Экономические циклы и методы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей было изучить и описать экономические циклы и методы их регулирования.
Поставленные мною задачи:
1) Изучить литературу, отобрать главное
2) Рассмотреть цикличность в рыночной экономике
3) Выделить главные теории экономических циклов
4) Описать особенности двадцатилетнего российского экономического цикла
5) Выявить перспективы антициклической политики России

Содержание

Введение 3
1. Цикличность – характерная черта рыночной экономики 5
1.1.Экономический цикл: сущность, фазы цикла, механизм распределения циклических колебаний 5
1.2.Теории экономических циклов в экономической науке 9
2. Цикличность в России и антикризисное регулирование 19
2.1. Среднесрочный российский экономический цикл 19
2.2. Антикризисное регулирование в России 23
Заключение 29
Приложение 31
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

По итогам рабочей недели, закончившейся 14 ноября 2008 года цена на нефть марки Urals снизилась за неделю на 11 % и впервые с января 2007 года опустилась ниже отметки 50 долларов за баррель.

25 ноября 2008 года сообщалось, что в Российской Федерации, согласно расчетам Министерства экономического развития, впервые с момента начала мирового кризиса зафиксировано снижение ВВП в одном месяце по отношению к предыдущему: в октябре ВВП снизился на 0,4 % по отношению к сентябрю, хотя в годовом выражении, по сравнению с октябрем 2007 года, вырос на 5,9 %.

Согласно опубликованной 26 ноября 2008 года Банком России (ЦБР) отчётности банков по данным оборотной ведомости бухгалтерского учёта за октябрь 2008 года, по расчётам газеты «Коммерсантъ», совокупный убыток банковской системы России в октябре составил 39,3 млрд рублей: треть банков (288 организаций) получили убыток, в совокупности составивший 69,0 млрд рублей (результаты не учитывают показатели Внешэкономбанка, убытки которого превысили убытки всей банковской системы и составили 46,0 млрд руб.).

17 февраля Министерство экономического развития скорректировало прогноз на 2009 год до минус 2,2 % ВВП, минус 7,4 % по промышленности и примерно минус 14 % по инвестициям, оставив прогноз по цене нефти прежним — 41 доллар за баррель. Впервые с сентября 1999 года в феврале товарооборот в рознице снизился на 2,4 %.

24 марта 2009 года заместитель Председателя Правительства и министр финансов Алексей Кудрин на расширенной коллегии Минэкономразвития РФ заявил, что ожидает вторую волну проблем в финансовой системе, связанную с невозвратом кредитов в реальной сфере экономики, и снижение цен на нефть. Это заявление вызвало падение российских фондовых индексов.

15 мая Росстат сообщил, что ВВП РФ в I квартале 2009г снизился по сравнению с IV кварталом 2008г на 23,2 % в номинальном выражении; в реальном же выражении — на 35 %, половину которых можно отнести к сезонным факторам.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.

По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста ВВП (2,9 %) и роста промышленного производства (5,8 %) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии.

В октябре 2010 года В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа – всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста». (10)

2.2. Антикризисное  регулирование в России

В сентябре-октябре 2008 года правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3 % ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».

8 ноября 2008 года Председатель Правительства В. Путин утвердил подготовленный в соответствии с поручением Президента Дмитрия Медведева «План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики».

19 ноября, выступая перед Госдумой, министр финансов А. Кудрин утверждал: «Достигнутые показатели объема золотовалютных резервов, которые Россия скопила за последние годы, и понимая, и оценивая опыт дефолта и опыт девальвации 1998 года, позволяют говорить о том, что сегодня накоплена прочная основа для стабильности макроэкономики, стабильности курса национальной валюты».

25 декабря Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение, которые могут претендовать на получение прямой государственной поддержки. В этот список вошли 295 предприятий. Кроме того, был опубликован список из 1148 регионально значимых предприятий, которые также могут претендовать на прямую господдержку.

Летом 2009 года А.А.Вассерман в интервью газете Юридическая Россия высказал мнение о том, что кризис закончится в 2012 году, центрами возрождения экономики станут: Россия, Индия и Китай, а изменение баланса политических сил в России в период кризиса крайне маловероятно. 30 декабря 2009 года на заседании Правительства Российской Федерации была принята программа основных антикризисных действий на 2010 год, а ее приоритетами стали: поддержка социальной стабильности и социальная защита населения; поддержка оживления экономики и наращивание инвестиций в человеческий капитал. (10)

Итоги 2010 года: «посткризисная» ситуация в России

По сравнению с абсолютно  провальным 2009 годом прошлый 2010 год  показал определенное движение вперед. Острую фазу кризиса экономика, похоже, прошла.  Если по итогам 2009 года промышленный рост был отмечен только в 9 регионах, то в прошлом году - уже в 79. Но кризисное падение так и не отыграно: промышленное производство в 2009 году рухнуло на 11 процентов, в 2010 году индустрия наверстала из них 8,2 процента.      

Объемы промышленных строек отставали  от 2009 года на 0,6 процента, ввод жилья - на 3 процента. "Строительство жилья  не может так быстро реагировать на отложенный спрос, как производство других товаров", - поясняет директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Жилищные стройки в Москве и области сократились почти на треть.  До кризиса строительный рынок был перегрет, в 2009 году многие стройки, близкие к завершению, сворачивать не стали, но в прошлом году инвестиций на поддержку прежнего уровня уже не хватило. Ситуация вряд ли радикально улучшится в этом году. 

