Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 19:44, реферат

Краткое описание

Настоящее издание представляет собой конспект лекций по дисциплине «Экономика предприятия», подготовленный в соответствии с государственным стандартом и содержащий всю необходимую информацию для подготовки к экзамену или зачету в предельно сжатые сроки. Издание содержит основные понятия, знакомит с экономическими законами, основами функционирования предприятия, рынком.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предпри.docx

— 180.12 Кб (Скачать файл)

Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода. Выходная мощность – мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности в течение планового периода.

Планирование выпуска продукции осуществляется исходя из среднегодовой мощности (Мс), рассчитываемой по формуле:

Мс = Мн + Му (Ч1 / 12) + Мр (Ч2 / 12) + Мун (Ч3 / 12) – Мв ((12 – Ч4) / 12

где Мн – производственная мощность на начало планируемого периода (года);

Му – увеличение мощности за счет организационных и других мероприятий, не требующих капитальных вложений;

Ч1, Ч2, Ч3, Ч4 – соответственно число месяцев работы мощности;

Мр – прирост мощности за счет технического перевооружения, расширения и реконструкции предприятия;

Мун – увеличение (+), уменьшение (-) мощности в связи с изменением номенклатуры и ассортимента продукции, поступлением промышленно-производственных фондов от других предприятий и передачи их другим организациям, включая лизинг;

Мв – уменьшение мощности за счет ее выбытия вследствие ветхости.

10. Подготовка нового производства

Главная задача подготовки производства – создание и организация выпуска новых изделий.

Для ее решения необходимо четко сочетать все многообразные процессы подготовки производства, рационально соединять личные и вещественные элементы процесса создания новой техники, определять экономические отношения между участниками работ по подготовке производства.

Организация процессов создания новых видов продукции охватывает проектирование, осуществление на практике и совершенствование системы подготовки производства.

Система подготовки производства – объективно существующий комплекс материальных объектов, коллективов людей и совокупность процессов технического, производственного и экономического характера для разработки и организации выпуска новой или усовершенствованной продукции.

Виды организации подготовки производства:

1) определение цели организации  и ее ориентирование на достижение  этой цели;

2) установление перечня  всех работ, которые должны быть  выполнены для достижения поставленной  цели по созданию конкретных  видов новой продукции;

3) создание или усовершенствование  организационной структуры системы  подготовки производства на предприятии;

4) закрепление каждой работы  за соответствующим подразделением (отделом, группой, цехом и т. п.) предприятия;

5) организация работ по  созданию новых видов продукции  во времени;

6) обеспечение рациональной  организации труда работников  и необходимых условий для  осуществления всего комплекса  работ по подготовке производства  к выпуску новой продукции;

7) установление экономических  отношений между участниками  процесса создания новой техники, обеспечивающих заинтересованность  ученых, инженеров и производственников  в создании и освоении технически  прогрессивной и экономически  эффективной техники и ускоренной  организации ее промышленного  производства.

Учитывая особенности процессов создания новой техники, необходимо при построении и совершенствовании системы подготовки производства руководствоваться рядом специфических принципов.

Принцип комплексности предполагает необходимость проведения работ по подготовке производства по единому плану, охватывающему все процессы от научных исследований до освоения новой техники и учитывающему комплекс возникающих при этом технических, организационных, экономических и других проблем.

Принцип специализации требует, чтобы за каждым подразделением предприятия закрепились такие виды деятельности по созданию и освоению новой техники, которые отвечают характеру специализации этих подразделений.

Принцип научно-технической и производственной интеграции – совокупность условий, обеспечивающих достижение единой и общей цели в результате деятельности определенного множества специализированных подразделений и исполнителей.

Принцип непрерывности работ по созданию новой продукции требует ликвидации значительных перерывов во времени между фазами процесса подготовки, а внутри них – между стадиями, работами, операциями.

Принцип пропорциональности можно рассматривать как требование производственных возможностей всех подразделений объединения или предприятия, занятых подготовкой производства.

11. Цели разработки и  структура бизнес-плана предприятия

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов.

Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.

Составлять его рекомендуется на период от трех до пяти лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее – в годовом разрезе. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях.

Бизнес-план выполняет следующие функции:

1) может быть использован  для разработки концепции ведения  бизнеса и генеральной стратегии  развития предприятия;

2) может выполнять функцию  планирования;

3) помогает контролировать  и оценивать процесс развития  предприятия;

4) необходим для привлечения  денежных средств;

5) нужен для привлечения  инвесторов, эффективного использования  инвестиций.

Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможный риск.

Жестко регламентированной структуры бизнес-плана не существует. Она может быть различной в зависимости от выполняемой функции, от опыта предпринимателя, срока работы предприятия. Бизнес-план может состоять из следующих разделов:

1) резюме (возможности предприятия);

2) виды товаров (работ, услуг);

3) рынки сбыта производимых  товаров;

4) существующая конкуренция  на рынках сбыта;

5) маркетинговый план;

6) производственный план;

7) организационный план;

8) правовое обеспечение  деятельности фирмы;

9) оценка риска и страхование;

10) финансовый план;

11) стратегия финансирования.

В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план.

Бизнес-план в отличие от внутрипроизводственного планирования включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта.

Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности. Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы. Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям рыночных отношений.

ЛЕКЦИЯ № 12. Конкурентоспособность предприятия

1. Понятие конкуренции

Конкурентоспособность – реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.

Главные условия обеспечения конкурентоспособности предприятия:

1) осуществление децентрализации  производственных и сбытовых  операций. С этой целью на предприятиях  должны создаваться полуавтономные  или автономные отделения, полностью  отвечающие за прибыли и убытки. На эти отделения возлагается  вся полнота ответственности  за организацию производственно-сбытовой  деятельности. В относительно небольшом  органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями;

2) нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация  операций. Это направление реализуется  через создание в рамках крупных  компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство  и самостоятельное продвижение  на рынках новых изделий и  технологий и действующих на  принципах «рискового финансирования»;

3) дебюрократизация, постоянное  повышение творческой и производственной  отдачи персонала. Для этого должны  использоваться самые разнообразные  меры, включая распределение акций  среди персонала и образование  предприятий, находящихся в коллективной  собственности их работников;

4) использование научных  подходов к стратегическому менеджменту.

В условиях рыночной экономики фирма-производитель не может продолжительное время занимать устойчивую позицию на рынке, опираясь исключительно на конкурентоспособность своей продукции. Необходима оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара. Такой подход должен стать обычным для предприятий, осваивающих новый рынок, при принятии решений по вопросам расширения или сокращения деятельности, а также при решении целого комплекса управленческих задач и проблем.

Подходы к оценке конкурентоспособности предприятий. Согласно теории эффективной конкуренции интенсивность конкуренции и, следовательно, уровень конкурентоспособности компании определяются потенциалом рынка; легкостью вхождения на него; видом товара; однородностью рынка; структурой отрасли или конкурентными позициями фирм; возможностями для технологических нововведений и т. д.

Анализ этих факторов должен сопровождаться детальной оценкой экономических показателей деятельности фирмы. Этот подход позволяет в определенных пределах делать выводы относительно деятельности не только отдельного предприятия, но и отрасли в целом.

Наиболее оптимальной с точки зрения информативности и практической применимости полученных результатов является комплексная оценка уровня конкурентоспособности. Она базируется на тщательном анализе технологических, финансовых, производственных и сбытовых возможностей фирмы по определенным показателям. В результате их анализа получают информационный массив, который является значительной базой для принятия дальнейших управленческих решений структурного и инфраструктурного характера.

2. Методы оценки конкурентоспособности

Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке.

Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:

1) горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором  показатели сравниваются с такими  же за другие периоды;

2) вертикальный анализ, при  котором исследуется структура  показателей путем постепенного  спуска на более низкий уровень  детализации;

3) факторный анализ –  анализ влияния отдельных элементов  конкурентоспособности предприятия  на общие экономические показатели;

4) сравнительный анализ  – сравнение исследуемых показателей  с аналогичными среднеотраслевыми  или с аналогичными показателями  конкурентов.

Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

1) оценка с позиции сравнительных  преимуществ;

2) оценка с позиции теории  равновесия;

3) оценка исходя из теории  эффективности конкуренции;

4) оценка на базе качества  продукции;

5) профиль требований;

6) профиль полярностей;

7) матричный метод;

8) SWOT-анализ;

9) построение «гипотетического  многоугольника конкурентоспособности».

Необходимо отметить, что вышеперечисленные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой – стоимость этих факторов, следующий – качество продукции. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других – экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других – число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.

3. Понятие факторов, влияющих  на конкурентоспособность, и их  классификация. Внутренние и внешние  факторы конкурентоспособности  предприятия

Информация о работе Экономика предприятия