Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 13:23, курсовая работа
1.1. Общество и экономика. Материальное производство как основа жизни общества
Что такое экономика? Общество представляет собой совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими экономическими отношениями, определяющими все другие общественные отношения. Понятие "экономика" часто используется для характеристики общественного производства.
примата потребителя: появляется особый вид ответственности перед потребителем, и потребитель диктует свою волю, желания, вкус производителю;
рыночного ценообразования: цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения; договорных отношений; конкуренции;
государственного регулирования рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская система;
открытости экономики: хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;
обеспечения социальной защищенности населения. Структура рынка. В него включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.
По объектам обмена различают£рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.
В пространственном разрезе выделяют,гместный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, кото-рый охватывает всю национальную территорию; всемирный, мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращения определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.
По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.
В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика. Если владелец товара намерен увеличить его выпуск, исходя из спроса, он может рассчитывать на те количества материалов, дополнительных работников, капиталов и иных ресурсов, которые в состоянии приобрести на соседних рынках.
Экономическая жизнь предпринимателя протекает в двух направлениях. Одно из них микроэкономическое, которое характеризует поведение производителя на отдельно взятом рынке, другое — макроэкономическое, которое характеризует его связи с теми, кто владеет ресурсами и торгует ими на остальных рынках.
6.3. Инфраструктура рынка
Содержание рыночной инфраструктуры. Это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.
Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.
Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.
В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.
Основные элементы инфраструктуры рынка. Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи.
Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров.
Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах.Существуют и- международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.
Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.
Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда.
В рыночную инфраструктуру входят и государственные финансы. Их основу составляют республиканские и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перераспределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.
Важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила "рыночной игры".
6.4. Конкуренция — элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы
Конкуренция - это состязание между субъектами экономики, которое заключается в борьбе за рынки сбыта товаров для получения более высокой прибыли и других доходов. Конкуренция является одним из самых действенных механизмов регулирования рыночной экономики, а также цивилизованной и легализованной формой борьбы за существование.
Само слово "конкуренция" означает:
1) От латинского слова concurrencia, которое
переводится, как «сталкиваться» - соперничество
за наиболее эффективное
2) Борьба за доступный объем способного к оплате товаров спроса потребителей, которая ведется на всех тех сегментах рынка, доступный данным фирмам.
3) Конкуренция в экономике – противовес индивидуализму в ней.
Методы конкуренции - это более современные технологии, разнообразие ассортимента, сервис, более продающая реклама, более высокое качество товара, меньшие цены. Субъекты экономики - это фирмы, а объект – объем ограниченного платежеспособного спроса. Конкуренция в экономике зависит от темпа роста спроса, применения новых конкурентных методов борьбы, увеличения количества участников игры. Она способствует эволюционированию рыночной экономики. Какие же она выполняет функции:
1) Сопоставительная. Конкуренция в экономике - это универсальный инструмент сравнения эффективности производства разными фирмами одного и того же товара. Фирмы, издержки на производство у которых превышают рыночные цены на данный вид товара, становятся банкротами. А те, у которых они меньше – получают прибыль. В случае, когда издержки равны рыночной цене, возмещаются только затраты ресурсов, но есть ещё время на изменение ситуации в лучшую сторону.
2) Регулирования. Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу, фирма должна производить те товары, которые на данный момент пользуются спросом на рынке, а значит, ресурсы перенаправляются в те из отраслей, продукт которых наиболее востребован на данный момент.
3) Мотивации. Компании, предлагающие более качественную продукцию или по меньшей цене, получают прибыль, а те, которые не способны обеспечить достойное качество либо цену – выходят из игры.
4) Инновации. В ходе конкурентной
борьбы победит тот, у кого
более разнообразные и
5) Контроля. Экономическую силу любой фирмы контролирует конкуренция. Экономика страны, идущей по рыночному пути, развивается благодаря естественному отбору среди участников рынка.
6) Оптимизация. Обеспечивает получение
максимального уровня
Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия: поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.
Конкуренция по продукту — стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Например, в США продается одновременно 10 тыс. сортов муки, более 4 тыс. видов консервированной кукурузы, 50 сортов горчицы.
Конкуренция по условиям продаж — использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке для постоянных покупателей.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
Развитие конкурентных отношений в некоторых странах СНГ в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием
антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.
Глава 1. Экономическая теория как наука
1.3. Предмет экономической теории
1.4. Методы экономической теории
Глава 2. Экономическая система общества
2.1.Производство и экономика
Глава 3. Социально-экономическая сущность отношений собственности
3.1. Понятие собственности
3.2. Производственные и экономические отношения
3.3. Типы и формы собственности
3.4. Разгосударствление и приватизация
Глава 4. Производство: основные черты, факторы, результаты. Воспроизводство и его фазы
4.1. Производство и потребности. Классификация потребностей
4.2. Производство и ресурсы. Проблема ограниченности ресурсов
4.3. Продукт как результат производства. Свойства продукта. Индивидуальный и общественный продукт
4.4. Понятие воспроизводства. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления
4.5. Эффективность производства. Показатели эффективности. Пути и факторы повышения эффективности производства
Глава 5. Формы общественного хозяйства
5.1. Понятие формы общественного хозяйства. Натуральное и товарное производство
5.2. Основные элементы товарного хозяйства
5.3. Деньги — элемент товарного хозяйства5
5.4. Закон стоимости — экономический закон товарного производства
Глава 6. Рынок: его функции и структура
6.1 Объективные основы формирования рынка
6.2. Функции и структура рынка
6.3. Инфраструктура рынка
6.4. Конкуренция — элемент рыночного механизма. Формы и методы конкурентной борьбы