Министерство экономического развития прогнозирует рост инвестиций в 2011 году почти на 11 процентов. Николаев оптимизм министерства не разделяет: начавшееся с осени прошлого года восстановление инвестиционной активности оказалось непрочным, уже в январе этого года вложения вновь упали почти на 5 процентов. Дополнительными негативными факторами, по словам эксперта, стало повышение налоговой нагрузки на бизнес.   

Лидерами промышленного роста  остаются регионы с новыми инвестициями в обрабатывающие производства. В Калужской области промышленность прибавила 44,7 процента, в Калининградской - 31,2.  Но при этом в 32 регионах промышленность либо вовсе оказалась, ниже прошлого года (Чечня, Чукотка, Ненецкий АО), либо прибавила меньше среднероссийского показателя. Наиболее проблемными являются три группы регионов, обращает на них внимание Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Это регионы со специализацией на черной металлургии и производстве минеральных удобрений, со специализацией на машиностроении и текстильной промышленности, а также крупнейшие агломерации. А устойчивость нефтедобывающих регионов все более напоминает стагнацию, сокрушается Зубаревич: Тюменской области прибавка промпроизводства всего 3,8 процента, в Ханты-Мансийском АО - 1,8, в Сахалинской области - 1,2 процента. Шансы на рост промпроизводства в этом году невелики, прогнозирует Николаев: перед глобальной экономикой сохранились те же риски, что и прежде, на рынках надуваются новые "пузыри". 

Прошлый год завершили с дефицитом  бюджета 63 региона. В этом году их состояние будет зависеть от ситуации с федеральным бюджетом. Пока все надежды на приток денег в казну связан исключительно с высокими ценами на нефть, напоминает Николаев. По подсчетам главы минфина Алексея Кудрина, для выхода на бездефицитный уровень среднегодовые цены на нефть должны составлять 115 долларов за баррель. 

Положительной тенденцией прошлого года можно назвать существенное снижение долгов по заработной плате - на 32,7 процента. Но с началом этого года ситуация резко изменилась. Если к 1 января задолженность составляла 2 миллиарда 400 миллионов рублей, то к 1 февраля она выросла почти на 16 процентов и достигла 2 миллиардов 781 миллиона. 

Стабилизировалась ситуация с безработицей. Количество официально зарегистрированных безработных за прошлый год уменьшилось на 26 процентов, общая безработица снизилась на 11,4 процента. Впрочем, она все еще остается выше докризисного уровня (2010 год - 7,5 процента экономически активного населения, 2008 год - 6,3 процента). В любом случае, эксперты рынка труда отмечают, что безработица в России носит своеобразный характер, унаследованный нами с советских времен. По словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, мы пошли по пути распределения кризисных издержек на всех занятых за счет снижения заработков. С ней согласен замдиректора центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Ростислав Капелюшников, утверждающий, что именно благодаря этому России удалось удержать безработицу на столь низком в условиях кризиса уровне. 

Впрочем, некоторые регионы в  эту идеологию не вписываются. С колоссальным отрывом "лидирует" Ингушетия - 51,6 процента безработных. На втором месте с конца - Чечня - 43,1 процента, на третьем Тыва - 22 процента безработных. 

Достаточно объективным показателем  социально-экономического самочувствия и страны в целом, и конкретных регионов является миграционный прирост (убыль) населения. Банально, но факт: люди едут туда, где жить хорошо, и наоборот. Однозначно, в России лучше, чем в сопредельных государствах (именно оттуда идет основной поток мигрантов), но хуже, чем было еще год назад. Если в 2009 году наши ряды пополнились 247449 иностранцами, то в 2010-м - только 158079. Итого: мы недосчитались почти 90 тысяч человек. Как и следовало ожидать, весь Дальний Восток - в глубоком миграционном минусе - 27 с половиной тысяч человек покинули регион в прошлом году. Бегут люди и с большинства территорий Северного Кавказа. В минусе Сибирский и Приволжский федеральные округа. (4)

Россия, как и многие развитые экономики  мира, находятся в сложных условиях большого количества неопределенных факторов мировой экономики. При определении целей и задач экономической политики на 2009-2011 гг. и дальнейшую перспективу в Бюджетном послании Президент Российской Федерации исходил из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики. Внешние факторы оказывают серьезное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения. При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности. В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности. (2)    

 

 

 

Заключение

Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому. В конечном итоге через цикличность проявляется экономический рост, так как движение происходит не по кругу, а по спирали, отражая как долговременные, так и среднесрочные колебания конъюнктуры.

Для экономики характерны колебания объема национального продукта и уровня цен. Экономические циклы всегда имеют одни и те же фазы: пик, спад, подъем и оживление, но циклы отличаются друг от друга по интенсивности и продолжительности.

Хотя для объяснения циклического развития экономики использовались такие исходные причинные факторы, как технические новшества, политические события, накопления денежной массы, обычно считается, что непосредственной детерминантой объема национального производства и занятости является объем общих расходов.

Назвать единственную причину циклического хода движения рыночной экономики оказывается весьма трудным делом. Поэтому многие современные экономисты ограничиваются общим указанием на то, что причина циклического движения заложена в сложном и противоречивом характере многообразных сил и факторов, оказывающих воздействие на движение рыночной экономики.

Современная рыночная экономика функционирует  в условиях активного воздействия на нее государства. Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними.

Структура российской экономики еще  не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения. При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности. В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

Информация о работе Экономические циклы и методы их регулирования