Экономика и нравственность – совместимы ли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 15:29, реферат

Краткое описание

Вопрос проблема нравственности в экономике – самый сложный вопрос в жизни любого общества. Данная тема, по моему мнению, является в настоящее время наиболее актуальной.
Нельзя забывать о том, что культура, духовность — не только неотъемлемые атрибуты бытия человека, но и непременные предпосылки и составляющие его благосостояния.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………3
2. Понятия экономики и нравственности……………………………………4
3. Нравственность в экономической жизни общества………………………7
4.Нравственность и экономика знаний………………………………………9
5.Совместимы ли понятия - экономика и нравственность?..........................11
6. Проблема нравственности в экономике………………………………….13
7.Задачи экономики…………………………………………………………..16
8.Заключение…………………………………………………………………17
9.Список используемой литературы……………………………………..…19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Министерство высшего профессионального  образования РФ ОМГТУ

(Омский государственный технический  университет)

 Факультет Экономического образования

Кафедра: Экономической теории и  информационных технологий в экономике  ЭТИ и ИТЭ           

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине:  «Экономическая теория»

 

На  тему: «Экономика и нравственность – совместимы ли эти понятия?»

 

 

 

 

 

Выполнила: Семёнова Александра Сергеевна

студентка 1 курса, группы ЭК120

Проверила: Потапова Надежда Александровна

старший преподаватель 

 

 

 

 

 

Омск 2010

 

Содержание:

 

1.Введение……………………………………………………………………3

2. Понятия экономики и нравственности……………………………………4

3. Нравственность в экономической жизни общества………………………7

4.Нравственность и экономика знаний………………………………………9

5.Совместимы ли понятия - экономика и нравственность?..........................11

6. Проблема нравственности в экономике………………………………….13

7.Задачи экономики…………………………………………………………..16

8.Заключение…………………………………………………………………17

9.Список используемой  литературы……………………………………..…19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос проблема нравственности в экономике – самый сложный вопрос в жизни любого общества. Данная тема, по моему мнению, является в настоящее время наиболее актуальной.

Нельзя забывать о том, что культура, духовность — не только неотъемлемые атрибуты бытия человека, но и непременные предпосылки и составляющие его благосостояния. Как говорится: «Каков человек такова и экономика». Безусловно, экономика не только может, но и должна быть нравственной. В экономических отношениях между людьми, и в экономических отношениях между странами и регионами нужно придерживаться принципа справедливости. "Забвение этого принципа приводит и к экономическим кризисам, и к росту социальной напряженности, и к росту преступности. И на ликвидацию последствий этих явлений придется потом потратить гораздо больше средств. Сама экономика развивается эффективней, опираясь на нравственные принципы. Поэтому главной задачей, которую я себе поставила при написании данного реферата, является : Рассмотреть проблемы экономики и методы решения этих проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НРА́ВСТВЕННОСТЬ, - Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Сегодня в России вряд ли можно найти новый уважаемый читателями журнал, газету, передачу по телевидению или радио, где бы не присутствовал вопрос прямо или косвенно о том, что же происходит с нашей родиной? В этой связи важно попытаться определить выход из этого хаоса мирным, цивилизованным путем и продолжать строить новое российское общество на нравственных, целостных знаниях, направленных на формирование смысла жизни у каждого человека.

Людям всегда, во все времена их сознательной истории было свойственно задаваться вопросом, нравственны ли, справедливы ли те или иные их поступки и действия. Правыми оказывались во многих случаях именно те, кто судил «по совести, по справедливости», кто подобно В. Г. Белинскому «не хотел счастья и даром», если не мог быть спокойным насчет каждого из своих братьев по человечеству.

СЛОВО «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет соединение двух греческих слов «хозяйство» и «закон», так что в буквальном, «первородном» смысле экономику следовало бы трактовать как хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. При этом следует иметь в виду, что хозяйство в Древней Греции было в основном натуральным, домашним, так что экономика того периода подразумевалась не как народное хозяйство страны, а, скорее, как домоводство.

За более чем два тысячелетия  смысл понятия «экономика» значительно обогатился и изменился. В это слово теперь вкладывается гораздо больше, чем первоначально заложил греческий философ-мыслитель Ксенофонт, которого принято считать автором популярного термина, вошедшего во все языки мира. Ныне, применяя слово «экономика», следует иметь в виду, что оно употребляется в двух, а то и в трех разных значениях

Прежде всего экономика —  это само хозяйство в широком  смысле этого слова, т. е. совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей.

