Экономические проблемы развития промышленности в регионах.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:40, доклад

Краткое описание

В.Б.Кондратьев, доктор экономических наук, Руководитель центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН
Нельзя сказать, что проблемы регионального промышленного развития возникли «вчера». В СССР проблема выравнивания межрегиональных экономических различий занимала видное место в проводившейся социально-экономической политике. Инструментами этой политики были централизованное финансирование экономики и социальной сферы регионов, дотации субвенции, разнообразные социальные компенсаторы, плановые цены и др. Тем не менее, различия между российскими регионами по важнейшим социально-экономическим показателям были весьма велики.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономические проблемы развития промышленности в регионах.docx

— 46.34 Кб (Скачать файл)

Формирование промышленных кластеров рассматривается часто  в качестве необходимого условия  глобальной конкурентоспособности, так  же как экономическая специализация  рассматривается в качестве важного  пути преодоления глобализационной ловушки, связанной с воздействием внешней конкуренции. Кластерный подход превратился в последние годы в ключевой инструмент региональной промышленной политики ведущих индустриальных стран. Однако его практическое использование для формирования эффективной локальной предпринимательской среды, создания социальной и производственной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности территорий еще недостаточно изучены и оценены отечественной практикой.

В рамках кластерной промышленной политики создается эффективная информационная среда, инновационная инфраструктура, особенно для развития малого и среднего инновационного бизнеса, включая доступ к новейшим технологиям и базе данных возможных партнеров по бизнесу, в том числе и за рубежом.

Стимулирование процесса формирования кластеров в России является, по сути, самой первой базовой  стадией региональной промышленной политики. При этом внимание государственных  органов должны привлечь такие основополагающие факторы, как совершенствование  системы образования и профессиональной подготовки, создание возможностей для  инноваций, доступ к рынкам капитала и совершенствование институциональной  среды. Со временем появляется необходимость  в дополнительных инвестициях в  более кластерно-специфические активы.

На первом этапе Россия должна расширять внутреннюю торговлю между городами и регионами внутри страны, а также торговлю с соседними  странами в качестве первых шагов  по приобретению опыта и навыков  для успешной торговли на глобальном рынке. Такая торговля резко ускоряет развитие региональных кластеров.

Новая роль государства далека от традиционной региональной промышленной политики, в рамках которой государство  определяет приоритетные для развития отрасли или регионы, а затем  через систему субсидий или ограничений  на инвестиции иностранных компаний стимулирует их рост. В противоположность этому, целью кластерной региональной политики является стимулирования развития всех кластеров.

Это означает, что традиционные кластеры должны не выпадать из объектов региональной промышленной политики, а подвергаться улучшению, повышению  структурной эффективности. Государство  не должно избирательно подходить к  кластерам, поскольку каждый кластер  имеет потенциалы роста производительности и уровня заработной платы. Каждый кластер  не только обеспечивает непосредственный вклад в рост общенациональной производительности, но также оказывает влияние на производительность других кластеров. Не все кластеры смогут успешно развиваться, однако это зависит в конечном итоге от действия рыночных сил, а  не государства.

Стимулирование развития кластера должно преследовать цель максимального  использования конкурентных преимуществ  и специализации, а не простой  имитации уже имеющихся успешных кластеров из других регионов. Определение  сфер специализации обычно оказывается  более эффективным, чем конкуренция  с уже сформированными и эффективно функционирующими кластерами.

Лидеры бизнеса, государства  и институциональных структур получают возможность принять активное участие  в новой экономике конкуренции. Кластерный подход выявляет взаимозависимость  и коллективную ответственность  всех упомянутых субъектов экономики  в деле создания условий для эффективной  конкуренции. Вскрывая истинный механизм создания экономического благосостояния, кластерный подход открывает новые пути для конструктивного взаимодействия государственного и частного секторов хозяйства на региональном уровне.

 

 

[1] Особенности инвестиционной модели развития России. Под редакцией А. Дынкина и В. Кондратьева, Мю Наука, 2005 г.

[2] Российский статистический ежегодник. М. 2006 г. 

 

 

 [3] Там же

[4] Регионы России, М. Госкомстат; Регионы России: экономическая конъюнктура (социально-экономическая информация) Т.2, центр экономической конъюнктуры при правительстве РФ, М, 2003, с.370 –372. 

 

[5] Вардомский Л. Региональные аспекты рыночной трансформации в России и странах Центральной Европы (ЦЕ), «Казанский Федералист», № 4, 2002 г. стр. 1. 

 

[6] Гранберг А.Проблемы и парадоксы региональной политики в РФ. «Региональное развитие и сотрудничество». № 3, 2001 г., с.24-27. 

 

[7] Р. Газимагомедов Особенности современной промышленной политики: теория и практика. М. Экономика, 2004 г.

[8] Вардомский Л. Региональные аспекты рыночной трансформации в России и странах Центральной Европы (ЦЕ), «Казанский Федералист», № 4, 2002 г. 

 

[9] Артоболевский С. Региональная политика России: обзор современного положения. /Региональная экономика и социология/, 1999, № 3, с. 21-38. 

 

[10] Артоболевский С. Региональная политика России: обзор современного положения. /Региональная экономика и социология/, 1999, № 3, с. 21-38. 

 

[11] Минакер П. Трансформация региональной экономической политики. /Проблемы теории и практики управления/ 2001, № 1, стр. 87-93.

см. [12] Вардомский Л. Региональные аспекты рыночной трансформации в России и странах Центральной Европы (ЦЕ), «Казанский Федералист»,2002 г. № 4. 

 

[13] Артоболевский С. Региональная политика России: обзор современного положения. /Региональная экономика и социология/, 1999, № 3, с. 21-38.

[14] Хлопонин А. Рост и развитие. /Ведомости/ 29 ноября 2004 г., стр. А4

[15] Хлопонин А. Нужна новая политика. /Ведомости/ 6 декабря, 2004 г., стр. А4.

[16] Там же.

[17] А. Дынкин, В. Кондратьев, Р. Газимагомндов Региональная промышленная политика: зарубежный опыт. В сборнике «Современная национальная промышленная политика России: региональный аспект». Под редакцией В. Рудашевского, М. РСПП, М. 2004 г.

[18] Княгинин В., Щедровицкий П. Территориальная проекция промышленной политики в России. /Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект. М. РСПП, 2004 г., стр. 143-171


Информация о работе Экономические проблемы развития промышленности в регионах.