Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:14, курсовая работа
Цель темы – раскрыть экономическую сущность рынка, его наиболее важные функции, условия возникновения и структуру. Кроме того, необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция и, нашей целью ставится выявить проблемы формирования конкурентных рынков в России.
В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и инфраструктуру.
4.Сделать выводы.
Свободное движение цены в соответствии
с изменением спроса и предложения, приводит
к тому, что товары, проданные на рынке,
распределяются в соответствии со способностью
покупателей оплатить цену, предлагаемую
производителем. Если спрос превышает
предложение, то цена будет расти до тех
пор, пока спрос не перестанет превышать
предложение. Если предложение больше,
чем спрос, то на рынке совершенной конкуренции
цена будет снижаться до тех пор, пока
все предлагаемые товары не найдут своих
покупателей.
Равновесие спроса и предложения достигается
при пересечении кривых спроса и предложения.
В точке пересечения объем предложения
будет равен объему спроса и устанавливается
цена равновесия, одинаково удовлетворяющая
как продавцов, так и покупателей. При
любой более низкой цене излишек спроса
будет толкать цену вверх, а при цене выше
равновесной предложение превысит спрос,
и цена снизится до уровня равновесия.
Виды рыночного равновесия
Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым.
Если после нарушения равновесия рынок
приходит в состояние равновесия и устанавливаются
прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после
нарушения равновесия устанавливается
новое равновесие и изменяется уровень
цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.
Различают три вида рыночного равновесия:
мгновенное, краткосрочное и долгосрочное,
через которые последовательно проходит
предложение в процессе увеличения его
эластичности в ответ на возрастание спроса.
Устойчивость равновесия
Равновесие механической системы устойчиво,
если при малом возмущении (смещении, толчке)
точки системы во всё последующее время
мало отклоняются от равновесных положений;
в противном случае равновесие неустойчиво.
Обычно при малых возмущениях точки системы,
находящейся в положении устойчивого
равновесия, совершают около их равновесных
положений малые колебания, которые вследствие
сопротивлений со временем затухают, и
равновесие восстанавливается. Более
строго У. р. определяется и исследуется
так же, как и устойчивость движения. В
случае механической консервативной системы
достаточное условие У. р. даётся теоремой
Лагранжа — Дирихле, согласно которой
равновесие устойчиво, если в положении
равновесия потенциальный энергия системы
минимальна.
Виды устойчивости
1. Абсолютная;
2. Относительная;
3. Локальная (колебания цен происходит,
но в определенных пределах);
4. Глобальная (Устанавливается при любых
колебаниях).
3.3 Классификация типов рынков
В связи с этим главными критериями классификации типов рынков являются степень свободы конкуренции и характер ценообразования, в зависимости от которых различают четыре основных типа (модели) рынков:
Свободный (чистой или совершенной) конкуренции;
Многополистической конкуренции;
Олигополистической конкуренции;
Чистой монополии
1. Рынок свободный
(чистой или совершенной)
При расширении объема производства фирма, как правило, не меняет цену. Зависимость между ценой и спросом на рынке для отраслей национальной экономики является обратно пропорциональной, т.е. снижение цен приводит к увеличению спроса. Если наблюдается увеличение предложения товаров в отраслях, то их цена уменьшается во всех фирмах независимо от объема производства.
В условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметную роль, цены складываются в основном под воздействием спроса и предложения и приближаются к единым рыночным ценам конкретного товара в соответствующем месте и фиксированный момент времени. Поэтому фирмы приспосабливаются к существующим уровням цен и вынуждены с ними считаться. Чем более совершенным является рынок, тем больше предпосылок, для того чтобы во всех фирмах в один и тот же момент за аналогичный товар платили одинаковую цену.
На рынке
свободной конкуренции
В современных условиях единственными примерами рынка, приближающегося к свободной конкуренции, являются так называемые городские рынки, ярмарки и биржевой рынок. Продавцы на рынке свободной конкуренции не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, поскольку на нем роль маркетинговых исследований, мероприятий по разработке товара, политики цен, стимулирования сбыта товаров, рекламы и других мер ограничена. Рынок указанного типа не однороден по развитию конкуренции и ее воздействию на производство и потребление. Экономическая наука различает чистую и совершенную конкуренцию. Чистая конкуренция предполагает всего лишь отсутствие монополии, что достигается наличием большого числа покупателей и продавцов одинакового и в основном стандартного товара. Совершенная конкуренция, кроме этого фактора, включает еще множество других, благодаря которым восстанавливается равновесие на рынке. К таким факторам относятся мобильность ресурсов, четкая информированность, способность быстро перестраивать технологию, организацию производства, производственный режим, оперативно концентрировать финансы.
