не взимают импортные и экспортные пошлины, не устанавливают какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот) и протекционизм (система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными). Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные. К тарифным относятся таможенные пошлины (косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в доход государственного бюджета. Бывают адвалорные (в % от таможенной стоимости), специфические (твердая сумма), комбинированные). Нетарифные методы - различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин (сезонные, антидемпинговые, специальные), меры валютного регулирования, а также квота (ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует в течение некоторого периода).
Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению использования иностранной валюты. Основным инструментом валютного регулирования является установление валютного курса, т.е. цена одной валюты, выраженная в цене другой валюты. Они определяются посредством свободного установления, либо его фиксации. Свободное установление курса происходит на валютных биржах, где действуют законы спроса и предложения. При фиксации курса используют ряд инструментов, одним из которых является валютная интервенция ( продажи валютных активов ЦБ с целью спроса на нац валюту).
Согласно кейнсианской модели капиталистическая экономика
в течение длительного периода времени
может находится в состоянии определенного
равновесия, предполагающего значительно
более низкий объем производства по сравнению
с тем, который был бы совместим с полной
занятостью. Пока экономика находится
в этом состоянии, объем производства
в значительной степени определяется
величиной спроса, так что на уровень производства
можно воздействовать денежно-кредитной
и налогово-бюджетной политикой. Институциональная
среда — в теории институционализма совок
20.Экономический рост. Факторы экономического роста.
Экономический рост - увеличение реального и потенциального НД в течение длительного периода. Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени.
Типы экономического роста: Рост объема производства, происходящий за счет расширенного использования капитала, труда и природных ресурсов, называется экстенсивным экономическим ростом и носит весьма ограниченный характер. Предел экстенсивного экономического роста определяется физическим запасом всех доступных для использования ресурсов, имеющихся в экономике любой страны, либо в мировой экономике. Модель экстенсивного роста (при отсутствии технического прогресса) обладает свойством постоянной отдачи от масштаба увеличения факторов: Y=F(K,L,N), где Y – выпуск продукции; F – количественная зависимость; K – основной капитал; L – труд; N – природные, материальные ресурсы.
Рост ВВП, возникающий только за счет улучшения качества факторов производства, т.е. за счет увеличения их производительности, но используемых в том же или даже в меньшем количестве, называется интенсивным экономическим ростом.
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономическая теория"