Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:26, реферат
В задачи данной работы входит, во –первых, рассмотрение значения труда в развитии человека. И во–вторых, изучение роли труда в развитии научно-технического прогресса и общества.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Предмет экономики труда…………………………………………………..….6
2. Значение труда в развитии человека…………………………………………..9
3. Роль труда в развитии научно – технического процесса и общества……...13
4. Связь экономики труда с другими науками………………………………….18
Заключение………………………………………………………………………...21
Список использованной литературы……………………………………….……22
Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.
Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений.
Общественный
труд является общей базой, истоком
всех социальных явлений. Он изменяет
положение различных групп
Разный
по содержанию труд требует от работников
неодинакового уровня профессиональных
знаний, разной степени участия в
управлении производственным процессом,
различного уровня общей культуры,
отражается на структуре его потребностей.
Различия в содержании труда порождают
различия в квалификации работников,
влияют на их отношение к труду, уровень
трудовой активности. Обогащение содержания
труда, улучшение его условий
облегчают труд человека, создают
для него эмоциональный и
В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:
• творческий и репродуктивный (стереотипный),
• физический и умственный,
• простой и сложный,
• исполнительный и организаторский (управленческий),
• самоорганизованный и регламентированный.
Творческий
труд предполагает постоянный поиск
новых решений, новых постановок
задач, активное варьирование функций,
самостоятельность и
В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению "стандартного" результата.
Физический
труд характеризуется
Умственный
труд включает информационные, логические,
обобщающие и творческие элементы,
характеризуется отсутствием
Во всех отраслях производства, на каждом предприятии содержание труда воплощено в те или иные профессии, различающиеся функциями и используемыми при этом орудиями труда. Чисто количественное распределение физических и умственных функций не может служить решающим критерием для признания того или иного вида труда умственным или физическим. Всякий процесс труда требует определенных умственных и физических усилий. Различие в содержании труда основано на выделении той функции, которая для результативности данного вида труда имеет решающее значение.
Простой - это труд работника, не имеющего квалификации, т.е. неквалифицированный труд.
Сложный - это труд работника, имеющего квалификацию т.е. квалифицированный труд, связанный с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалифицированные работы обычно определяются разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником[5, с. 96].
Каждый
из этих видов трудов является востребованным
в экономике любого государства.
Существует тесная взаимосвязь
между видом труда, который осуществляет
человек и уровнем его
Процесс накопления знаний, умений и навыков является процессом накопления человеческого капитала. А объем этого капитала можно считать критерием развития человека. Получение знаний и навыков является большим трудом, который человек осуществляет на протяжении всей своей жизни, поэтому можно сказать, что человек развивается вся свою жизнь.
Даже самые незначительные достижения в любой сфере деятельности человека происходят как следствие труда людей.
На
протяжении всей своей жизни люди
познают способы взаимодействия
с природой, находят более совершенные
формы организации
3. Роль труда в развитии научно- технического прогресса и общества
Анализируя
становление человеческого
В цивилизованном обществе деятельность человека направлена на создание машин, механизмов, материалов с заранее заданными свойствами, отсутствующими непосредственно в природе, средств передачи и хранения информации, произведений искусства и литературы, совершенствование научных открытий. По мере развития производительных сил меняется и само человеческое общество, образ жизни людей. Под влиянием научно-технического прогресса происходят такие процессы, как систематическое изменение содержания преимущественно физического труда в результате комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации производства и коренного улучшения его организации. Повышается общеобразовательный и культурно – технический уровень и квалификация работников, на фоне непрерывного роста производительности как общественного, так и индивидуального труда повышается уровень и качество жизни населения .
Мощным
фактором роста производительных сил
общества является органическое соединение
науки с производством, так как
научно-техническая революция
Одним из существенных моментов развития производства является переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсивным ростом производства понимается его расширение преимущественно с помощью новых капиталовложений и вовлечения новых сил в производственный процесс. Интенсификация производства означает количественный рост и качественное улучшение продукции в первую очередь за счет существенного повышения степени использования всех средств производства – как орудий труда и материалов, так и наличного потенциала рабочей силы, дальнейшего значительного повышения производительности труда на основе применения более совершенной техники и технологии производства, быстрого освоения достижений научно-технического прогресса.
Опыт развития производства в странах с рыночной экономикой показывает, что наряду с концентрацией производства по горизонтали – путем объединения предприятий, производящих однотипную продукцию, происходит концентрация производства по вертикале – в виде комбинатов, т.е. объединения предприятий, осуществляющих последовательные ступени переработки сырья либо связанных различными формами общественного разделения труда и специализации производства. Наглядными примерами металлургические, нефтехимические, лесохимические и другие комбинаты. Прогрессивной формой концентрации является комбинированные производства.
Появление электронно-вычислительной техники и рост быстродействия ЭВМ оказались одним из наиболее впечатляющих направлений НТР. Производство и применение ЭВМ растет быстрыми темпами, но при этом полностью учитывается роль «человеческого фактора» в руководстве производством благ и услуг.
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.
Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.
Развитие
и совершенствование
В процессе труда проявляются также и процесс знания, способности и навыки человека, которые становятся источником его доходов, а также доходов предприятия, а также общества и государства.
Специалисты Всемирного банка предложили методологию оценки «человеческого капитала», исходя из расширительной концепции национального богатства, которое образуется за счет использования соответственно трех форм капитала: человеческого, природного и материального.
Человеческий капитал некоторые специалисты рассматривают как основной фактор социально-экономического роста. Суть выдвинутой концепции устойчивого развития и накопления национального богатства состоит в том, что именно личность человека определяет их состояние и перспективы. Именно развитие человека служит конечной целью функционирования общества, а экономический рост – средство достижения этой цели. При этом мерой развития человека должно служить не само по себе количество товаров и услуг, которыми он располагает, а свобода его развития, и в частности, свобода духовной и творческой жизни, а также возможность выбора путей совершенствования его способностей.
Среди
специалистов существуют различные
толкования человеческого капитала.
Наиболее часто оно трактуется
как имеющийся у каждого человека
запас знаний, способностей к труду,
опыта применения таких качеств
в общественном производстве товаров
и услуг, а также и в отстаивании
права на соответствующее
Для расчетов показателей национального богатства в соответствии с расширительной концепцией предстоит выработать единые принципы определения всех его составных частей и общие методологические подходы к оценке роли этих элементов в воспроизводственном процессе. Предстоит уточнить границу между потребляемой и накапливаемой частями ВВП, особенно в связи с оценками человеческого капитала.
Информация о работе Экономика труда в системе других наук. Понятие. Связь с другими науками