Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2015 в 12:57, курсовая работа
В этой связи целью курсовой работы является выявление антикоррупционных мер на основе проведенного экономического анализа коррупции в России.
Для достижения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить историю, современное состояние и области распространения коррупции в России.
2. Провести экономический анализ состояния коррупции в России.
3. Исследовать антикоррупционную систему в России.
Особой значимостью обладает феномен государственной коррупции, то есть участие в ней должностных лиц, состоящих на государственной службе, имеющих возможность распоряжаться не принадлежащими им ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам могут относиться бюджетные средства, государственные и муниципальные заказы и льготы, объекты государственной и муниципальной собственности, социальные, образовательные, медицинские услуги, оказываемые за счет государства.
В рамках данного подхода в соответствии с характером и местом коррупционных действий различаются верхушечная и низовая коррупция. Верхушечная государственная коррупция, сопряженная с принятием решений, имеет весьма высокую цену. В условиях переходного периода чиновники предлагали коррупционные "услуги" по приватизации и заказному банкротству предприятий, лицензированию и квотированию экспортных операций, формированию бюджетных трансфертов и налоговых зачетов, выдаче разрешений на бартер и натуральных зачетов в регионах, обслуживанию бюджетных счетов, уходу от налогов и таможенных платежей, кредитованию в банковской сфере, выдаче государственных субсидий и закупок.
Низовая коррупция связана с рутинным взаимодействием граждан и чиновников среднего и низшего звена в ходе совершения процедур регистрации, лицензирования, получения патентов, выплаты штрафов, предоставления услуг в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения, жилья.
Согласно второму подходу, коррупция рассматривается как системное общественное явление, характеризующее меру неэффективности государственных социально-экономических институтов и правовой системы. В этом аспекте коррупция предстает как "сила трения", которую вынуждены преодолевать общество, его хозяйствующие субъекты и институты при достижении поставленных перед ними целей. Определяемый в рамках данного подхода уровень или индекс коррупции характеризует степень энтропии (меру внутренней неупорядоченности) общественной системы в целом.
В соответствии с третьим
подходом коррупция предстает
как набор универсальных
§ 2.2.Уровень коррупции в регионах России
Статистика уровня коррупции в регионах России представлена в Докладе Всероссийской Антикоррупционной Общественной Приемной «Чистые руки», посвященном уровню коррумпированности органов государственной и местной власти в России, где подробно отражаются статистические данные, упоминаются конкретные лица, задействованные в коррупционных схемах и покровительствующие коррупции, а также материалы о жертвах коррупции, полученные нами в период работы с 30 июля 2008 года по 30 июня 2009 года.
Данный доклад является независимым, содержит реальную информацию об уровне коррупции в России, основан на реальных жалобах граждан со всей территории России.
Таблица 2 - Коррупционный оборот региона 1
1 |
Москва |
42% |
2 |
Московская область |
17% |
3 |
Красноярский край |
3% |
4 |
Краснодарский край |
3% |
5 |
Нижегородская область |
2% |
6 |
Санкт-Петербург |
1.5% |
7 |
Владимирская область |
1.5% |
8 |
Белгородская область |
1.5% |
9 |
Калужская область |
1.5% |
10 |
Волгоградская область |
1.5% |
11 |
Ярославская область |
1.5% |
12 |
Тюменская область |
1.5% |
13 |
Ленинградская область |
1.2% |
14 |
Ростовская область |
1.2% |
15 |
Воронежская область |
1.2% |
16 |
Свердловская область |
1.2% |
17 |
Самарская область |
1% |
18 |
Челябинская область |
1% |
19 |
Республика Башкортостан |
1% |
20 |
Новосибирская область |
1% |
21 |
Остальные регионы |
14% |
Данная статистика основывается только на количестве поданных жалоб во Всероссийскую Антикоррупционную Общественную Приемную ЧИСТЫЕ РУКИ на коррупцию в регионах. При составлении таблицы ключевым было упоминание понятия «коррупция» в тексте письма или жалобы.
При сведении данных, полученных в период с 30 июля 2008 года до 30 июня 2009 года учитывалось общее число жалоб без разделения обоснованности или необоснованности жалобы на коррупцию.
В данном случае речь идет о коррупционном обороте региона в рамках Российской Федерации (см.табл.2).
Эксперты международной неправительственной организации по противодействию коррупции Transparency International зафиксировали резкое ухудшение положения дел в России. Согласно ежегодному исследованию, Россия опустилась на 147-е из 180 мест в мире. Теперь Россия по уровню коррупции занимает одну строчку с Кенией, Сирией и Бангладеш. Это самый низкий показатель России за последние восемь лет, указывают "Новые известия".
Опубликованный по итогам исследования "Индекс восприятия коррупции" (ИВК) измеряет уровни восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах.
В 2009 году ИВК ранжирует 180 стран мира по шкале от 0 до 10 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший.
Согласно данным исследования, наименее подвергнуты коррупции такие страны как Дания, Новая Зеландия и Швеция, каждая из которых получила по 9.3 балла. Сразу за ними расположился Сингапур с 9.2 баллами. Замыкает список Сомали, набравшая 1.0 балл, а перед ней с небольшим отрывом разместились Ирак и Мьянма, набравшие по 1.3 балла.
