Экономический анализ коррупции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

В этой связи целью курсовой работы является выявление антикоррупционных мер на основе проведенного экономического анализа коррупции в России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить историю, современное состояние и области распространения коррупции в России.
2. Провести экономический анализ состояния коррупции в России.
3. Исследовать антикоррупционную систему в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomichesky_analiz_korruptsii_v_Rossii (2).doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

Особой значимостью обладает феномен государственной коррупции, то есть участие в ней должностных лиц, состоящих на государственной службе, имеющих возможность распоряжаться не принадлежащими им ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам могут относиться бюджетные средства, государственные и муниципальные заказы и льготы, объекты государственной и муниципальной собственности, социальные, образовательные, медицинские услуги, оказываемые за счет государства.

В рамках данного подхода в соответствии с характером и местом коррупционных действий различаются верхушечная и низовая коррупция. Верхушечная государственная коррупция, сопряженная с принятием решений, имеет весьма высокую цену. В условиях  переходного периода чиновники предлагали  коррупционные "услуги" по приватизации и заказному банкротству предприятий, лицензированию и квотированию экспортных операций, формированию бюджетных трансфертов и налоговых зачетов, выдаче разрешений на бартер и натуральных зачетов в регионах, обслуживанию бюджетных счетов, уходу от налогов и таможенных платежей, кредитованию в банковской сфере, выдаче государственных субсидий и закупок.

Низовая коррупция связана с рутинным взаимодействием граждан и чиновников среднего и низшего звена в ходе совершения процедур регистрации, лицензирования, получения патентов, выплаты штрафов, предоставления услуг в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения, жилья.

Согласно второму подходу, коррупция рассматривается как системное общественное явление, характеризующее меру неэффективности государственных социально-экономических институтов и правовой системы. В этом аспекте коррупция предстает как "сила трения", которую вынуждены преодолевать общество, его хозяйствующие субъекты и институты при достижении поставленных перед ними целей. Определяемый в рамках данного подхода уровень или индекс коррупции характеризует степень энтропии (меру внутренней неупорядоченности) общественной системы в целом.

 В соответствии с третьим  подходом коррупция предстает  как набор универсальных стратегий  поведения определенных социальных  групп, которые направлены на  создание преимуществ в получении государственных услуг должного уровня и качества, необходимых для организации и ведения бизнеса. В рамках коррупционного взаимодействия бизнеса и властей традиционно выделяются две стратегии верхушечной коррупции: "захват государства" (state capture) - установление теневого контроля за принятием решений в пользу "своего" бизнеса на высших уровнях власти (центральной, региональной и т.п.), и "захват бизнеса" (business capture) - совокупность стратегий и тактик представителей властей (центральной, региональной, муниципальной), обеспечивающих теневой контроль над бизнесом с целью коллективного и/или индивидуального извлечения административной ренты.

                  § 2.2.Уровень коррупции в регионах России 

Статистика уровня коррупции в регионах России представлена в Докладе Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной «Чистые руки», посвященном уровню коррумпированности органов государственной и местной власти в России, где подробно отражаются статистические данные, упоминаются конкретные лица, задействованные в коррупционных схемах и покровительствующие коррупции, а также материалы о жертвах коррупции, полученные нами в период работы с 30 июля 2008 года по 30 июня 2009 года.

Данный доклад является независимым, содержит реальную информацию об уровне коррупции в России, основан на реальных жалобах граждан со всей территории России.

Таблица 2 - Коррупционный оборот региона 1

1

Москва

42%

2

Московская область

17%

3

Красноярский край

3%

4

Краснодарский край

3%

5

Нижегородская область

2%

6

Санкт-Петербург

1.5%

7

Владимирская область

1.5%

8

Белгородская область

1.5%

9

Калужская область

1.5%

10

Волгоградская область

1.5%

11

Ярославская область

1.5%

12

Тюменская область

1.5%

13

Ленинградская область

1.2%

14

Ростовская область

1.2%

15

Воронежская область

1.2%

16

Свердловская область

1.2%

17

Самарская область

1%

18

Челябинская область

1%

19

Республика Башкортостан

1%

20

Новосибирская область

1%

21

Остальные регионы

14%


 

Данная статистика основывается только на количестве поданных жалоб во Всероссийскую Антикоррупционную Общественную Приемную ЧИСТЫЕ РУКИ на коррупцию в регионах. При составлении таблицы ключевым было упоминание понятия «коррупция» в тексте письма или жалобы.

