Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:09, реферат
1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.
Предметом экономической теории является ситема производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, а также их эффективным использованием.
Методы исследования:
Дедукция – движение от общего в честному, то итоговых теоретических положений – к частынм аспектам; от теоретических обобщений – в реальным фактам (приводимым в порядке иллюстарции и подтверждения теоретических выводов)
Индукция – движений от частного в обобщению, построение теоретической концепции на сонове использования более частных теоретичсеких элементов; построение теории на основе анализа конкретных фактов.
Логический – построение экономической умозаключений на основе последовательного, обоснованного рассуждения. Использование законов логики.
Эмперический – построение экономических умозаключений на основе сбора и систематизации совокупности наблюдений за конкретными фактами.
Монетаризм – наука о деньгах и их роли в процессе производства. Отказ от активного вмешательства государства в экономику, регулирование должно заключатся в контроле над денежным обращением.
Деньги (неоклассики) – представляют
собой специальные знаки
Деньги (К. Маркс) – специфический товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента.
Функции денег:
Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонда, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Первая школа экономической теории охватывает период времени с 14 по 18 век. Основные принципы меркантилизма:
Классическая политэкономия
состоит из 2 направлений: школы физиократов
и рыночной школы. Школа физиократов
придавала исключительное значение
производству. В первую очередь сельскохозяйственных
продуктов. Основу богатства государства
физиократы видели не в сфере обращения,
а в сфере производства. Рыночная
школа признавала источником богатства
государства уже любое
Центральное место в методологии занимает концепция о базисе и надстройке. Маркс определяет прибавочную стоимость как разницу между стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать. Прибавочная стоимость – это источник прибыли капиталиста. По Марксу стоимость равна сумме постоянного капитала, переменного и прибавочной стоимости. Маркс формулирует всеобщий закон капиталистического накопления. На одном полюсе накопления общества, на другом полюсе накопления нищеты.
Экономические концепции А. Маршалла:
Концепции Дж. М. Кейнса:
Монетаризм – наука о деньгах и их роли в процессе производства. Отказ от активного вмешательства государства в экономику, регулирование должно заключатся в контроле над денежным обращением.
Количественная теория денег И. Фишера.
MV=PQ
M – денежная масса,
V – скорость обращения денег,
P – уровень товарных цен,
Q – количество обращающихся товаров.
Спрос – зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить и ценами на этот товар.
Величина спроса – количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время в определенном месте.
Факторы спроса:
- К «низшим» товарам
относятся те блага, которые
приобретаются, как правило,
- «Нормальные» товары
– товары более ценные, более
полезные. Их потребление отражает
высокий уровень
- взаимозаменяемые товары
– это группа товаров,
- дополняющие товары – это товары, которые не могут потребляться один без другого.
Закон спроса. При прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости от цены этого товара.
=f(P)
Объяснение закона спроса.
Предложение – это зависимость между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать и ценами на этот товар.
Величина предложения – это то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте в заданное время.
Факторы предложения:
Закон предложения. При
прочих равных условиях изменение величины
предложения товара или услуги находиться
в прямой зависимости от изменения
цены этого товара (услуги).
=f(P)
Рыночное равновесие — такое
состояние экономики, когда количество
товара, на который есть устойчивый спрос
при определенной цене, равно количеству
товара предлагаемого к реализации по
востребованной цене. Часть экономического
пространства, в которой находятся интересы
продавцов и покупателей, называется экономической
областью. В привычной жизни купля-продажа
товаров может проходить совершенно по
разным ценам, ограниченным верхним пределом
цены спроса и нижним пределом цены предложения.
Цена такой реальной сделки обуславливается
рядом факторов: соотношением сил (монополия
или монопсония); нерациональностью поведения
из-за отсутствия опыта или плохой информированности
участников сделок. На этом экономическом
пространстве существует устойчивая точка
(илирыночное равновесие), когда ни покупателю,
ни продавцу не выгодно менять установившееся
положение дел. В этой точке происходит
оптимизация поведения на рынке. Цена,
при которой предлагаемый на рынке товар
соответствует спросу на него, называется
равновесной. Соответствующий ей объем
предлагаемого товара на рынке - равновесным
предложением.
На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие.
Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.
Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.
Ценовая эластичность спроса – мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной изменением цены этого товара или услуги.
Спрос эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем на 1%.
Спрос неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем на 1%
Единичная эластичность предполагает, что повышение цены товара на 1% ведет к тому, что величина спроса на него снижается на 1%.
Совершенно эластичный спрос – при данной установившейся цене можно продать определенное количество товара в каком-то диапазоне спроса (например, от 0 до ). В этом диапазоне потребители готовы покупать любое количество товара по цене . Но они откажутся покупать товар, если цена будет выше .
Совершенно неэластичный спрос означает, что объем спроса на товар остаются неизменным при любой цене, т. е. объем спроса не реагирует на изменение цены в любом направлении.
Изменение ценовой эластичности
= : = * ,
где - коэффициент ценовой эластичности спроса
- прирост величины спроса
- прирост цены
Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса:
Эластичность спроса по доходу – мера реакции величины спроса на товар или услугу, вызванной изменением величины дохода покупателей.
Изменение эластичности спроса по доходу:
= * ,
- коэффициент эластичности спроса по доходу
– первоначальная величина дохода
- конечная величина дохода
Для «нормальных» товаров больше 0
Для «низших» товаров меньше 0
Если эластичность спроса
по доходу близка к 0, то мы имеем дело
с товарами первой необходимости, потребление
которых нечувствительно к
Перекрестная эластичность спроса – мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, которая вызвана изменением цены другого товара или услуги.
Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько изменится в процентном соотношении величина предложения при изменении цены товара (услуги) на 1%.
Предложение эластично, если при изменении цены на 1% его объем изменится более чем на 1%.
Предложение неэластично, если
при изменении цены товара на 1% объем
его предложения изменится
= * ,
Е –коэффициент ценовой эластичности предложения
– изменение объема предложения
- изменение цены
больше 1, то предложение товара эластично
- меньше 1, то предложение неэластично.
, влияющие на ценовую эластичность предложения:
31.Понятие потребительского
Потребительское равновесие — структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность.
При фиксированном личном
бюджете и неизменных текущих
ценах товаров потребитель
Информация о работе Шпаргалки по Основам экономической теории