Экономические учения классической школы после А. Смита: Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй, Т. Мальтус, Дж. С. Милль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:20, реферат

Краткое описание

Своего наивысшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Научные идеи классической школы, представителями которой являлись Адам Смит и Давид Рикардо, в дальнейшем были взяты на вооружение и развиты марксистской политической экономией.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
1.Первое течение классиков .…………………………………………….. 4
1.1. Жан Батист Сэй ………….…………………………………………. 4
1.2. Давид Риккардо ………….…………………………………………. 5
2. Второе течение классиков ……………………………………………... 6
2.1. Томас Мальтус ………….…………………………………………... 6
2.2. Джон Стюарт Милль ………………………………………………... 8
Заключение …………………………………………………………………… 16
Список литературы …………………………………………………………... 17

Вложенные файлы: 1 файл

эк учения.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

    Т. Мальтус был не первым, кто писал  о демографических проблемах, но, пожалуй, был первым, кто попытался предложить теорию, описывающую закономерности изменения численности населения. Что касается его системы доказательств и статистических иллюстраций, то к ним уже в те времена была предъявлена масса претензий. В XVIII-XIX веках теория Т. Мальтуса стала известна главным образом благодаря тому, что ее автор впервые предложил опровержение широко распространенного тезиса о том, что путем социального реформирования человеческое общество может быть усовершенствовано. Для экономической же науки трактат Т. Мальтуса ценен теми аналитическими выводами, которые были впоследствии использованы другими теоретиками классической и некоторых других школ.

    Как нам известно, А. Смит исходил из того, что материальное богатство  общества представляет собой соотношение между объемом предметов потребления и численностью населения. Главное внимание основатель классической школы уделял изучению закономерностей и условий роста объема производства, вопросы же, связанные с закономерностями изменения численности населения, им практически не рассматривались. Эту задачу и взял на себя Т. Мальтус.

    С точки зрения Т. Мальтуса, существует противоречие между "инстинктом продолжения рода" и ограниченностью земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Инстинкты заставляют человечество размножаться с очень высокой скоростью, "в геометрической прогрессии". В свою очередь земледелие, а только оно производит необходимые для людей продукты питания, способно производить эти продукты с гораздо меньшей скоростью, "в арифметической прогрессии". Следовательно, любое увеличение объема производства продуктов питания будет раньше или позже поглощено увеличением численности населения. Таким образом, причиной бедности является соотношение темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попытка улучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым на нет возрастающей людской массой.

    Относительно  низкие темпы прироста продуктов  питания Т. Мальтус связывает с действием так называемого закона убывающего плодородия почв. Смысл этого закона состоит в том, что количество земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, ограничено. Объем производства может расти лишь за счет экстенсивных факторов, и каждый следующий земельный участок включается в хозяйственный оборот все с большим количеством затрат, естественное плодородие каждого следующего земельного участка ниже, чем предыдущего, а поэтому общий уровень плодородия всего земельного фонда в целом имеет тенденцию к снижению. Прогресс в области технологии сельскохозяйственного производства вообще идет очень медленно и не способен компенсировать снижение плодородия.

    Таким образом, наделяя людей способностью к безграничному размножению, природа через экономические процессы налагает на род человеческий ограничители, которые регулируют рост численности. Среди этих ограничителей Т. Мальтус выделяет: ограничители морального характера и слабость здоровья, которые приводят к снижению рождаемости, а также порочную жизнь и нищету, которые приводят к росту смертности. Снижение же рождаемости и рост смертности в конечном итоге определяются ограниченностью средств к существованию.

    Из  такой постановки проблемы в принципе можно сделать совершенно различные выводы. Некоторые комментаторы и толкователи Т. Мальтуса увидели в его теории человеконенавистническую доктрину, которая оправдывает нищету и призывает к войнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие считают, что Т. Мальтус заложил теоретические основы политики "планирования семьи", которая широко используется в последние тридцать лет во многих государствах мира. Сам же Т. Мальтус лишь всячески подчеркивал только одно - необходимо каждому человеку заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

    Проблемы  рыночной системы

    История показала, что система свободного рынка дает большое количество товаров для большего количества людей, чем любая другая система.