При сведении данных, полученных в период с 30 июля 2008 года до 30 июня 2009 года учитывалось общее число жалоб без разделения обоснованности или необоснованности жалобы на коррупцию.

В данном случае речь идет о коррупционном обороте региона в рамках Российской Федерации (см.табл.2).

Эксперты международной неправительственной организации по противодействию коррупции Transparency International зафиксировали резкое ухудшение положения дел в России. Согласно ежегодному исследованию, Россия опустилась на 147-е из 180 мест в мире. Теперь Россия по уровню коррупции занимает одну строчку с Кенией, Сирией и Бангладеш. Это самый низкий показатель России за последние восемь лет, указывают "Новые известия".

Опубликованный по итогам исследования "Индекс восприятия коррупции" (ИВК) измеряет уровни восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах.

В 2009 году ИВК ранжирует 180 стран мира по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший.

Согласно данным исследования, наименее подвергнуты коррупции такие страны как Дания, Новая Зеландия и Швеция, каждая из которых получила по 9.3 балла. Сразу за ними расположился Сингапур с 9.2 баллами. Замыкает список Сомали, набравшая 1.0 балл, а перед ней с небольшим отрывом разместились Ирак и Мьянма, набравшие по 1.3 балла.

США с 7,3 баллами находятся на 18-м месте, Китай с 3,6 - на 72-м. Россия в 2009 году набрала чуть больше баллов, чем страны-изгои, – 2,1 балла, и теперь делит 147-е место с Сирией, Кенией и Бангладеш. Это самый низкий результат за последние восемь лет. В 1996 году этот показатель был равен 2,58 балла, в 2000 году – 2,8 балла.

В 2007 году Россия получила 2,4 балла, заняв 126-е место из 158, в 2006 – 2,5 балла и 121-е место из 163, в 2007 году – 2,3 балла, разделив в рейтинге вместе с Гамбией, Индонезией и Того 143-е место из 180. Примечательно, что за прошедший год успехи в борьбе с коррупцией в Индонезии и Того оценены в 2,6 и 2,7 балла соответственно, что позволило им занять 126-е и 121-е места, а Гамбия, получив 0,8 балла, опустилась на 158-е место2.

По заключению экспертов, сегодня именно коррупция является главным препятствием на пути экономического роста России. По консервативным оценкам, объем рынка коррупции превышает 240 млрд долларов, а по расчетам фонда ИНДЕМ, только в деловой сфере России среднегодовой объем коррупции вырос между 2001 и 2005 годом с 33 до 316 млрд. долларов. Средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают российским чиновникам, увеличился за несколько лет с 10 тысяч до 136 тысяч долларов.

В исследовании отмечается, что за последние годы коррупция в России приобрела системный характер. Исполнительная власть активно вмешивается в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, извлекая значительную выгоду для себя, в результате "административная рента" составляет основную часть доходов чиновников.

Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин убежден, что ситуация с коррупцией в России не изменится к лучшему до тех пор, пока государство не станет слугой общества, а не наоборот.

За 2008 год милиция выявила 30 тысяч случаев коррупции.

За 9 месяцев этого года сотрудники милиции выявили около 30 тыс. преступлений коррупционной направленности, что на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие цифры привел начальник Департамента экономической безопасности МВД РФ Юрий Шалаков, передает ИТАР-ТАСС.