Экономика - вне нравственности, такой принцип провозглашает «рыночная» политэкономия. Антропологическое основание такого утверждения она видит в самой природе человека, именно, в том, что человек якобы стремится к максимизации пользы и является в этом смысле чем-то вроде машины, удовлетворяющей свои потребности.

Узкое понимание жизни, считавшее  прибыль единственным двигателем человеческого  общества, и упорная уверенность  в том, что-то, что существовало вчера, будет неизменно существовать и завтра, оказалось в противоречии с людскими стремлениями. Жизнь приняла другое течение. Никто не станет отрицать высокой производительности, которой можно достичь специализацией; но по мере того как работа становится проще и легче усваивается, она также делается все более и более однообразной и скучной, и у рабочих является настоятельная потребность разнообразить свою деятельность и искать случая применить к делу все свои способности. Человечество приходит к сознанию, что обществу вовсе невыгодно приковывать человека на всю жизнь к одной данной точке в руднике или мастерской, лишая его такого труда, который мог бы привести его к свободному общению с природой и сделать его сознательной частью великого целого - участником в наслаждении наукой, искусством, независимым трудом и творчеством.

Потребности человеческих обществ совпадают, таким образом, с потребностями каждой отдельной  личности; и хотя временное разделение труда остается пока вернейшей гарантией  успеха в каждом отдельном предприятии, тем не менее постоянное разделение должно исчезнуть и замениться разнородной деятельностью: умственной, промышленной, земледельческой - соответственно разнообразным способностям отдельных личностей и различных народов.

Экономика не может быть противопоставлена этике. Однако, для построения нравственной экономики еще многое предстоит сделать и обществу, и государству. Сегодня в России "важно построить такую систему экономики, которая была бы способна возвращать долги нашему народу".

Как известно, рыночная политэкономия  считает, что экономика никак  не соотносится с нравственностью. Между тем религиозная традиция никогда не противопоставляла эти два понятия. Чуждо такое противопоставление и русской общественной мысли. "Проблема нравственности в экономике – самый сложный вопрос в жизни любого общества. Мы все понимаем, что экономические связи необходимы государству, так как обеспечивают его материальное развитие. Но, тем не менее, всегда возникают трудности при попытке выстроить их на справедливых основаниях. От общества требуются большие усилия, чтобы осуществлялось правило, по которому каждый человек мог бы получить справедливое вознаграждение по своему труду и таланту. В рамках русской православной традиции всегда шло осмысление, что нужно делать для достижения этой цели. Одним из серьезных документов на эту тему является памятник XVI в. "Домострой". В нем показано не только, как должно созидать свой семейный дом, но существенная часть этого памятника посвящена экономическим и социальным отношениям человека в обществе", - напомнил игумен.

Безусловно, экономика не только может, но и должна быть нравственной. В экономических отношениях между людьми, и в экономических отношениях между странами и регионами нужно придерживаться принципа справедливости. "Забвение этого принципа приводит и к экономическим кризисам, и к росту социальной напряженности, и к росту преступности. И на ликвидацию последствий этих явлений придется потом потратить гораздо больше средств. Сама экономика развивается эффективней, опираясь на нравственные принципы. Развитием нравственной экономики наряду с государством должны заниматься и бизнесмены. "Они просто обязаны принимать активное участие во всех социальных проектах, позволяющих обеспечить как достойную старость пожилому поколению, так и светлое будущее молодежи. Воспитывать российского предпринимателя уже давно пора. Людям должно нравиться делать добро. Никакая сфера жизни не может быть отделена от нравственности, в том числе и экономика. Любая область жизни не проходит без участия людей, главное в которых – это их внутренний мир, то, что ими движет: духовность и нравственность. Благотворительность, забота о малоимущих слоях населения и безработных людях – все это формирует нравственную экономику. Нравственная экономика необходима любому государству, поскольку она препятствует назреванию гражданской войны и подобным потрясениям.

Экономика образует каркас цивилизации, поскольку на ней базируются все остальные институты человеческого общества: наука, культура, государство со своими многочисленными функциями. Все это человечество может позволить себе только потому, что в экономике имеются требуемые материальные и нематериальные условия. Вряд ли люди занимались бы такими возвышенными видами деятельности, как наука и искусство, если бы экономика не давала возможности удовлетворить основные потребности человека. Однако нельзя забывать о том, что культура, духовность — не только неотъемлемые атрибуты бытия человека, но и непременные предпосылки и составляющие его благосостояния. Последнее является не только экономической, но и этической категорией. В этом находит свое проявление единство экономики и этики.

