Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:14, курсовая работа
Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные функции, условия возникновения и структуру. Кроме того, необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция и, нашей целью ставится выявить проблемы формирования конкурентных рынков в России.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и инфраструктуру.
4.Сделать выводы.
Другой составной частью рынка факторов производства является рынок реального капитала; к нему следует отнести прежде всего товары и услуги производственного назначения, или тс товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но используются для решения задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами, ибо, как правило, с этим рынком сопряжено решение проблем инвестиций, капитальных вложений.
К разновидности данного типа рынка, по нашему мнению, следовало бы отнести продукцию научного производства. В условиях НТП она становится определяющим фактором в отношении совершенствования технологий; техники, систем организации и управления хозяйственными и социально-экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. На этом рынке объектами купли-продажи являются патенты, лицензии, ноу-хау (знание и опыт), инжиниринг, опытные образцы и т.п. Многомерность и многоплановость воздействия продукции данного рынка на состояние и качество инвестиционных товаров, рабочей силы, любых конечных товаров и услуг обусловливает необходимость привлечения внимания к условиям функционирования системы образования, высшей школы и науки, которые в единстве с культурой, духовностью являются отправной точкой истинного социально-экономического прогресса.
Этот рынок выступает в роли предвестника будущего состояния прочих рынков. Информационный рынок объективно связан с обеспечением самых разнообразных и многоплановых сведений о состоянии дел на том или ином рынке, с целью принятия адекватных решений в соответствии со складывающейся ситуацией. Поэтому информационный рынок в прямом его функциональном назначении сводится к обеспечению хозяйственных субъектов самой разнообразной информацией краткосрочного и среднесрочного характера.
При расширительной трактовке информационного рынка в него можно включить как одну из составных частей рынок научно-технической продукции. Однако подобная интеграция вряд ли принесла бы пользу, так как рынок продукции научного производства — предвестник будущего состояния прочих товарных рынков, включая информационный рынок в узком смысле этого слова. В долгосрочном плане не могут приниматься решения без информации о достижениях в области науки и техники, без знания тенденций развития разделения труда, рыночной ситуации.
Одним из структурных
подразделений рынка ресурсов является
рынок земли. Под землей в данном
случае понимаются не просто земельные
участки для
Понимая содержание арендных отношений, связанных рентными платежами, можно с полным основанием сказать, что, даже если в той или иной стране законодательно не закреплено право частной собственности на землю и устанавливается единая государственная собственность на нее, то это не значит, что в этой стране не может быть рынка земли. В данном случае единственным арендодателем выступает государство, которое передает землю либо в срочное, либо в бессрочное распоряжение, но всегда в той или иной форме взимает в государственный бюджет рентные платежи. В таком случае в лице государства мы видим единственного «продавца», тогда как «покупателями» могут выступать любые хозяйственные субъекты —
физические или юридические лица.
Важное место в рыночной экономике занимает финансовая система. Под ней понимается система формирования, распределения и использования денежных ресурсов в процессе общественного воспроизводства. Финансовые ресурсы необходимы всем хозяйственным субъектам независимо от сферы деятельности. Финансовые отношения пронизывают все уровни народного хозяйства. На микроуровне, т.е. на уровне непосредственно хозяйственных единиц, формируются и действуют финансовые фонды предприятий, отражающие движение денежных ресурсов предприятия в различных формах (заработная плата, прибыль, налоги, кредиты).
На макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики, важную роль играют централизованные фонды финансовых ресурсов. Это — федеральные, региональные и местные бюджеты. При этом необходимо подчеркнуть, что бюджетные финансовые ресурсы не имеют рыночного характера. Бюджеты всех уровней, а также некоторые внебюджетные финансовые фонды образуются посредством безвозмездного (рынок предполагает непременную возмездность) изъятия части как доходов граждан, так и предпринимательского дохода в виде налогов, отчислений, взносов и используются в соответствии с задачами экономической и социальной политики страны путем бюджетных ассигнований. Эти ассигнования в конечном счете оказываются в руках тех или иных юридических или физических лиц, которые с полученными на безвозмездной основе денежными ресурсами опять-таки отправляются на рынок и предъявляют спрос на необходимые им те или иные материальные или духовные блага.
Благодаря системе государственных
финансов происходит решение многих
социально-экономических
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности — акциях, облигациях, векселях. Фактически происходит раздвоение капитала на реальный и фиктивный, каждый из которых, несмотря на взаимную предопределенность, получает самостоятельное движение, обращение. Реальный капитал — это фонды предприятий (здания и сооружения, машины и оборудование, сырье и материалы). Фиктивный капитал отражает реальный капитал в ценных бумагах; они получают хождение как самостоятельный товар и обладают, как и любой другой товар, ценой, которая называется курсом ценных бумаг.
На рынке ценных бумаг существуют две организационные формы: торговли этими бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (главным образом акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, где идет первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Особое место занимает денежный рынок. Если на обычном товарном рынке деньги выполняют посредническую функцию в обмене товарами и выступают мерилом их цены, то на финансовом рынке они сами становятся полноправным товаром; при этом цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. Предложение денег прежде всего формируется за счет сбережений населения, а также накоплений предприятий и организаций. Причем предложение денег обусловлено стремлением их владельцев к получению процента. Следовательно, можно заключить, что предложение денег связано с наличием временно свободных денежных средств. Спрос на деньги возникает у хозяйственных агентов, а также у государства, когда собственных средств оказывается недостаточно для финансирования тех или иных социальных или хозяйственных проектов и программ.