    В этой системе всякий имеет возможность  сделать самостоятельный выбор, обеспечивается высокая мотивация к творческому труду, к процессу. В условиях нерыночной системы, кучка людей решает за каждого индивида и за все общество в целом, что для них лучше, и делает за них выбор, что снижает ответственность, инициативу, мотивацию к эффективному труду, а главное к экономическому росту.

    Но  рыночная система имеет и серьезные  недостатки или несовершенства.

    Одним из слабых мест рыночной системы была и остается его бесконечная цикличная природа. Экономика свободного рынка постоянно развивается, и развитие это происходит волнообразно, циклически. Периодическая повторяемость экономических спадов приводит к обнищанию, голоду, страданиям, эпидемиям, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество.

    Несмотря  на эти негативные стороны циклического развития, нельзя не отметить, что оно есть проявление самой сущности развития производства, его естественное свойство, способ его прогрессивного движения, потому что циклическое развитие в целом характеризует тенденцию экономического роста.

    Другая  проблема заключается в том, что  рыночная система не распределяет богатство нации поровну. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что само по себе не так уж плохо, ибо обеспечивает мотивацию к труду. Плохо то, что он жесткий и безразличный к бедным людям, не обеспечивает социальной защиты.

    Рынок не может создать условия для  реализации права на труд всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на рабочую силу которых имеется спрос.

    Разделение  общества на богатых и бедных –  это также серьезная проблема рыночной системы.

    Одной из важнейших проблем рынка является инфляция. Инфляция – это процесс непрестанного повышения цен без всякого коммерческого улучшения качества или роста количества продукции. Инфляция заставляет людей тратить их доход немедленно, как только они его получат, таким образом уменьшается функция сбережения и инвестиций, что в итоге истощает экономику.

    На  мой взгляд, наиболее важной проблемой рынка является проблема его равновесия. В экономических теориях и учениях классиков проблема эта звучит почти одинаково, хотя и существуют определенные различия. В вышеприведенных теориях классиков отчетливо прослеживается эта проблема.

    Из  этой проблемы выливается еще один важный вопрос, вопрос о границах вмешательства государства в систему рынка.

     

    2.2.Джон Стюарт Милль

    Джон  Стюарт Милль - один из завершителей классической политической экономии и “признанный авторитет в научных кругах, чьи исследования выходят за пределы технической экономики”.

    Свои  первые “Опыты” по политической экономии Дж.С.Милль опубликовал, когда ему было 23 года, т.е. в 1829 г. В 1843 г. появилась его философская работа “Система логики”, которая принесла ему известность.  Главный же труд (в пяти книгах, как у А.Смита) под названием “Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии” был издан в 1848 г. Сам он о своих “Основах...” отзывался весьма скромно. В одном из писем он писал:  “Я сомневаюсь, что в книге существует хотя бы одно мнение, которое нельзя представить как логический вывод из его (Д.Рикардо) учения”.

    Практическая  деятельность Дж.С.Милля была связана  с Ост-Индской компанией, в которой он занимал высокий пост вплоть до её закрытия в 1858 г. В период 1865-1868 гг. он был членом парламента.

    Принимая  во внимание признание самого Дж.С.Милля, в теоретико-методологическим плане он действительно во многом близок со своим кумиром Д.Рикардо. Между тем позиции, принимаемые как “логический вывод” из учения   Д.Рикардо, и позиции, демонстрирующие творческие достижения непосредственно Дж.С.Милля, сосредоточены  “в его лучшем труде - “Основах...”

    Как видно уже из книги I пятикнижья, Дж.С.Милля принял рикардианский взгляд на предмет политической экономии, выдвинув на первый план “законы производства” и “законы распределения”. Причём в последней главе книги III автор “Основ...” почти повторяет своих предшественников по “школе”, указывая, что в экономическом развитии нельзя не считаться с “возможностями сельского хозяйства”.

    В области методологии исследования у Дж.С.Милля очевидно как повторение достигнуто классиками, так и существенное поступательное продвижение. Так, а седьмой главе книги III он солидаризируется со сложившейся концепцией “нейтральности” денег, и в ряде последующих глав этой книги несомненна его приверженность количественной теории денег. Отсюда через недооценку функции денег как меры ценности товарного запаса Дж.С.Милль следует упрощенный характеристике богатства. Последнее, на его взгляд, определяется как сумма покупаемых и продаваемых на рынке благ.

