Шпаргалки по Основам экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:09, реферат

Краткое описание

1. Предмет и метод экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.
Предметом экономической теории является ситема производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, а также их эффективным использованием.
Методы исследования:
Дедукция – движение от общего в честному, то итоговых теоретических положений – к частынм аспектам; от теоретических обобщений – в реальным фактам (приводимым в порядке иллюстарции и подтверждения теоретических выводов)
Индукция – движений от частного в обобщению, построение теоретической концепции на сонове использования более частных теоретичсеких элементов; построение теории на основе анализа конкретных фактов.
Логический – построение экономической умозаключений на основе последовательного, обоснованного рассуждения. Использование законов логики.
Эмперический – построение экономических умозаключений на основе сбора и систематизации совокупности наблюдений за конкретными фактами.

Вложенные файлы: 1 файл

oet.docx

— 843.51 Кб (Скачать файл)

Монетаризм – наука  о деньгах и их роли в процессе производства. Отказ от активного  вмешательства государства в  экономику, регулирование должно заключатся в контроле над денежным обращением.

 

  1. Деньги и их функции.

Деньги (неоклассики) – представляют собой специальные знаки стоимости  ( бумажные денежные знаки, металлические монеты, записи на счетах), используемые в экономике для выполнения определенных функций.

Деньги (К. Маркс) – специфический  товар, выполняющий роль всеобщего  эквивалента.

Функции денег:

  1. Мера стоимости – деньги выражают стоимость товаров и определяют их цены.
  2. Средство обращения – деньги прямо служат посредником в обмене товаров и услуг.
  3. Средство платежа – деньги используются для выплат без прямого обмена на товары.
  4. Средство накопления – деньги сберегаются для будущих покупок товаров и услуг.
  5. Средство власти – деньги позволяют влиять на решения и поведение других людей.

 

 

  1. Различие экономических школ в теоретическом обосновании сущности денег.

Первые представления  об экономике мы находим в трудах Ксенофонда, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Первая школа экономической теории охватывает период времени с 14 по 18 век. Основные принципы меркантилизма:

  • Накопление денежного богатства в стране происходят в форме золота и серебра
  • Внешняя торговля регулируются в целях обеспечения притока в страну золота и серебра
  • Деньги находящиеся в обороте приносят доход
  • Промышленность нужно поддерживать путем импорта дешевого сырья
  • Государство должно способствовать обогащению народа
  • Государство должно поощрять экспорт готовой продукции
  • Доля поддержания низкого уровня заработной платы необходимого увеличения численности населения.

Классическая политэкономия  состоит из 2 направлений: школы физиократов  и рыночной школы. Школа физиократов  придавала исключительное значение производству. В первую очередь сельскохозяйственных продуктов. Основу богатства государства  физиократы видели не в сфере обращения, а в сфере производства. Рыночная школа признавала источником богатства  государства уже любое производство, а не только сельскохозяйственное. Основными идеями классической политэкономии  является развитие в государстве  свободной и конкурентной экономики, так называемый принцип «невидимой руки».

Центральное место в методологии  занимает концепция о базисе и  надстройке. Маркс определяет прибавочную  стоимость как разницу между  стоимостью рабочей силы и стоимостью, которую она может создать. Прибавочная  стоимость – это источник прибыли  капиталиста. По Марксу стоимость равна  сумме постоянного капитала, переменного  и прибавочной стоимости. Маркс  формулирует всеобщий закон капиталистического накопления. На одном полюсе накопления общества, на другом полюсе накопления нищеты.

Экономические концепции  А. Маршалла:

  1. Исследование экономической деятельности людей на уровне макроэкономики
  2. Концепция равновесной цены
  3. Теория процентной ставки
  4. Концепция эластичности спроса
  5. Концепция предельных величин

Концепции Дж. М. Кейнса:

  1. Теория фиктивного спроса
  2. Концепция инвестиционного мультипликатора

Монетаризм – наука  о деньгах и их роли в процессе производства. Отказ от активного  вмешательства государства в  экономику, регулирование должно заключатся в контроле над денежным обращением.

 

 

 

  1. Уравнение И. Фишера.

Количественная теория денег  И. Фишера.

MV=PQ

M – денежная масса,

 
V – скорость обращения денег,

 
P – уровень товарных цен,

 
Q – количество обращающихся товаров.

  1. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса.

Спрос – зависимость между  количеством товара, который покупатели хотят и могут купить и ценами на этот товар.

Величина спроса – количество товара (услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определенное время в определенном месте.

Факторы спроса:

  • Уровень дохода покупателей

- К «низшим» товарам  относятся те блага, которые  приобретаются, как правило, людьми  с низкими доходами.

- «Нормальные»  товары  – товары более ценные, более  полезные. Их потребление отражает  высокий уровень благосостояния  людей.

  • Вкусы и предпочтения потребителей.
  • Изменение цен на другие товары

- взаимозаменяемые товары  – это группа товаров, удовлетворяющих  аналогичные потребности.

- дополняющие товары –  это товары, которые не могут  потребляться один без другого.

Закон спроса.   При прочих равных условиях величина спроса на товар (услугу) находится в обратной зависимости  от цены этого товара.

    =f(P)

Объяснение закона спроса.