Исследование социально-экономических систем хозяйства при игнорировании этико-культурных ценностей, придающих национальный колорит и специфику моделям жизнедеятельности общества, не выдерживает критики. Поэтому экономическая мысль XX в. пришла к выводу о необходимости включать в большей или меньшей степени этическую составляющую в социально-экономический анализ, ибо без нее невозможно понять конкретные процессы, происходящие в рамках национальных экономик, тем более если ограничиваться абстрактными общетеоретическими моделями развития. На взаимосвязь этики и экономики существуют различные воззрения: предопределенность этики экономикой, первичность этики по отношению к экономике; непреходящая значимость этико-культурных ценностей в развитии экономики, общества, цивилизации; консерватизм этико-культурных ценностей, обуславливающий их отставание от изменений в области технологий производства и экономики. 
Несмотря на имеющиеся глубокие научные исследования в этой области, учебная экономическая литература продолжает игнорировать данный аспект экономической теории Сегодняшняя экономика России поддерживает насреддиновскую «мудрость»: в относительном измерении нищее население страны вынуждено платить налоги на много порядков большие, чем налоги, которыми обложены миллионеры и олигархи. Лукавство российских законодателей и исполнителей законов достойно лукавства средневековой Бухары, когда единственным законом была только милость самого эмира.

Разумеется, человек занимает в экономике центральное место и как объект экономической деятельности, и как её субъект.  
Современный этап развития экономических отношений в России характеризуется многими негативными явлениями, которые не могут быть урегулированы законодательством, как ошибочно полагают многие исследователи, но оказывают влияние на уровень жизни в стране. К таким явлениям относятся: нежелание людей помогать друг другу; разрушение накопленных веками представлений о нравственных качествах человека; формирование уважения к людям в зависимости от денег и занимаемой должности, но не от поступков; отсутствие стимулов становиться лучше размытость смысла жизни у многих людей и как следствие — непонимание единой национальной идеи и многое другое. 
 Отсутствие серьезных барьеров от распространения низменных страстей приводит к высокой степени криминализации российской экономики, продолжающемуся воспроизводству отношений коррупции, что выражается, в частности, в хищничестве и паразитизме узкой группы лиц, пытающихся с помощью этих отношений контролировать экономику России. А разделение наук способствовало тому, что многие проблемы, с которыми сегодня столкнулась не только Россия, но и все человечество, не получили пока комплексного решения. Применительно к экономике это выразилось в том, что она превратилась в науку о зарабатывании денег, передав изучение природы человека нравственной философии, этике, психологии, теологии и социологии. Но без участия человека и его заботы о людях невозможно решение ни одной экономической проблемы. 
  В результате большинство населения оказалось незащищенным перед произволом криминальных структур и чиновничества. Судебная система стала все больше отрываться от следования идеалам справедливости и превратилась в институт, обслуживающий коррупцию, а нередко — и криминал. 
 Удержание власти теми людьми, которые нарушают законы нравственности, происходит, как показывает практика, на основе запугивания (страха) и применения силы, искажения информации о своей деятельности, преувеличения своих заслуг и принижения значимости того, что сделано исполнителями. Следует согласиться с украинским игуменом Лукой, который утверждает, что «изменить мир силой нельзя, силой его можно только разрушить. Лишь Дух медленно, но неоспоримо меняет к лучшему воззрения, а значит — и сами основы существования». 
 Результаты антинравственного развития экономики — массовое несоответствие знаний, квалификации, ума, достигаемого общественного эффекта и оплаты труда, что приводит, с одной стороны, к искаженному, необъективному социальному неравенству, а с другой стороны, к росту непрофессионализма кадров и в конечном счете обусловливает отсталость условий жизни в России по сравнению со многими странами мира. 
  С древнейших времен нравственность рассматривалась как первооснова здоровой,справедливой экономики, демократии. Платон, Аристотель, Сенека свои рассуждения о государстве связывали с анализом человеческой природы. Адам Смит развивал свои экономические идеи на основе нравственной философии, теологии и юриспруденции. Политэкономия составляла лишь одну четвертую его лекционного курса, а сам он более 12 лет возглавлял именно кафедру нравственной философии, а не политэкономии. В 1759 г. А. Смит издал свою научную работу под названием «Теория нравственных чувств», которая принесла ему широкую популярность. Смит считал ее основным своим трудом, судя по тому, что последние годы своей жизии он посвятил ее переизданиям. Спустя 17 лет после выхода «Теории нравственных чувств» — 9 марта 1776 г. — вышло в свет: его знаменитое «Исследование о природе и причинах богатства народов», которое, по нашему мнению, сегодня воспринимается достаточно примитивным для описания современных экономических отношений, поскольку данный труд А. Смита был с XVIII в. обогащен и развит многими выдающимися экономистами из разных стран мира. В отличие от экономического труда А. Смита его теория нравственности актуальна и сегодня, спустя 250 лет, что лишний раз свидетельствует о существовании вечных нравственных ценностей, которые должны передаваться из поколения в поколение и не меняются с течением времени: условия жизни людей меняются, а требования к их нравственному облику остаются прежними. Выдающиеся русские ученые-гуманисты (оба — дворянского происхождения) Н.А. Бердяев, список трудов которого содержит 483 наименования, а его книги переведены на 20 языков, и И.А. Ильин развивали свои экономические теории на основе нравственной философии и теологии. Главным стимулом создания экономической теории К.Маркса стала его высоконравственная позиция, внутренняя потребность преодолеть сложившееся глубокое социально-экономическое неравенство, защитить неимущие слои населения, которые не имели возможности самостоятельно отстаивать свои интересы. 
 В данной книге ставится задача разобраться в сложнейших нравственных основах экономики, которые представляют собой не набор оторванных от жизни теорий, а формировавшиеся веками, единые для всех стран мира нравственные устои общественного развития, разрушение которых является первопричиной неудач в экономике. Такого же мнения придерживается и православный духовный лидер России — патриарх Кирилл, который на службе, посвященной празднику Рождества Христова 7 января 2009 г., подчеркнул, что «всякий кризис в жизни есть Суд Божий, а Суд Божий отделяет правду от лжи, Суд Божий обнаруживает человеческую неправду. И если сегодня экономический кризис, значит, этот суд обнаруживает некую глобальную человеческую неправду». Он расценил текущую экономическую ситуацию как суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая, что подлинные ценности, в том числе и деньги, есть результат человеческого труда, а не финансовых схем и операций. Источник: "Нравственные законы экономики", 
 автор: Е.Е.Румянцева. Суть нравственности состоит в том, что она есть не что иное, как непосредственное выражение общественной природы человека, в силу чего нравственность оказывается соединительным звеном между индивидом и человеческим коллективом во всяком обществе на всех этапа исторического развития. Разрушение нравственности есть разрушение общества и деградация личности, ибо нравственность и есть то, что делает индивида зрелой, сформировавшейся, ответственной личностью, то есть именно человеком. Решение всегда принимается человеком индивидуально – исходя из его убеждений, в соответствии с его совестью, чувством ответственности, системой ценностей – т.е., в конечном счете, исходя из его представлений о нравственности. Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. Отношение к богатству как к кумиру неизбежно разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную "войну всех против всех".