    “Основы политической экономии” стали учебником  для нескольких поколений экономистов Европы. Как утверждается в Предисловии, им была поставлена задача написать обновленный вариант “Богатства народов” Адама Смита и “Начал” Рикардо с учётом возросшего уровня экономических знаний и идей, “общим практическим принципом должно оставаться laissez-faire и любой отход от него является несомненным злом”.

    К теории стоимости Дж.С.Милль обратился в третьей книге пятикнижья. В первой её главе, рассмотрев понятия “меновая стоимость”, “потребительская стоимость”, “стоимость” и некоторые другие, он обращает внимание на то, что стоимость (ценность) не может возрасти по всем товарам одновременно, так как стоимость представляет собой понятие относительное. А в четвертой главе книги III автор “Основ...” повторяет тезис Д.Рикардо о создании стоимости трудом, требующимся для производства товарных благ, заявив при этом, что именно количество труда “имеет первостепенное значение” в случае изменения стоимости.

    Богатство, по мнению Милля, состоит из благ, обладающих меновой стоимостью как характеристическим свойством. “Вещь, за которую ничего нельзя получить взамен, как бы полезна или необходима она ни была, не является богатством... Например, воздух, хотя и является абсолютной необходимостью для человека, на рынке никакой цены не имеет, так как его можно получить практически безвозмездно”.  Но как только ограничение становится ощутимым, вещь сразу же приобретает меновую стоимость. Денежным выражением стоимости товара является его цена.

    Стоимость денег измеряется количеством товаров, на какие их можно купить.  “При прочих равных условиях стоимость денег меняется обратно пропорционально количеству денег : всякое увеличение количества понижает их стоимость, а всякое уменьшение повышает её в совершенно одинаковой пропорции...  Это  -  специфическое свойство денег”.  Значимость денег в экономике мы начинаем понимать лишь тогда, когда денежный механизм даёт сбои.

    Непосредственно цены устанавливаются конкуренцией, которая возникает из-за того, что покупатель старается купить дешевле, а продавцы  -  продать дороже .  При свободной конкуренции рыночная цена соответствует равенству спроса и предложения. Напротив, “монополист может по своему усмотрению назначить любую высокую цену, лишь бы она не превышала той,  какую потребитель не сможет или не захочет уплатить; но сделать это не может, только ограничив предложение”.

    В длинный период времени цена товара не может быть ниже издержек его производства, так как никто не хочет производить себе в убыток. Поэтому состояние устойчивого равновесия между спросом и предложением “наступает только тогда, когда предметы обмениваются друг на друга соразмерно их издержкам производства”.

    Капиталом Милль называет накопленный запас продуктов труда, возникающий в результате сбережений и существующий “путём его постоянного воспроизводства”.  Сами сбережения понимаются как “воздержание от текущего потребления ради будущих благ”. Поэтому сбережения растут вместе с нормой процента.

    Производственная  деятельность ограничивается размерами  капитала. Однако “каждое увеличение капитала проводит или может привести к новому расширению производства, причём без определённого предела... Если существуют способные к труду люди и пища для их пропитания, их всегда можно использовать в каком-либо производстве”.  Это одно из основных положений, отличающих классическую экономическую науку от более поздней.

    Милль признаёт, однако, что развитию капиталов присущи другие ограничения. Одно из них - сокращение доходов на капитал, которое он объясняет падением предельной производительности капитала. Так, увеличения объема продукции сельского хозяйства “никогда нельзя добиться иначе, чем посредством увеличения затрат труда в пропорции, повышающей ту, в которой возрастает объем сельскохозяйственной продукции”.

    В целом при изложении вопроса  о прибыли Милль стремится придерживаться взглядов Рикардо. Возникновение средней нормы прибыли приводит к тому, что прибыль становится пропорциональной используемому капиталу, а цены - пропорциональными  издержкам. “Чтобы прибыль могла быть равной там, где равны затраты, т.е. издержки производства, вещи должны обмениваться друг на друга пропорционально издержкам их производства: вещи, у которых издержки производства одинаковы, должны иметь и одинаковую стоимость, потому что лишь таким образом одинаковые затраты будут приносить одинаковый доход”.

Информация о работе Экономические учения классической школы после А. Смита: Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй, Т. Мальтус, Дж. С. Милль