Экономика труда в системе других наук. Понятие. Связь с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:26, реферат

Краткое описание

В задачи данной работы входит, во –первых, рассмотрение значения труда в развитии человека. И во–вторых, изучение роли труда в развитии научно-технического прогресса и общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предмет экономики труда…………………………………………………..….6
2. Значение труда в развитии человека…………………………………………..9
3. Роль труда в развитии научно – технического процесса и общества……...13
4. Связь экономики труда с другими науками………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы……………………………………….……22

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика труда в системе других наук.docx

— 41.45 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая  категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом  и отдельных его индивидов.

  Выполняя  трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.

  Общественный  труд является общей базой, истоком  всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и  проявляется сущность труда как  базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда  раскрывается в категориях "характера  труда" и "содержания труда"

  Разный  по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в  управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают  различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень  трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий  облегчают труд человека, создают  для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым  его производственную отдачу и удовлетворенность  трудом, способствуют развитию личности.

  В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:

  • творческий и репродуктивный (стереотипный),

  • физический и умственный,

  • простой и сложный,

  • исполнительный и организаторский (управленческий),

  • самоорганизованный и регламентированный.

  Творческий  труд предполагает постоянный поиск  новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату.

  В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда  ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению "стандартного" результата.

  Физический  труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его  в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все  эти признаки взаимосвязаны и  только в единстве дают характеристику физического труда как социального  процесса.

  Умственный  труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого  взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности  производства в знании, организации  и управлении.

  Во  всех отраслях производства, на каждом предприятии содержание труда воплощено  в те или иные профессии, различающиеся  функциями и используемыми при  этом орудиями труда. Чисто количественное распределение физических и умственных функций не может служить решающим критерием для признания того или иного вида труда умственным или физическим. Всякий процесс труда  требует определенных умственных и  физических усилий. Различие в содержании труда основано на выделении той  функции, которая для результативности данного вида труда имеет решающее значение.

  Простой - это труд работника, не имеющего квалификации, т.е. неквалифицированный труд.

  Сложный - это труд работника, имеющего квалификацию т.е. квалифицированный труд, связанный с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалифицированные работы обычно определяются разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником[5, с. 96].

  Каждый  из этих видов трудов является  востребованным в  экономике любого государства. Существует  тесная взаимосвязь  между  видом труда, который  осуществляет человек  и уровнем его интеллектуального  развития, если  это  касается  профессиональной деятельности человека. Как  правило, люди  с высоким  уровнем  интеллекта  занимаются квалифицированным, сложным, творческим   трудом. Эти  люди  обладают  большим  объемом человеческого капитала, нежели  те  люди, которые занимаются  простым физическим  трудом. Хотя  мы все знаем, что  труд  шахтера  или строителя  является не мене  важным  труда хирурга или  академика.

  Процесс накопления знаний, умений и навыков  является  процессом  накопления человеческого капитала. А  объем  этого  капитала  можно  считать  критерием развития  человека. Получение  знаний и навыков  является  большим  трудом, который  человек осуществляет на протяжении всей своей жизни, поэтому  можно сказать, что  человек развивается  вся  свою жизнь.

  Даже  самые  незначительные достижения в  любой сфере деятельности человека  происходят  как следствие  труда  людей.

  На  протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные  формы организации производства, пытаются получить  эффект от своей  трудовой деятельности. При этом и  сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а  затем видоизменяются и совершенствуются сами. 
 
 
 
 

  3. Роль труда в развитии  научно- технического прогресса и общества

  Анализируя  становление человеческого общества, Ф.Энгельс подчеркивал, что человек обязан труду   в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном развитии мозга животного в мозг человека, после чего действия последнего стали носить  сознательный характер. В результате совместной деятельности рук, органов речи и мозга, отношения между собой люди приобретали способность выполнять все более сложные операции, ставить перед собой новые цели  и достигать их. Труд в процессе развития  человека  становился  все более разнообразным, совершенным, многосторонним: охота, скотоводство, земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство и торговля. Постепенно появились и развились искусство, науку, право, политика и другие формы трудовой деятельности. Так в общем виде может быть представлен генезис все боле усложняющихся в своем развитии  видов труда.

