Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 18:40, доклад
В.Б.Кондратьев, доктор экономических наук, Руководитель центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН
Нельзя сказать, что проблемы регионального промышленного развития возникли «вчера». В СССР проблема выравнивания межрегиональных экономических различий занимала видное место в проводившейся социально-экономической политике. Инструментами этой политики были централизованное финансирование экономики и социальной сферы регионов, дотации субвенции, разнообразные социальные компенсаторы, плановые цены и др. Тем не менее, различия между российскими регионами по важнейшим социально-экономическим показателям были весьма велики.
Формирование промышленных
кластеров рассматривается
В рамках кластерной промышленной политики создается эффективная информационная среда, инновационная инфраструктура, особенно для развития малого и среднего инновационного бизнеса, включая доступ к новейшим технологиям и базе данных возможных партнеров по бизнесу, в том числе и за рубежом.
Стимулирование процесса
формирования кластеров в России
является, по сути, самой первой базовой
стадией региональной промышленной
политики. При этом внимание государственных
органов должны привлечь такие основополагающие
факторы, как совершенствование
системы образования и
На первом этапе Россия должна расширять внутреннюю торговлю между городами и регионами внутри страны, а также торговлю с соседними странами в качестве первых шагов по приобретению опыта и навыков для успешной торговли на глобальном рынке. Такая торговля резко ускоряет развитие региональных кластеров.
Новая роль государства далека от традиционной региональной промышленной политики, в рамках которой государство определяет приоритетные для развития отрасли или регионы, а затем через систему субсидий или ограничений на инвестиции иностранных компаний стимулирует их рост. В противоположность этому, целью кластерной региональной политики является стимулирования развития всех кластеров.
Это означает, что традиционные кластеры должны не выпадать из объектов региональной промышленной политики, а подвергаться улучшению, повышению структурной эффективности. Государство не должно избирательно подходить к кластерам, поскольку каждый кластер имеет потенциалы роста производительности и уровня заработной платы. Каждый кластер не только обеспечивает непосредственный вклад в рост общенациональной производительности, но также оказывает влияние на производительность других кластеров. Не все кластеры смогут успешно развиваться, однако это зависит в конечном итоге от действия рыночных сил, а не государства.
Стимулирование развития
кластера должно преследовать цель максимального
использования конкурентных преимуществ
и специализации, а не простой
имитации уже имеющихся успешных
кластеров из других регионов. Определение
сфер специализации обычно оказывается
более эффективным, чем конкуренция
с уже сформированными и
Лидеры бизнеса, государства и институциональных структур получают возможность принять активное участие в новой экономике конкуренции. Кластерный подход выявляет взаимозависимость и коллективную ответственность всех упомянутых субъектов экономики в деле создания условий для эффективной конкуренции. Вскрывая истинный механизм создания экономического благосостояния, кластерный подход открывает новые пути для конструктивного взаимодействия государственного и частного секторов хозяйства на региональном уровне.
[1] Особенности инвестиционной модели развития России. Под редакцией А. Дынкина и В. Кондратьева, Мю Наука, 2005 г.
[2] Российский статистический ежегодник. М. 2006 г.
[3] Там же
[4] Регионы России, М. Госкомстат; Регионы России: экономическая конъюнктура (социально-экономическая информация) Т.2, центр экономической конъюнктуры при правительстве РФ, М, 2003, с.370 –372.
[5] Вардомский Л. Региональные аспекты рыночной трансформации в России и странах Центральной Европы (ЦЕ), «Казанский Федералист», № 4, 2002 г. стр. 1.
[6] Гранберг А.Проблемы и парадоксы региональной политики в РФ. «Региональное развитие и сотрудничество». № 3, 2001 г., с.24-27.
[7] Р. Газимагомедов Особенности современной промышленной политики: теория и практика. М. Экономика, 2004 г.
[8] Вардомский Л. Региональные аспекты рыночной трансформации в России и странах Центральной Европы (ЦЕ), «Казанский Федералист», № 4, 2002 г.
[9] Артоболевский С. Региональная политика России: обзор современного положения. /Региональная экономика и социология/, 1999, № 3, с. 21-38.
[10] Артоболевский С. Региональная политика России: обзор современного положения. /Региональная экономика и социология/, 1999, № 3, с. 21-38.
[11] Минакер П. Трансформация региональной экономической политики. /Проблемы теории и практики управления/ 2001, № 1, стр. 87-93.
см. [12] Вардомский Л. Региональные аспекты рыночной трансформации в России и странах Центральной Европы (ЦЕ), «Казанский Федералист»,2002 г. № 4.
[13] Артоболевский С. Региональная политика России: обзор современного положения. /Региональная экономика и социология/, 1999, № 3, с. 21-38.
[14] Хлопонин А. Рост и развитие. /Ведомости/ 29 ноября 2004 г., стр. А4
[15] Хлопонин А. Нужна новая политика. /Ведомости/ 6 декабря, 2004 г., стр. А4.
[16] Там же.
[17] А. Дынкин, В. Кондратьев, Р. Газимагомндов Региональная промышленная политика: зарубежный опыт. В сборнике «Современная национальная промышленная политика России: региональный аспект». Под редакцией В. Рудашевского, М. РСПП, М. 2004 г.
[18] Княгинин В., Щедровицкий П. Территориальная проекция промышленной политики в России. /Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект. М. РСПП, 2004 г., стр. 143-171
Информация о работе Экономические проблемы развития промышленности в регионах.