Экономические блага и их классификации. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:26, курсовая работа

Краткое описание

Материальной основой любой экономики является производство, которое представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. При этом совокупность природных, социальных и духовных сил, участвующих в создании товаров, услуг и иных ценностей, составляет источники или ресурсы производства.
Потребности у человека самые различные, а для удовлетворения этих потребностей существуют разнообразные блага.

Вложенные файлы: 1 файл

курс по благам.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Введение

     Материальной  основой любой экономики является производство, которое представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для  существования и развития общества. При этом совокупность природных, социальных и духовных сил, участвующих в создании товаров, услуг и иных ценностей, составляет источники или ресурсы производства.

     Потребности у человека самые различные, а  для удовлетворения этих потребностей существуют разнообразные блага.

     Любой процесс производства, неразрывно связанный с потреблением товаров и услуг, расходованием имеющихся в распоряжении общества ресурсов для их производства, направлен на удовлетворение потребностей общества и индивидов. С расходованием ресурсов связаны все проблемы экономического развития.

     Процесс производства материальных благ в любой  общественно-экономической формации представляет собой взаимодействие рабочей силы, предметов и орудий труда. «Каковы бы ни были общественные формы производства, - писал К. Маркс, - рабочие и средства производства всегда остаются его факторами» [1, c. 30].

     Актуальность  изучения темы данной курсовой работы обусловлена тем, что воспроизводство  условий существования человека (создание экономических благ) основано на единстве и взаимодействии производительных сил общества (вещественный фактор) и производственных отношений, возникающих между людьми в процессе производства, распределения и потребления экономических благ.

     Цель  курсовой работы - экономические блага и их классификации. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ.

     Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

     - рассмотреть сущность экономических  и неэкономических благ;

     - рассмотреть классификацию экономических  и неэкономических благ;

     - рассмотреть анализ взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ с позиции теории эластичности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Сущность экономических и неэкономических  благ

     1.1. Благо как системообразующая  категория хозяйствования

     Центральной категорией теорий товарного производства является товар, которой исторически и логически предшествует категория «благо». Рассмотрим эту категорию.

     Благо — это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

     Иногда  блага рассматриваются как воплощенная  полезность, которой могут быть не только продукты труда, но и плоды  природы.

     Особое  место среди благ, необходимых  человеку, роль которых возрастает, занимают услуги.

     Услуги — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие - либо потребности человека.

     Для понимания благ большое значение имеет их классификация. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ.

     Наиболее  распространенным является подразделение  благ на материальные и нематериальные.

     1) Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят  и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие — форма присвоения полезности [3, c. 83].

     2) Нематериальные блага — это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

     Различают две подгруппы нематериальных благ:

     - внутренние — блага, данные  человеку природой, которые он  развивает в себе по собственной  воле (голос; пение, декламация; музыкальный  слух; музицирование; способности  к науке и т.д.);

     - внешние — это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.).

     Кроме отмеченных групп благ рассматриваются  также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долго- и краткосрочные  и т.д.

     Особое  значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические [5, c. 68].

     К экономическим благам относятся  те, которые являются объектом или  результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в  количестве, ограниченном по сравнению  с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обусловливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ.

     Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе «свободно», в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

     Таким образом, именно соотношение между  потребностью и доступным для  распоряжения количеством благ делает их экономическими или неэкономическими.

     Рассмотрим  более подробно экономические и  неэкономические блага и их классификацию.

     1.2. Экономические и неэкономические блага и их классификация

     Для удовлетворения потребностей людей  служит благо. Благо – это средство удовлетворения потребностей человека. Именно ради удовлетворения конкретных потребностей людей в благах и осуществляется хозяйственная деятельность в любой стране. Классификация благ отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации [7, c. 134].

     Экономические и неэкономические  блага. С точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об экономических благах.

     Экономические блага – это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями. Они включают в себя две категории: товары и услуги.

     Но  есть и такие блага, которые по сравнению с потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух, вода, солнечный свет). Они предоставляются природой без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно», в неограниченном количестве и называются неэкономическими или даровыми.

     Различают две группы нематериальных благ:

     Внутренние – даны человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение, музыкальный слух).

     Внешние – это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи и т.д.).

     И все же основной круг потребностей людей удовлетворяется за счет не даровых, а экономических благ, т.е. тех благ, объем которых:

     1) недостаточен для удовлетворения  потребностей людей в полной  мере;

     2) может быть увеличен лишь путем  дополнительных затрат;

     3) приходится тем или иным способом  распределять.

     С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Иногда они называются предметами потребления и средствами производства. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага – это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

     С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся  на материальные и нематериальные [7, c. 136].

     Материальные  блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. Исходя из срока использования, различают материальные блага длительного, текущего и разового пользования.

     Нематериальные  блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство. В отличие от материальных благ, услуги – специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы, и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.

     Полезный эффект услуг не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.

     Существует  множество видов услуг, которые  делятся условно на:

     1. Коммуникационные – услуги транспорта, связи.

     2. Распределительные – торговля, сбыт, складское хозяйство.

     3. Деловые – финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.

     4. Социальные – образование, здравоохранение,  искусство, культура, социальное  обеспечение.

     5. Общественные – услуги органов  государственной власти (обеспечение  стабильности в обществе) и другие.

     В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

     Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил.

     Общественные  блага неделимы и  принадлежат обществу. Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны.

     Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

     Взаимозаменяемые  блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).

     Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

     При всем этом блага делятся на нормальные и низшие.

     К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

     Низшие  блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода – увеличивается (картофель и хлеб).

     1.3. Товар как специфическая форма экономического блага

     Центральной категорией товарного производства является товар. Следует четко различать  содержание категорий «благо», «продукт», «товар» [12, c. 156].

     Прежде  всего, товар нельзя отождествлять  с благами, которые выступают как желаемые вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Во-первых, не все блага являются товарами, хотя в условиях рыночного хозяйства большая часть благ становится товаром. Во-вторых, если благо не является продуктом труда – это не товар. В-третьих; если блага не удовлетворяют потребности и никому не нужны – это тоже не товар. В-четвертых, когда благо создано для потребления внутри хозяйства, а не для обмена – оно также не является товаром. Таким образом, товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.

Информация о работе Экономические блага и их классификации. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