  В цивилизованном обществе деятельность человека  направлена на создание машин, механизмов, материалов  с заранее  заданными свойствами, отсутствующими  непосредственно в природе, средств  передачи и хранения информации, произведений искусства и литературы, совершенствование  научных открытий. По мере развития производительных сил меняется  и само человеческое общество, образ  жизни людей. Под влиянием научно-технического прогресса происходят такие процессы, как систематическое  изменение  содержания преимущественно физического  труда в результате комплексной  механизации, автоматизации, кибернетизации производства и коренного улучшения  его организации. Повышается общеобразовательный  и культурно – технический  уровень  и квалификация работников, на фоне непрерывного роста производительности  как общественного, так и индивидуального  труда  повышается уровень и качество жизни населения .

  Мощным  фактором роста производительных сил  общества является  органическое соединение  науки с производством, так как  научно-техническая революция означает не только применение новых видов  энергии, материалов, электронно-вычислительных машин и даже комплексной автоматизации производства, а  глубокую перестройку всего технического базиса производства, форм его организации  и управления.

  Одним из существенных моментов  развития производства является переход от экстенсивных методов к  интенсивным. Под экстенсивным ростом производства понимается  его расширение  преимущественно с помощью новых капиталовложений и вовлечения новых сил в производственный процесс. Интенсификация производства означает  количественный рост и качественное улучшение продукции  в первую очередь  за счет  существенного повышения  степени использования всех средств производства – как орудий труда и материалов, так и наличного потенциала рабочей силы, дальнейшего значительного повышения  производительности  труда  на основе применения  более  совершенной техники и технологии производства, быстрого  освоения достижений  научно-технического прогресса.

  Опыт  развития производства в странах  с  рыночной экономикой показывает, что наряду  с концентрацией  производства по горизонтали – путем  объединения  предприятий, производящих  однотипную продукцию, происходит  концентрация производства по вертикале – в виде комбинатов, т.е. объединения предприятий, осуществляющих последовательные ступени переработки сырья либо связанных различными формами общественного разделения  труда и специализации производства. Наглядными примерами металлургические, нефтехимические, лесохимические и другие  комбинаты. Прогрессивной формой  концентрации  является  комбинированные производства.

  Появление электронно-вычислительной техники  и рост  быстродействия  ЭВМ  оказались  одним из наиболее впечатляющих  направлений НТР. Производство и  применение  ЭВМ  растет быстрыми темпами, но при этом полностью  учитывается  роль «человеческого фактора» в руководстве  производством благ и услуг.

  Роль  труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

  Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение  рынка товарами, услугами, культурными  ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и  их последующее удовлетворение.

  Развитие  и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве  населения, повышении его материального  и культурного уровня.

  В процессе   труда проявляются  также и процесс знания, способности  и навыки человека, которые становятся  источником его доходов, а также  доходов предприятия, а также  общества и  государства.

  Специалисты Всемирного банка  предложили  методологию  оценки «человеческого капитала», исходя  из расширительной концепции национального  богатства, которое образуется за счет использования  соответственно трех форм капитала: человеческого, природного и материального.

  Человеческий  капитал  некоторые специалисты  рассматривают как  основной фактор социально-экономического роста. Суть выдвинутой концепции устойчивого  развития и накопления национального  богатства  состоит в том, что  именно  личность человека определяет их состояние и перспективы. Именно развитие человека служит конечной целью  функционирования общества, а экономический  рост – средство достижения этой цели.  При этом мерой развития человека должно служить не само по себе количество товаров и услуг, которыми он располагает, а свобода его развития, и в  частности, свобода духовной и творческой жизни, а также возможность  выбора путей совершенствования его способностей.

  Среди специалистов существуют различные  толкования  человеческого капитала. Наиболее часто  оно трактуется  как имеющийся  у каждого человека запас  знаний, способностей к труду, опыта применения таких качеств  в общественном производстве товаров  и услуг, а также  и в отстаивании  права на соответствующее вознаграждение. Сочетание этих признаков - залог  позитивного развития членов общества  и источник увеличения национального  богатства. Такая трактовка используется во многих развитых странах. В отечественной  практике оценку человеческого капитала в рамках  расширительной концепции  национального богатства применяют  лишь отдельные экономисты.

  Для  расчетов показателей национального  богатства в соответствии  с  расширительной концепцией  предстоит  выработать  единые принципы определения  всех его составных частей  и  общие методологические подходы  к оценке роли этих элементов  в  воспроизводственном процессе. Предстоит уточнить границу  между потребляемой и накапливаемой частями ВВП, особенно в связи  с оценками  человеческого капитала.

Информация о работе Экономика труда в системе других наук. Понятие. Связь с другими науками