  • Ценовой барьер
  • Эффект дохода
  • Эффект замещения
  • Принцип убывания предельной полезности.

 

  1. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения.

Предложение – это зависимость  между количеством товара, который  продавцы хотят и могут продать  и ценами на этот товар.

Величина предложения  – это то количество товара (услуг), которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте в заданное время.

Факторы предложения:

  • Цены на ресурсы
  • Изменение в технологии производства
  • Налоги и дотации
  • Цены на другие товары
  • Ожидание изменения цен
  • Рост числа производителей

Закон предложения.   При  прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находиться в прямой зависимости от изменения  
цены этого товара (услуги).

=f(P)

 

  1. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие  — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.      Часть экономического пространства, в которой находятся интересы продавцов и покупателей, называется экономической областью. В привычной жизни купля-продажа товаров может проходить совершенно по разным ценам, ограниченным верхним пределом цены спроса и нижним пределом цены предложения. Цена такой реальной сделки обуславливается рядом факторов: соотношением сил (монополия или монопсония); нерациональностью поведения из-за отсутствия опыта или плохой информированности участников сделок.        На этом экономическом пространстве существует устойчивая точка (илирыночное равновесие), когда ни покупателю, ни продавцу не выгодно менять установившееся положение дел. В этой точке происходит оптимизация поведения на рынке.   Цена, при которой предлагаемый на рынке товар соответствует  спросу на него, называется равновесной. Соответствующий ей объем предлагаемого товара на рынке - равновесным предложением.         Равновесная цена находится в точке пересечения кривых предложения и спроса. Она представляет собой оптимальную цену. То есть, если на рынке цена упадет ниже равновесной, это будет свидетельствовать  о дефиците товара, а если поднимется выше равновесной – произойдет затоваривание нереализуемой продукцией. В обоих случаях начинает работать рыночный механизм, оказывающий давление на цены с нижней и верхней стороны для достижения равновесной цены.      Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.

На микроуровне выделяют равновесие двух видов:  частное и общее рыночное равновесие. 

Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители,  а реализуются они отдельным группам населения. 

Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и  предлагаемым им количеством товаров и услуг.

  1. Эластичность спроса.

 

Ценовая эластичность спроса – мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, вызванной  изменением цены этого товара или  услуги.

Спрос эластичен, если при  изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится более чем  на 1%.

Спрос неэластичен, если при  изменении цены товара на 1% величина спроса на него изменится менее чем  на 1%

Единичная эластичность предполагает, что повышение цены товара на 1% ведет  к тому, что величина спроса на него снижается на 1%.

Совершенно эластичный спрос  – при данной установившейся цене можно продать определенное количество товара в каком-то диапазоне спроса (например, от 0 до ). В этом диапазоне потребители готовы покупать любое количество товара по цене . Но они откажутся покупать товар, если цена будет выше .

Совершенно неэластичный спрос означает, что объем спроса на товар остаются неизменным при  любой цене, т. е. объем спроса не реагирует на изменение цены в  любом направлении.

Изменение ценовой эластичности

= : = *   ,

где  - коэффициент ценовой эластичности спроса

         - прирост величины спроса

          - прирост цены

Факторы влияющие на ценовую эластичность спроса:

  • Наличие заменителей
  • Степень необходимости данного товара для потребителя
  • Степень эластичности спроса на товар зависит и от того, какую долю в бюджете потребителя составляют расходы, связанные с покупкой этого товара
  • Фактор времени

Эластичность спроса по доходу – мера реакции величины спроса на товар или услугу, вызванной  изменением величины дохода покупателей.

Изменение эластичности спроса по доходу:

= * ,

  - коэффициент эластичности спроса по доходу

 – первоначальная величина дохода

- конечная величина дохода

Для «нормальных» товаров больше 0

Для «низших» товаров меньше 0

Если эластичность спроса по доходу близка к 0, то мы имеем дело с товарами первой необходимости, потребление  которых нечувствительно к изменению  дохода.

Перекрестная эластичность спроса – мера реакции величины спроса на данный товар или услугу, которая вызвана изменением цены другого товара или услуги.

  1. Эластичность предложения.

Ценовая эластичность предложения  показывает, на сколько изменится в процентном соотношении величина предложения при изменении цены товара (услуги) на 1%.

Предложение эластично, если при изменении цены на 1% его объем  изменится более чем на 1%.

Предложение неэластично, если при изменении цены товара на 1% объем  его предложения изменится менее  чем на 1%.

 

= * , 

Е –коэффициент ценовой эластичности предложения

 – изменение объема предложения

- изменение цены

 

 больше 1, то  предложение товара эластично 

- меньше 1, то предложение  неэластично.

, влияющие на ценовую  эластичность предложения:

  • Наличие или отсутствие резервов производства
  • Характер и тип производимого товара или услуги
  • Возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции

 

 

 

31.Понятие потребительского равновесия. «Эффект дохода» и «эффект  замещения».

Потребительское равновесие — структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность.

При фиксированном личном бюджете и неизменных текущих  ценах товаров потребитель руководствуется  своеобразным правилом здравого смысла: при убывающей предельной полезности любого товара он стремится максимизировать  суммарный потребительски и эффект от всех осуществленных покупок.

Информация о работе Шпаргалки по Основам экономической теории