Таким образом, денежный
рынок — это сфера, в которой
соединяются два
Рынки можно классифицировать и по другим критериям. В частности, по отраслевой принадлежности продукта (рынки автомобилей, стали, нефти, компьютеров), по характеру продаж (рынки оптовой и розничной торговли), по пространственному размещению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру конкуренции (совершенной и несовершенной конкуренции). Как ранее рассмотренные типы рынков, так и эти их виды будут анализироваться по мере прохождения курса экономической теории.
Рынок – это механизм, сводящий вместе
покупателей (предъявителей спроса) и
продавцов (поставщиков) товаров и услуг.
Спрос – это
вид зависимости величины покупок, которые
покупатели готовы совершить на рынке
определенного вида благ в определенный
период времени, от уровня цены на эти
блага (при прочих неизменных условиях).
Закон спроса
– состоит в том, что повышение цен обычно
ведет к уменьшению величины спроса, и
наоборот; отсюда следуют выводы:
1. Повышение цены не всегда гарантирует
увеличение выручки от продаж, а снижение
не всегда грозит падением этой выручки.
2. При определении цены на свой товар
любой должен прикинуть: сколько он сможет
выручить при такой цене исходя из существующей
чувствительности спроса на этот товар
к изменениям цены.
Предложение
— отражает то количество товара, которое
производители согласны представить на
рынок по данной цене.
Закон предложения
— при прочих равных условиях, повышение
цены приводит к росту величины предложения;
снижение цены — к снижению величины предложения.
Рыночное равновесие
— ситуация на рынке, когда спрос на товар
равен его предложению; объем продукта
и его цену называют равновесными или
ценой рыночного клиринга. Такая цена
имеет тенденцию в отсутствии изменений
спроса и предложения оставаться неизменной.
Рыночное равновесие характеризуется
равновесной ценой и равновесным объёмом.
Устойчивость равновесия
— способность рынка приходить в состояние
равновесия путём установления прежних
равновесной цены и равновесного объёма.
Закон спроса
В экономическом смысле в основе спроса
лежит не просто потребность или нужда
в том или ином благе, а готовность и способность
платить за него. Общий спрос покупателей
на благо находит свое отражение на кривой
спроса.
Спрос проявляется и в объеме спроса,
означающем то количество блага, которое
было бы куплено по некоторой цене при
неизменности прочих факторов, влияющих
на спрос.
Связь между ценой блага и объемом спроса
на него выражается в законе спроса.
Согласно закону спроса потребителями,
при прочих равных условиях, будет куплено
тем большее количество товаров, чем ниже
их рыночная цена. То есть закон спроса
состоит в обратной зависимости между
уровнем цен и количеством покупаемой
продукции.
Различают:
индивидуальный спрос - это спрос конкретного
субъекта;
рыночный спрос - это спрос всех покупателей
на данный товар.
Принято различать индивидуальный
спрос как спрос отдельного покупателя
на определенный товар и рыночный
спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей
для каждой цены товара. Если обозначить
через qij спрос на i – товар j – того
покупателя, то рыночный спрос можно выразить
как
QD = ∑qi
При изменении прочих факторов и постоянной
цене товара произойдет изменение самого
спроса. В результате изменения спроса
потребители готовы покупать больше (или
меньше) товаров, чем раньше, при той же
цене, или готовы платить за прежнее количество
товаров более высокую цену. Для обоснования
достоверности закона спроса может быть
предложено несколько аргументов.
1. В подавляющем большинстве случаев
существует так называемый ценовой барьер:
если цена повышается, то для какой-то
части людей товар оказывается недоступным,
и они вынуждены будут отказаться от его
покупки; чем выше цена, тем больше будет
людей, для которых ценовой барьер окажется
непреодолимым.
2. Рост объема спроса при снижении цены
можно обосновать возникающим при этом
эффектом дохода – он возникает, когда
снижение цены на товар экономит часть
дохода покупателя, сам доход в этом случае
не меняется, но экономия дает покупателю
возможность приобрести на сэкономленную
сумму дополнительное количество товара.
3. Рос объема спроса при снижении цены
объясняется и эффектом замещения – он
связан с проблемой выбора. Если из двух
взаимозаменяемых товаров один становится
дешевле, то покупатель отдаст предпочтение
более дешевому товару и сократит покупки
другого, ставшего относительно первого
более дорогим.
4. Рост величины спроса при снижении цены
можно объяснить и принципом убывания
предельной (дополнительной) полезности
товара. После изучения спроса рассматривается
предложение
Закон предложения
Объем предлагаемого к продаже товара
при прочих равных условиях будет тем
меньше, чем выше цена на товар, то есть
между предложением и ценой существует
прямая зависимость. Эта зависимость называется
законом предложения. Как и в случае спроса
существует индивидуальное и рыночное
предложение. Объем предложения можно
записать как сумму объема предложения
i – того продавца: QS = ∑ QSi
Закон предложения – состоит
в том, что повышение цен обычно ведет
к росту величины предложения, и наоборот
(на поведение покупателей влияют прежде
всего полезность блага и бюджет, на поведение
изготовителя – затраты на изготовление
и уровень прибыли).
Аргументация достоверности закона предложения.
1. Когда цена на товар растет, производители,
заинтересованные в увеличении прибыли,
начнут расширять свое производство. Кроме
того, в отрасль, где растут цены, устремятся
производители из других отраслей, изымая
свои капиталы из менее прибыльного дела.
Открытие новых предприятий еще больше
увеличит объем предложения.
2. Рост объема предложения связан с ростом
цены товара еще и потому, что производство
каждой дополнительной единицы товара
требует дополнительных затрат. Следовательно,
дополнительная продукция будет производиться,
если будет расти цена товара. Расширение
производства может продолжаться до тех
пор, пока дополнительные затраты не превысят
дополнительный доход, полученный от производства
еще одной дополнительной единицы продукции.
3.2Механизм
достижения рыночного равновесия
Информация о работе Экономическая сущность рынка, и его функции