Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 02:17, доклад
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех областях
государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят
корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени
послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было
формирование дворянско-чиновничьего аппарата.
доходы наполовину были обязаны сбору именно подушной подати. Размер
подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и
данных переписи и был установлен в 74 коп. Уже при Екатерине I он был
понижен до 70 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне
должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20
коп. Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г.
принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка
средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и
составили 10 млн. руб. На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единуюнорму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособныеработники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умершихмежду ревизиями – «ревизских душ».
Косвенные налоги обеспечивали до 40% доходной части казны. Наряду с
косвенными сборами широко практиковались и прямые налоги: рекрутский,
драгунский, корабельный и др. В качестве одного из источников пополнения
бюджета было монопольное право на чеканку монеты даже с меньшим общим весом
содержащегося в ней серебра.
В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было
территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии
делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию
места». В соответствии с количеством долей производилась разверстка по
губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел
городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших
меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.
На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи
высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым.
Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах».
Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.
Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами
ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и
расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась
расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной
странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы
… також вкратце объявлены быть имеют». Однако действия отдельных коллегий
и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.
Право
налагать подати согласно
Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение
по соответствующим проектам.
В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии
теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе
провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры,
ответственные за сбор казенных доходов.
Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую
промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на
рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены,
голландское полотно и бархат – 50%, шерстяные ткани и писчая бумага – 25% и
так далее. За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении
государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля
увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным
подъемом с 1678г.
по 1701г., позволившим увеличить
кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако
хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и
последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для
хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового
кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана
централизованная система управления финансами и преобразован местный
административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введение
подушной подати
финансы России получили прочное
основани
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. СП- Б.,1994.
2. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России, раздел Ш.
3.ТимошинаТ.М.