На рынке
чистой конкуренции работают предприятия,
занимающиеся весьма широкой сферой
предпринимательской
2. Рынок монополистической
конкуренции - второй по массовости
тип рынка, состоящий из
Особенностями
рынка монополистической
1) острая конкурентная борьба между фирмами;
2) фирменная
дифференциация товаров,
3) легкость проникновения на рынок;
4) разный подход к
установлению цен в
Фирма формирует цену производимой продукции с учетом структуры потребительского спроса, издержек производства, цен товаров фирм-конкурентов, используя разные стратегии ценообразования и оптимально выбранный метод установления цен.
Ценообразование на рассматриваемом типе рынка осуществляется в условиях конкуренции предприятий, производящих многообразную группу товаров (услуг), которые являются неполными заменителями. Однако товар (услуга) конкретного предприятия дифференцирован и обладает специфическими особенностями. В связи с этим предприятие имеет некоторую монополию при установлении цены своего фирменного товара (услуги), которая ограничивается наличием его конкурентных заменителей, произведенных другими предприятиями и представленных на рынке.
При монополистической
конкуренции возникает проблема
не только единичного, но и группового
равновесия (проблема взаимоприспособления)
экономических сил внутри группы
конкурирующих между собой
Рынок монополистической конкуренции менее мобилен по сравнению с рынком свободной конкуренции. Поэтому продавцы на таком рынке стремятся к увеличению объема продаж в первую очередь за счет "позиционирования" товара, предлагая, например, наряду с дорогими изделиями "элит - класса" и "люкс" (для покупателей с высоким уровнем доходов) товары обычного качества по более низким ценам. Для выхода на рынок монополистической конкуренции необходимо не только иметь продукцию, отличающуюся от продукции других продавцов, но и знать ее сравнительные достоинства и недостатки, так как цена на рынке - это прежде всего функция параметров предлагаемой покупателям продукции.
В современных российских условиях имеются большие возможности для развития монополистической фирменной конкуренции и создания сферы конкурентного ценообразования.
К числу рынков монополистической
конкуренции можно отнести
Рынок олигополистической конкуренции - специфический тип рынка, состоящий из небольшого количества (примерно 7-10) доминирующих крупных фирм (продавцов), которые обеспечивают весь рынок или его подавляющую часть и при этом предлагают как однородные (схожие) и взаимозаменяемые товары (прокат черных и цветных металлов, сталь, алюминий, пластмассы), так и отличные друг от друга (автомобили, компьютеры, электротехнику). Товар, который они поставляют, может быть однороден и стандартизирован или дифференцирован фирменной маркой.
На указанный рынок новому продавцу
проникнуть весьма трудно, поскольку
ведущие фирмы могут
При олигополистической конкуренции
применяется множество
На рынке олигополистической конкуренции существуют отдельные фирмы, занимающие на нем значительный удельный вес (более 20%), что позволяет им влиять на рыночную цену товара путем или ее диктата (могут побудить другие фирмы снизить или повысить цены определенных товаров), или варьирования объемом продаж, или воздействия на другие ценообразующие факторы. При этом любые фирмы осознают свою зависимость, как в ценообразовании, так и в других аспектах поведения, от
фирм-конкурентов и должны учитывать их реакцию.
В современных российских условиях также наибольшая часть промышленной продукции я некоторых видов услуг производится в олигополистических отраслях и входящих в них компаниях. К таковым, например, относятся нефтедобывающая в нефтеперерабатывающая промышленность, в которую входят разные акционерные общества и компаний (в том числе "Татнефть", "Славнефть", "Онако", "Коми ТЭК", "Сиданко", ГП "Роснефть". "Лукойл", "Юкос", "Сургутнефтегаз" и др.), угольная промышленность - с учетом региональной структуры и локализации сферы рынков, черная металлургия - по основным видам продукции и с учетом специализации производства, цветная металлургия (производство алюминия, олова, свинца, цинка и др.), станкостроение, моторостроение, производство электромашин, электродвигателей, автомобилей, тракторов, автобусов, комбайнов, экскаваторов, телевизоров, радиоаппаратуры, электронно-вычислительной техники, холодильников, стиральных машин, химическая промышленность (большинство видов продукции), транспортные услуги (авиационные и морские перевозки) и др.
Олигопсония подразумевает конкуренцию немногих концентрированных покупателей, которые в силу своего положения способны оказывать существенное воздействие на цену приобретаемого товара и другие условия функционирования рынка. В российских условиях олигопсония характерна в реализации зерна, сахара, льна, крупных партий скота.
В настоящее время наиболее эффективными моделями ценообразования на рынке олигополистической конкуренции являются модели, основанные на математической теории игр, с помощью которой анализируются варианты поведения субъектов с противоположными интересами. Она показывает, к каким последствиям может привести "война цен" между фирмами, при каких условиях они могут рассчитывать на уверенный успех и стабильность рыночной конъюнктуры. Математическая теория игр позволяет руководству фирмы сориентироваться в выборе наиболее выгодной политики цен на рынке олигополистической конкуренции.
Информация о работе Экономическая сущность рынка, и его функции