По словам руководителя департамента, сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями Владимирской и Оренбургской области совместно с коллегами из ФСБ пресечены деятельности 10 крупных организованных групп. Органами Внутренних дел Мордовии, Свердловской и Тамбовской областей ликвидированы 3 преступные группировки, имевшие обширные межрегиональные и коррупционные связи. Начальник ДЭБ поставил перед своими подчиненными задачу активизировать работу по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, а также совершенных высокопоставленными должностными лицами.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Индекс восприятия коррупции в России

 

Каждый год международная организация TRANSPARENCY INTERNATIONAL публикует данные по уровню коррупции в различных странах. Оценить коррупцию в стране помогает индекс восприятия коррупции (ИВК).

Данный показатель рассчитывается для каждой страны или территории и отражает восприятие уровня коррумпированности государственного сектора предпринимателями и экспертами по данной стране и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции). Согласно данным этой организации в России индекс восприятия коррупции не поднимался  выше 2,8 баллов с 2001 по 2008 год.

Таблица 3 - Индекс восприятия коррупции в России

Год

Место России

Всего мест

Индекс восприятия коррупции

2008

147

180

2,1

2007

143

179

2,3

2006

121

163

2,5

2005

126

158

2,4

2004

90

145

2,8

2003

86

133

2,7

2002

71

102

2,7

2001

79

91

2,3


Рис.4. Динамика индекса восприятия коррупции в России3

 

Как видно из таблицы 3 и графика 4,  с 2006 года вплоть до 2008 года индекс восприятия коррупции в России стремится к нулю, а значит, что в России с каждым годом уровень коррупции повышается. Так, высокий уровень коррупции в России вызван взяточничеством, который в России получил "чудовищные размеры".

Уровень коррупции в России остается высоким, что подтверждает уголовная статистика - только в первом квартале этого года следователи прокуратуры возбудили около 4 тысяч дел о коррупции.

О высоком уровне коррупции в Российской Федерации свидетельствуют цифры уголовной статистики. С начала года следственные органы СКП в российских субъектах рассмотрели 12,316 тысячи сообщений о коррупционных преступлениях, и уже возбуждено 4,155 тысячи таких уголовных дел.

Наибольшее количество коррупционных преступлений приходится на следователей Красноярского края, Татарстана, Тюменской, Челябинской, Нижегородской, Ростовской областей и города Москвы.

В прошлом году правоохранительные органы РФ расследовали более 38,5 тысячи преступлений коррупционной направленности, уголовные дела по 30,5 тысячи таких преступлений направлены в суд.

Основную часть (в 2010 году) составили преступления против государственной власти и интересов государственной службы, в их числе 5 тысяч фактов злоупотребления должностными полномочиями и почти 6 тысяч фактов получения взятки.

Количество выявленных фактов получения взятки в прошлом году возросло на 7,7%.

В числе выявленных предполагаемых коррупционеров - 13 работников прокуратуры, восемь сотрудников судебного корпуса России, 27 - органов наркоконтроля, 100 - таможенных органов и почти 1,5 тысячи – ОВД.

Кроме того, к уголовной ответственности в прошлом году привлечено свыше 2 тысяч работников органов исполнительной власти различного уровня, а также 67 представителей законодательных органов власти.

Коррупция препятствует развитию экономики и развитию общества, "она способна разрушить любые государственные преобразования". В связи с этим необходимо усилить внимание следователей к выявлению данных преступлений4.

§ 2.3.Антикоррупционная система в России

 

Существенным импульсом для активизации работы над антикоррупционным законодательством стал факт ратификации двух важнейших для этой сферы международных актов: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об головной ответственности за коррупцию. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина, изданным в феврале 2007 г., была поставлена задача реализации положений этих конвенций в законодательстве Российской Федерации и создана в этих целях специальная Межведомственная рабочая группа (МРГ). К июню 2007 г. МРГ подготовила Концепцию стратегических направлений развития законодательства в области противодействия коррупции и определила широкий перечень действующих законов, подлежащих серьезной модификации.

Информация о работе Экономический анализ коррупции в России