Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 02:17, доклад
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях
государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят
корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени
послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было
формирование дворянско-чиновничьего аппарата.
Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд,
строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в
новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли.
К концу царствования Петра в России существовала развитая
многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале.
Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал,
петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный
двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала
благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на
мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ,
пушнину, икру. Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, ив свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера
шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия
обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
В результате Петровской политики в экономической области за
сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная
полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не
зависящая от импорта. Реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: страна достигла поворотного пункта в своей истории.
Около трех тысяч законодательных актов Петровской эпохи поистине
всколыхнули жизнь огромной страны. Они были направлены на реорганизацию и
государственного устройства, и хозяйства, и культуры, и образа жизни. Среди
них: создание мощной регулярной армии, военного и торгового флота,
многочисленных мануфактур, новой денежной системы, формы землевладения и
др. Грандиозные реформы и длительные войны с Турцией, Швецией, Персией
требовали огромных средств. Так, к примеру, если в начале XVIII в. из общих
расходов государства на армию и флот направлялось 38.5% (964 тыс. руб.)
всех средств, то в 1710 г. они составили уже 80% (3 млн. руб.) общей суммы
расходов государства. Требовалась гигантская мобилизация усилий ума и труда
для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже
сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых
источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее
эффективных реформ. Активный сторонник петровских преобразований и
меркантилизма русский экономист и публицист И.Т. Посошков в "Книге о
скудости и богатстве" (1724) изложил пути развития российской
промышленности и торговли, подчеркнул роль в процветании России
исследования ее богатейших месторождений полезных ископаемых, правда, при
сохранении "законности" крепостного права.
В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не
последнее место занимала собственно экономическая политика государства.
Многочисленными указами Петр I мобилизовал усилия в разных сферах
хозяйственной жизни огромной страны. Так, стимулированием геологических
изысканий становилась значительное вознаграждение. Указ " Горная свобода"
деректировал право первооткрывателя эксплуатировать недра, гарантируя
владельцу земли лишь незначительную компенсацию. Государство передавало
также казенные предприятия наиболее умелым, честным и богатым
предпринимателям. В их распоряжение поступали ссуды на довольно льготных
условиях, богатые полезными ископаемыми и лесами земли, подневольная
рабочая сила. Указом 1721 г. разрешалось покупать к заводам деревни и
продавать заводы также с людьми. Эта категория работников получила название
посессионных. Россия, богатая и славившаяся всегда отечественными умельцами, не
пренебрегала также и зарубежным опытом. Широко известна практиковавшаяся
Петром I подготовка собственных национальных кадров за границей. Для
передачи опыта и знаний получали приглашения в Россию и иностранные
специалисты. Широкая поддержка оказывалась отечественному купечеству.
Покровительственный таможенный тариф (1724) отражал политику меркантилизма
и протекционизма, поощрял экспорт отечественных товаров и ограничивал
импорт иностранных товаров, которые могли составить конкуренцию российским
изделиям. Рост товарного производства, развитие промышленности и торговли
потребовали совершенствования денежной системы. Нехватка денег тормозила
исполнение важнейших предприятий: собранные рекруты от бескормицы умирали и
разбегались, солдаты, не получая жалования, принимались за грабежи, флот из-
за недостатка припасов не мог выйти в море. Источник пополнения казны
правительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии.
Расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средств
обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее
выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь
пониженного (теперь на 1/6 часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты
вырос в два раза по сравнению с 1681-82 гг. Используя ситуацию,
правительство осуществило переход к новой денежной системе, сопровождаемый
дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698г. он стал равен 1/100
веса талера, т.е. был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была
практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот.
«Для
всенародной пользы и для
начат в 1700 г. выпуск медных денег. Медная мелкая разменная монета должна
была стать дополнением к монете серебряной. По номинальной стоимости медные
монеты составляли одну десятую стоимости всех наличных денег и
предназначались в основном для местных рынков и торжков.
Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн. руб., в том числе медных
монет – 44,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн. руб. При этом был
упорядочен и значительно расширен набор денежных знаков разного достоинства
и веса. Так, из меди были сделаны полполушки, полушка (полкопейки), деньга,
копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги
или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина,
полтинник, рубль, 2 рубля, из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, 2
червонца. При этом российский рубль для облегчения внешнеторговых операций
был по весу приравнен к денежной единице ряда европейских стран - талеру.
Чеканка монет стала монополией государства.
За 1700-1704 гг. было выпущено более чем на 13 млн. руб.
серебряной монеты, главным источником выпуска которой был
передел старых, изымаемых из обращения монет. Доходы от чеканки монеты
поступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиеся
Ратушей, как правило использовались на военные нужды.
Прибыль от монетного передела сначала давала огромный доход: в 1701г.
– 717,744 руб., в 1702г. – 764,939 руб., но уже в 1703г. доход понизился до
470,730 руб. и, постепенно понижаясь, упал в 1708 г. до 41,441 руб. Однако
доход был лишь номинальным, так как количество денег в обращении не
отвечало реально произведенному товару, что в последствии привело к росту
цен и инфляции (цена русской монеты упала почти на половину).
В конечном итоге за годы царствования Петра монетная регалия дала
казне около 1/10 части всех доходных поступлений. Однако возможности
покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки неполноценных монет
оказались быстро исчерпанными. К тому же эти действия сопровождались
падением курса рубля и ростом цен, что сделало иллюзорным двукратное
увеличение казны.Так как выпуск наличных денег не привел к значительному увеличениюпоступлений доходов в казну, главным источником покрытия колоссальныхрасходов государства оставались налоги. При Петре I они достигли
невиданных размеров. Их общее число было доведено до 30-40, резко
увеличились и сами ставки налогов. Это были прямые, обыкновенные косвенные
и чрезвычайные налоги. Для пополнения казны была учреждена Ближняя
канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и
ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и
расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться
каждый год.
В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность
которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный,
посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и
переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки
пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т.
д.Крупные вливания в государственный бюджет дала замена подворного
подушным обложением податного населения, чрезвычайно усилившая
крепостничество. Для чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб правдивые
принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря на
решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда
прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по
введению подушной подати через 6 лет была закончена.
От
податей освобождалось
в 1719-1724 гг. выявила почти 5.5 миллионов ревизских душ мужского пола -
помещичьих крестьян и посадских людей ( купцов, ремесленников). Впервые
налогоплательщиками также стали дворовые (холопы), свободные (гулящие люди
), государственные крестьяне. Выросшие почти вчетверо государственные