Стяжание богатства  ради богатства заведет в тупик и личность, и дело, и национальную экономику. Богатство - само по себе не благословение и не наказание. Это прежде всего испытание и ответственность.

Для нравственного человека собственность есть не только средство извлечения выгоды, но и средство служения идеалам добра и справедливости.

Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется  эффективно, а плоды ее использования  распределяются справедливо и ответственно, "вкладываются" в социальную стабильность. Если человек созидает материальные блага исключительно для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом пренебрегая интересами других, - он преступает нравственный закон и многое теряет в экономическом смысле.

Чем больше собственность, тем значительней власть человека над другими людьми. Поэтому использование собственности в хозяйствовании не должно носить узко-эгоистический характер, противоречить общему интересу.

Честное хозяйствование исключает обогащение во вред обществу. Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и приумножения ими общественно полезных благ.

Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при  этом на общественное признание. И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений.

Уровень потребления  и стандарты качества жизни должны быть разумными и умеренными, учитывать  состояние окружающей среды.

Деньги - лишь средство для достижения поставленной цели. Они должны находиться в постоянном движении, в обороте. Дело - настоящее, захватывающее целиком, - вот богатство предпринимателя. Отсутствие культа денег раскрепощает человека, делает его внутренне свободным.

Бедность или богатство  человека сами по себе не говорят о  его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности  без пользы или употребляющий  их только в корыстных целях, не менее  безнравственен, чем богатый, который  отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды.

Бедность - это испытание, как и богатство. Бедный человек  обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышать свой профессиональный уровень, чтобы выйти  из бедственного состояния. Государство, общество и бизнес должны помогать ему в этом.

Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.  
Деловые отношения должны строиться на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике нужно сочетать принципы справедливости и эффективности.

Информация о работе Экономика и нравственность – совместимы ли