Экономические блага и их классификации. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 03:26, курсовая работа

Краткое описание

Материальной основой любой экономики является производство, которое представляет собой процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. При этом совокупность природных, социальных и духовных сил, участвующих в создании товаров, услуг и иных ценностей, составляет источники или ресурсы производства.
Потребности у человека самые различные, а для удовлетворения этих потребностей существуют разнообразные блага.

Вложенные файлы: 1 файл

курс по благам.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

        

               0                      N                      G                                X     

      Рисунок 1 - абсолютная (жесткая) взаимодополняемость   

     Однако  чаще имеет место относительная взаимодополняемость, которая может быть выражена кривыми безразличия, изображенными на рисунке 2.  

       Y 
 
 

                         C

        

                                                                      

                                                                                    

                                                                         

                                                                                                        

                                                                                             

                                                                                                              

                                                                                    D 
 

                    1. X
 

      Рисунок 2 - Относительная взаимодополняемость  

     В этом случае зоной взаимодополняемости  служит отрезок кривой от точки C до точки D. Снижение цен на один из взаимодополняемых товаров, например на фотоаппараты, приводит к увеличению спроса на них. С ростом спроса на фотоаппараты увеличивается спрос на фотобумагу, что при прочих равных условиях повышает цену на нее. Это означает, что снижение цен на один из взаимодополняемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и наоборот. Таким образом, если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь [5, c. 111].

     Величину  обратной связи можно посчитать  с помощью коэффициента перекрестной показывающего эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо:

     

     где Qх – величина спроса на благо Х;

     Ру – цена блага Y.

     Отрицательная перекрестная эластичность комплементарных благ < 0) означает, что спрос на благо Х и цена благо Y изменяется в противоположных направлениях. Чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость. Поэтому жесткая взаимодополняемость имеет коэффициент перекрестной эластичности это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к полному исчезновению спроса на благо Х. взаимодополняемость ресурсов аналогична взаимодополняемости потребительских благ.

     Свойство  благ (товаров или услуг)  удовлетворяющие потребности (личные или производственные) за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ.

     Примером  взаимозаменяемых благ являются: розы и гвоздики; услуги сферы досуга (кино – театр – цирк) и т.д. Взаимозаменяемыми могут быть не только потребительские блага, но и производственные ресурсы: уголь, нефть, газ; гидро- и тепловые электростанции; метал и пластмассы и т.д. Взаимозаменяемые блага называются товарами – субститутами. Взаимозаменяемостью бывает абсолютной (совершенной), когда одно благо может полостью заменить другое, например, красные и розовые гвоздики, а может полностью заменить другое, например, чай и кофе, сливочное масло и маргарин. Графически совершенная взаимозаменяемость изображается параллельными кривыми безразличия (рисунок 3). Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const. 

Y

Н 
 
 

                          

0                                                         G                   X

     Рисунок 3 - Относительная взаимодополняемости 

     Кривые безразличия здесь вырождаются в прямые, предельная норма замены благ здесь всегда постоянна. Если провести бюджетное ограничение HG под углом к прямой безразличия, то найти решение проблемы равновесия нельзя. В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рисунок 4). В этом случае покупка блага Х может быть в большей или меньшей степени может быть приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает спрос на них. Это означает, что рост цен на один из взаимозаменяемых товаров ведет к росту спроса и соответственно цен на другой, и на оборот. Таким образом, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Её величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности . 

       Y

        
 
 
 
 

       0                                                                          Х

     Рисунок 4 - Относительная взаимозаменяемость 

     Положительная перекрестная эластичность товаров  – субститутов ( ) означает, что спрос на благо Х и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо Х по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности это означает, что бесконечное малое увеличение цен на благо Y приводит почти к полному перемещению спроса на благо. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ. Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерности ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.   
 

     2.3. Эластичность и временной период

     При анализе спроса и предложения важно выделять продолжительность периода времени. Другими словами, необходимо определить период времени, через который мы будем определять изменения. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный [13, c. 198].                             

     1) Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции (менее года).

     2) Среднесрочный период достаточен для расширения и сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых модностей.

     3) Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а так приток новых фирм в отрасль в случае расширения спроса или уход из нее при условии сокращения спроса на данную продукцию.

     Для многих  товаров спрос более эластичен от цены для длительного, а не для короткого. Это обусловлено тем, что изменение потребительских привычек требует времени, а также тем, что спрос на один товар может быть связан с запасом другого товара у потребителей, который изменяется медленнее. Например, Резкое повышение цен на бензин, уменьшает количество его продаж в краткосрочном периоде, но это влияет на спрос на автомобили, который может изменяться только в долгосрочном периоде (рисунок 5). 

