Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 21:44, контрольная работа
В классическом виде учение социалистов-утопистов сформировалось в конце ХVIII – начала ХIХ вв. – в эпоху становления капитализма в Западной Европе. К этому времени капиталистические отношения достаточно развились. Социально-экономические условия формирования идей утопического социализма составили промышленный переворот конца ХVIII в. в Англии, французская буржуазная революция 1789-1794 гг., затем начало промышленного переворота во Франции. Все эти события закрепили экономические и политические позиции буржуазии, ускорили формирование промышленного пролетариата, росла его численность. При переходе к машинному производству положение пролетариата ухудшилось: удлинение рабочего дня, снижение заработной платы, вовлечение женщин и детей в производство, тяжелые жилищные условия, отсутствие регламентации труда.
1. Экономические взгляды представителей раннего социализма 3
2. Экономические воззрения Р.Оуэна, К.Сен-Симона и Ш.Фурье. 6
3. Историческое значение утопического социализма 13
Список используемой литературы: 15
Содержание:
В классическом виде учение социалистов-утопистов сформировалось в конце ХVIII – начала ХIХ вв. – в эпоху становления капитализма в Западной Европе. К этому времени капиталистические отношения достаточно развились. Социально-экономические условия формирования идей утопического социализма составили промышленный переворот конца ХVIII в. в Англии, французская буржуазная революция 1789-1794 гг., затем начало промышленного переворота во Франции. Все эти события закрепили экономические и политические позиции буржуазии, ускорили формирование промышленного пролетариата, росла его численность. При переходе к машинному производству положение пролетариата ухудшилось: удлинение рабочего дня, снижение заработной платы, вовлечение женщин и детей в производство, тяжелые жилищные условия, отсутствие регламентации труда.
Нарастал стихийный
протест против такого положения, но
рабочий класс еще не сформировался
как самостоятельная
Эпохой раннего социализма принято считать первую треть ХІХ столетия. Именно в это время сформировалось несколько направлений социалистической мысли. Они различались представлениями о будущем идеальном обществе, но их объединяло критическое отношение к капиталистической системе хозяйствования.
Утопические идеи имеют тысячелетнюю историю. В достаточно выразительной форме они представлены в религиозных учениях, изложенных Платоном в «Политейе» и «Законах», где он описывает модель идеального государства, построенного на общественном интересе и равенстве.
В ранних социалистических утопиях, начиная с сочинений Платона и кончая произведениями Т.Мора, Т.Компанеллы и других, речь шла о критике частной собственности, как правило, с позиций морали. Из сути их утопических концепций было очевидно тяготение к примитивному идеалу общественного устройства на принципах равенства потребностей и равенства способностей.
Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427–347гг. до н. э.)
Основная задача учения Платона – выход из кризиса рабовладельческого государства. Его проекты были новым явлением в истории экономической мысли Греции. Наиболее известна его работа «Политика или государство».
Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства.
Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к ремеслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов.
С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.
Одним из самых выдающихся представителей утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель Англии. В 1516 г. Мор опубликовал свою знаменитую книгу «Утопия», где выступил как один с первых критиков капитализма. Ему принадлежит модель справедливого общества, построенного на общественной собственности, уравнительном распределении благ по разумным потребностям, планово-организованном и обязательном для всех граждан труде, общественном контроле, равенстве.
Также ранние идеи утопического социализма разделял итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), один из лидеров борьбы за освобождение Италии от гнета Испанской монархии. Знаменитое произведение мыслителя – «Город Солнца» (1623), где предлагается проект идеального утопического государства, во главе которого он видит общенародную собственность на имущество и хозяйство натурально типа. Но ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не ставили себе задачу найти путь к построению идеального общества.
Одна из социалистических
экономических концепций
В первой половине XIX в. под влиянием трудов представителей классической политической экономии доктрины социалистов-утопистов претерпели существенные качественные изменения. Для утопического социализма данный период, связанный с завершением промышленного переворота, знаменателен осмыслением новых экономических реалий, которые нашли свое отражение в разработках лидеров нового поколения этой школы экономической мысли, и, прежде всего Р.Оуэна в Англии и К.Сен-Симона и Ш.Фурье во Франции.
Именно эти авторы и их последователи стали увязывать свои идеи со сложившимися к началу XIX в. экономическими условиями и господствовавшими тогда принципами политической экономии классической школы. В частности, они, как и классики, ратуют за дальнейшее ускорение технических изобретений и научных открытий и всемерный рост общественного производства, считая это главной целью экономической политики. Кроме того, и те и другие придерживаются концепции естественного порядка, т.е. выдвигают модели идеального социального устройства общества и каждого человека, с той, правда, разницей, что сущность этих моделей и пути их построения у тех и других диаметрально противоположны.
В данном контексте речь идет о том, что, в отличие от классиков, социалисты-утописты эпохи промышленного переворота не приемлют (Р.Оуэн) либо критикуют (К.Сен-Симон и Ш.Фурье) институт частной собственности, а также осуждают идею и практику экономики ничем не ограниченной свободы конкуренции, видя в последней причину не только эксплуатации человека человеком, но и неизбежной монополизации хозяйственной жизни и, соответственно, экономических кризисов.
