Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 12:57, курсовая работа
В этой связи целью курсовой работы является выявление антикоррупционных мер на основе проведенного экономического анализа коррупции в России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить историю, современное состояние и области распространения коррупции в России.
2. Провести экономический анализ состояния коррупции в России.
3. Исследовать антикоррупционную систему в России.
В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.
В СССР до начала 80-х годов тема коррупции открыто не поднималась. Первым громким коррупционным делом советского периода стало дело фирмы «Океан» (1981–82 гг.). Борьба со взяточничеством и злоупотреблениями чиновников активизировалась с приходом на пост генсека Юрия Андропова в 1983 г.; тогда были начаты знаменитое «хлопковое» дело и дело Моспродторга, по которому был расстрелян директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов.
В эпоху перестройки коррупция в высших эшелонах власти стала одной из наиболее резонансных тем. Всесоюзную популярность приобрели московские следователи Тельман Гдлян и Николай Иванов, расследовавшие «хлопковое» дело еще при Андропове. В 1989 году после открытого заявления о взяточничестве в Политбюро оба были отстранены от следственной работы, исключены из КПСС и примкнули к демократической оппозиции.
В 1998 году доктор юридических наук Н. И. Матузов отмечал, что «привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые даже и не снились партгосчиновникам советского периода».
В 1999 году академик РАН Д. С. Львов и доктор экономических наук Ю. В. Овсиенко оценивали коррупцию в России как «тотальную».
В мае 1999 года заместитель министра финансов России Олег Вьюгин отмечал, что система власти и бизнеса в России во многом пропитана коррупцией и преступным бизнесом.[3]
В 2006 году ВЦИОМ провёл опрос, согласно которому отношение к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением.
20 ноября 2009 года Госдума РФ приняла
закон «Об общих принципах
организации предоставления
§ 1.2. Современное состояние
Экономические причины коррупции – это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их влияние на деятельность фирм и граждан. Коррупция расцветает всюду, где у чиновников есть широкие полномочия распоряжаться какими-либо дефицитными благами. Особенно это заметно в развивающихся и в переходных странах, но проявляется и в развитых странах. Например, в США отмечено много проявлений коррупции при реализации программы льготного предоставления жилья нуждающимся семьям.
Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая распространение синекур и возможности продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих.
Социально-культурными причинами коррупции являются деморализация общества, недостаточная информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении своеволия «власть имущих».
В тех странах, где действуют все три группы факторов (это, прежде всего, развивающиеся и постсоциалистические страны), коррупция наиболее высока. Напротив, в странах западноевропейской цивилизации эти факторы выражены гораздо слабее, поэтому и коррупция там более умеренная.
Для объяснения причин и сущности коррупционных отношений экономисты обычно используют модель «поручитель (принципал) – исполнитель (агент) – опекаемый (клиент)»
Коррумпированные чиновники и политики в развивающихся странах, в числе которых и Россия, ежегодно получают $20-40 млрд взяток, подсчитали в Трансперенси Интернешнл. Коррумпированность в России по состоянию на сентябрь 2009 года, по оценке организации, на уровне Бангладеш, Кении и Сирии: 147-е место из 180. По данным Следственного комитета Генпрокуратуры, количество зарегистрированных взяток увеличилось с 6700 в 2007 г. до 8000 в 2008 г. По данным МВД, в январе — августе 2009 г. зарегистрирован 10 581 случай взяточничества — на 4 % больше, чем год назад. При этом количество зарегистрированных взяток в крупном размере (свыше 150 000 руб.) увеличилось на 13,5 % до 219.
Коррупции способствует и Российское уголовное законодательство, которое предусматривает наказание не только за дачу взятки за совершение незаконных действий, но и просто за дачу взятки. Статья 291 УК РФ гласит:
Статья 291 УК. Дача взятки 1. Дача взятки должностному лицу лично или через посредника - наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. 2. Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие) или неоднократно - наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до восьми лет. Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.
Таким образом, УК предусматривает наказание за дачу взятки даже в том случае, если дача взятки не ведет к совершению незаконных действий. Это побуждает чиновников к мздоимству (получение взяток за выполнение своих прямых обязанностей), так как при этом их к ответственности привлечь фактически невозможно, так как они не совершают незаконных действий, а от доноса со стороны взяткодателей их страхует законодательство. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт вымогательства со стороны чиновника. Таким образом законодательство даёт чиновникам страховку от доноса.
Формальное освобождение от уголовной ответственности служит лишь для успокоения общественного мнения и маскировки коррупционной направленности пункта 1 стать 291 УК, так как в существующей практике освобождение от ответственности не носит автоматический характер. Учитывая, что чиновники, занимающие высокие посты, имеют влияние на правоохранительные органы, существующее законодательство делает фактически невозможным привлечение к уголовной ответственности за мздоимство. Более того, комментарий к статье гласит «Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки». Таким образом, даже человек, давший взятку под давлением, уже считается преступником и не может быть признан потерпевшим. Такая ситуация подтверждается статистикой. Так, по данным Генерального прокурора РФ Юрия Чайки, в 2009 году за дачу взяток было осуждено свыше 3,5 тысячи человек, в то время как за получение взятки — 2 тысячи.
Отмена уголовной ответственности за дачу взятки необходимое условие для обеспечения общественного контроля над чиновниками. Преступлением следует признавать лишь шантаж и побуждение к незаконным действиям, но не сам факт дачи взятки, так как иначе практически невозможно привлечь взяткополучателя к ответственности, если на это отсутствует воля правоохранительных органов.
§ 1.3.Область распространения
К завершению этой главы я хотела бы добавить следующие выводы: Коррупция в стране образует давно укорененную систему социальных отношений, теснейшим образом переплетенную с другими социальными отношениями. Это делает коррупцию в стране системным фактором. Кроме того, это демонстрирует, насколько сложным будет планирование и осуществление реальных программ противодействия коррупции. Наконец, из этого вытекает бесперспективность и, более того, опасность попыток победить коррупцию «кавалерийским наскоком», кампанией, применением одних репрессивных мер.
Анализ существующих подходов позволяет выделить несколько определений коррупции [5, с.40].
Согласно первому подходу, коррупция рассматривается как отклонения от норм права, служебной этики и общечеловеческих моральных принципов. При этом в соответствии с переводом термина с латинского (corruptio - подкуп, взятка) коррупцию трактуют в широком смысле как прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения. Коррупционная ситуация определяется в узком смысле: должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Признаки коррупционной ситуации - принятие решений, нарушающих закон или неписаные общественные нормы, действие партнеров по обоюдному согласию, получение обеими сторонами незаконных выгод и преимуществ, стремление всех участников коррупционной сделки к сокрытию своих действий.