     

     Рисунок 5 - Кривые долгосрочного и краткосрочного спроса различных товаров. 

     Для других товаров спрос более эластичен  для краткосрочного, а не долгосрочного  периода. Это товары длительного  пользования, поэтому суммарный  запас каждого товара, принадлежащего потребителям велик по сравнению с ежегодным объемом их производства. В результате небольшое изменение в суммарном запасе, которым хотят обладать потребители, может привести к большому в процентном выражении изменению объема покупок.

     Эластичность  спроса от дохода также различна для долгосрочного и краткосрочного периодов. Для большинства товаров и услуг  эластичность спроса от дохода больше в долгосрочном периоде, т.к. люди могут позволить себе увеличение потребления лишь постепенно. Для товаров длительного пользования — обратная картина. Даже незначительное увеличение дохода приводит  к резкому увеличению объема текущих покупок. Из-за того, что спрос на товары длительного пользования колеблется очень резко в ответ на краткосрочные изменения дохода, отрасли, производящие эти товары, очень чувствительны к изменению макроэкономических условий. Это касается деловой активности — спадов и бумов. Недаром эти отрасли называют “цикличными” — их сбыт имеет тенденцию увеличивать циклические изменения в ВНП и национальном доходе.

Заключение

     Экономические блага создаются в процессе хозяйственной деятельности людей и необходимы для удовлетворения их духовных и материальных потребностей.

     Экономические блага движутся не сами по себе. Они  выступают как средства связи  между экономическими агентами и  вращаются в форме национального продукта в народнохозяйственном кругообороте, создают национальное богатство. Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

     Специфическая форма экономического блага, определяет, в конечном счете, и специфику способа труда, то есть экономические форму и вид собственности, в рамках которых данное благо производится с наивысшей эффективностью.

     Каждое  экономическое благо имеет экономическую ценность. Экономическая ценность важнейшая категория товара.

     Потребители очень сильно реагируют на изменение  спроса и предложения. Соответственно, что быстрота и интенсивность  реакции на изменившиеся условия  будет разной. Однако степень реакции  в отношении одного и того же вида продукции существенно варьируется. Кто-то реагирует сильнее, кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Наблюдение и изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом.

     Концепция перекрестной эластичности позволяет  понять явления взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса имеет положительное значение, то есть количество спрашиваемой продукции Х варьирует в прямой зависимости от изменения цены продукта Y, то продукты Х и Y являются взаимозаменяемыми товарами. Чем больше положительный коэффициент, тем больше степень заменяемости двух данных товаров. Если коэффициент перекрестной эластичности имеет отрицательное значение, то товары Х и Y являются взаимодополняемыми товарами. Чем больше величина отрицательного коэффициента, тем больше взаимодополняемость двух данных товаров. Нулевой или почти нулевой коэффициент свидетельствует о том, что два товара не связаны между собой, то есть являются независимыми товарами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

     1. Экономическая теория (политэкономия) : учебник для вузов по экономическим специальностям / кол. авторов; под общ. ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 638 с.

     2. Курс экономической теории : учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям / кол. авторов; под общ. ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. ; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России .- 5-е изд., испр., доп. и перераб .- Киров : АСА, 2007. - 831 с.

     3. Экономическая теория = Economics theory : учеб. для высш. учеб. заведений по специальностям экономики и и упр. / под ред. И. П. Николаевой и Г. М. Казиахмедова .- 3-е изд., перераб. и доп .- М. : ЮНИТИ, 2007 .- 543 с.

     4. Борисов, Евгений Филиппович. Экономическая теория : учебник / Е. Ф. Борисов ; Моск. гос. юрид. акад .- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Проспект, 2007 .- 535 с .

     5. Экономическая теория : учеб. по направлению "Экономика" и экон. специальностям / [В. Д. Камаев и др.] ; под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой ; Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана .- М. : ЮРАЙТ, 2008 .- 557 с.

     6. Курс общей экономики : учеб. пособие по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / [Крышка В. И. и др.] ; под общ. ред. Р. М. Нижегородцева, Р. М. Гусейнова .- Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2007 .- 459 с.: ил.- (Университетская серия).

     7. Баликоев, Владимир Заурбекович. Общая экономическая теория : учеб. по экон. специальностям / В. З. Баликоев .- 5-е изд., стер .- М.; Новосибирск : Омега-Л, 2008 .- 731 с.

Информация о работе Экономические блага и их классификации. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