Исходя из этого в качестве основной ими выдвигается задача проведения повсеместной агитации и пропаганды, направленных на достижение цели по уничтожению антагонистических классов и конкуренции при сохранении свободы и запросов производства в рамках рекомендуемых (и организуемых лично) свободных ассоциативных образований трудящихся, в которых каждый сохранит для себя полный продукт своего труда.
Следует также отметить,
что, с одной стороны, социалисты-утописты
нового поколения, как и их предшественники,
отрицают как возможность эволюционных
социально-экономических
Теории представителей утопического социализма непохожи друг на друга, но в общем плане в их взглядах есть общие черты, что позволяет объединить их под общим названием – учение утопического социализма. Выделим эти общие черты.
Во-первых, критика капитализма,
которая носит радикальный
Во-вторых, в отличие от классиков буржуазной политической экономии, которые считали капитализм вечным и естественным строем, социалисты-утописты обосновывали идею об исторически происходящем характере капитализма. Развитие человечества они рассматривали как исторический процесс смены одной стадии развития другой. На смену капитализму должен прийти такой общественный порядок, который принесет счастье всем членам общества.
В-третьих, в своих конструкциях будущего развития они предвидели многие черты будущего общества (высокий уровень развития производительных сил, широкое применение науки и техники, исчезновение противоположностей между умственным и физическим трудом, городом и деревней и др.).
В-четвертых, переустройство общества, считали они, должно произойти мирным путем при помощи правящего класса, они не видели реальных путей перехода к новому обществу. Пролетариат рассматривали как страдающую массу, отвергая политическую борьбу. Главной задачей они считали пропаганду своих идей, развитие сознание и на этой основе преобразование общества. Себя они ставили над классами, ибо, по их мнению, они отражают интересы всех слоев общества.
Представители теории утопического социализма выдвигали фантастические проекты будущего общества, они отвергали революцию, не выделяли пролетариат из общей массы, надеялись на преобразование общества путем пропаганды идей социальной справедливости, все это, по мнению классиков марксизма-ленинизма, обусловливает утопизм их идей.
Однако, оценивая их теории в целом, следует подчеркнуть, что учение утопического социализма являлось прогрессивным, оно отражало стремление зарождающегося пролетариата и явилось одним из источников марксизма. Каждый из представителей этого направления оставил свой след не только в истории экономической и социальной мысли, но и практики ХIХ и ХХ вв., оказав воздействие на развитие социалистических идей.
Французские утописты-социалисты отвергали буржуазную политическую экономию, Оуэн же пытался использовать классическую буржуазную политическую экономию против буржуазии, в интересах трудящихся. Восприняв трудовую теорию стоимости, Оуэн заявил, что продукт труда должен принадлежать тому, кто его создает.
Социальная программа Оуэна отличается практичностью, им были выдвинуты предложения по улучшению условий труда и быта рабочих, он стоял у истоков английского фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, запрещении ночного труда женщин и детей, считал, что государство должно охранять интересы трудящихся.
Оуэн четче формулировал противоречия капитализма: противоречие между производством и потреблением, противоречие между трудом и капиталом. Он выступал с критикой денег, считая их корнем всего зла. Существование денег как искусственного мерила стоимости наряду с частной собственностью объявлял причиной противоречия между трудом и капиталом. Оуэн предлагал уничтожить деньги и ввести эквивалент трудовых затрат – «рабочие деньги». Он даже попытался претворить свою идею в жизнь, но из этой затеи ничего не вышло.
В своих многочисленных публикациях Р.Оуэн пытается обосновать концепцию «разумного устройства общества». По его замыслу, основным требованием при переходе к такого рода новому обществу является устранение посредством принятия «разумных законов» самих причин, вызывающих надобность в «ничего не производящих потребителях» и тем самым предотвратить катастрофу насильственного ниспровержения «всей социальной системы». Причем, на взгляд ученого, главным образом господство частной собственности является решающей причиной бесчисленного множества «несправедливостей, преступлений и бедствий», испытываемых человеком, а машины, которые могут быть «величайшим благодеянием», становятся ее «величайшим проклятием».
Р.Оуэн убежден
в нецелесообразности «любого насильственного
переворота», подчеркивая, что действенной
силой в руководстве «
Клод Анри де Рубруа Сен-Симон (1760—1825) — французский социалист-утопист, в силу своих политических убеждений в пользу социалистических идей, отказавшийся от графского титула и дворянского звания, — является одним из ярких авторов данного направления экономической мысли. Его перу принадлежат значительные научные произведения, в числе которых «Письма Женевского обитателя к современникам» (1803), «О промышленной системе» (1821), «Катехизис промышленников» (1823—1824) и др.
Для К.Сен-Симона социальная система с экономикой свободной конкуренции — это не просто переходный этап между уходящим феодализмом и пока еще не достигнутой идеальной социальной организацией, но и этап, располагающий всем необходимым, чтобы без революционных потрясений мирно и достаточно быстро перейти к основанному на «индустриальном равенстве» обществу социальной справедливости.
В своих рассуждениях
предстоящий переход от существующего
к справедливому
Информация о работе Экономические взгляды представителей раннего социализма