США с 7,3 баллами находятся на 18-м месте, Китай с 3,6 - на 72-м. Россия в 2009 году набрала чуть больше баллов, чем страны-изгои, – 2,1 балла, и теперь делит 147-е место с Сирией, Кенией и Бангладеш. Это самый низкий результат за последние восемь лет. В 1996 году этот показатель был равен 2,58 балла, в 2000 году – 2,8 балла.
В 2007 году Россия получила 2,4 балла, заняв 126-е место из 158, в 2006 – 2,5 балла и 121-е место из 163, в 2007 году – 2,3 балла, разделив в рейтинге вместе с Гамбией, Индонезией и Того 143-е место из 180. Примечательно, что за прошедший год успехи в борьбе с коррупцией в Индонезии и Того оценены в 2,6 и 2,7 балла соответственно, что позволило им занять 126-е и 121-е места, а Гамбия, получив 0,8 балла, опустилась на 158-е место2.
По заключению экспертов, сегодня именно коррупция является главным препятствием на пути экономического роста России. По консервативным оценкам, объем рынка коррупции превышает 240 млрд долларов, а по расчетам фонда ИНДЕМ, только в деловой сфере России среднегодовой объем коррупции вырос между 2001 и 2005 годом с 33 до 316 млрд. долларов. Средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают российским чиновникам, увеличился за несколько лет с 10 тысяч до 136 тысяч долларов.
В исследовании отмечается, что за последние годы коррупция в России приобрела системный характер. Исполнительная власть активно вмешивается в деятельность субъектов предпринимательской деятельности, извлекая значительную выгоду для себя, в результате "административная рента" составляет основную часть доходов чиновников.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин убежден, что ситуация с коррупцией в России не изменится к лучшему до тех пор, пока государство не станет слугой общества, а не наоборот.
За 2008 год милиция выявила 30 тысяч случаев коррупции.
За 9 месяцев этого года сотрудники милиции выявили около 30 тыс. преступлений коррупционной направленности, что на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие цифры привел начальник Департамента экономической безопасности МВД РФ Юрий Шалаков, передает ИТАР-ТАСС.
По словам руководителя департамента, сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями Владимирской и Оренбургской области совместно с коллегами из ФСБ пресечены деятельности 10 крупных организованных групп. Органами Внутренних дел Мордовии, Свердловской и Тамбовской областей ликвидированы 3 преступные группировки, имевшие обширные межрегиональные и коррупционные связи. Начальник ДЭБ поставил перед своими подчиненными задачу активизировать работу по выявлению и раскрытию коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, а также совершенных высокопоставленными должностными лицами.
Рис.2. Индекс восприятия коррупции в России
Каждый год международная организация TRANSPARENCY INTERNATIONAL публикует данные по уровню коррупции в различных странах. Оценить коррупцию в стране помогает индекс восприятия коррупции (ИВК).
Данный показатель рассчитывается для каждой страны или территории и отражает восприятие уровня коррумпированности государственного сектора предпринимателями и экспертами по данной стране и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции). Согласно данным этой организации в России индекс восприятия коррупции не поднимался выше 2,8 баллов с 2001 по 2008 год.
Таблица 3 - Индекс восприятия коррупции в России
Год |
Место России |
Всего мест |
Индекс восприятия коррупции |
2008 |
147 |
180 |
2,1 |
2007 |
143 |
179 |
2,3 |
2006 |
121 |
163 |
2,5 |
2005 |
126 |
158 |
2,4 |
2004 |
90 |
145 |
2,8 |
2003 |
86 |
133 |
2,7 |
2002 |
71 |
102 |
2,7 |
2001 |
79 |
91 |
2,3 |
Рис.4. Динамика индекса восприятия коррупции в России3
Как видно из таблицы 3 и графика 4, с 2006 года вплоть до 2008 года индекс восприятия коррупции в России стремится к нулю, а значит, что в России с каждым годом уровень коррупции повышается. Так, высокий уровень коррупции в России вызван взяточничеством, который в России получил "чудовищные размеры".
Уровень коррупции в России остается высоким, что подтверждает уголовная статистика - только в первом квартале этого года следователи прокуратуры возбудили около 4 тысяч дел о коррупции.
О высоком уровне коррупции в Российской Федерации свидетельствуют цифры уголовной статистики. С начала года следственные органы СКП в российских субъектах рассмотрели 12,316 тысячи сообщений о коррупционных преступлениях, и уже возбуждено 4,155 тысячи таких уголовных дел.
Наибольшее количество коррупционных преступлений приходится на следователей Красноярского края, Татарстана, Тюменской, Челябинской, Нижегородской, Ростовской областей и города Москвы.
В прошлом году правоохранительные органы РФ расследовали более 38,5 тысячи преступлений коррупционной направленности, уголовные дела по 30,5 тысячи таких преступлений направлены в суд.
Основную часть (в 2010 году) составили преступления против государственной власти и интересов государственной службы, в их числе 5 тысяч фактов злоупотребления должностными полномочиями и почти 6 тысяч фактов получения взятки.
Количество выявленных фактов получения взятки в прошлом году возросло на 7,7%.
В числе выявленных предполагаемых коррупционеров - 13 работников прокуратуры, восемь сотрудников судебного корпуса России, 27 - органов наркоконтроля, 100 - таможенных органов и почти 1,5 тысячи – ОВД.
Кроме того, к уголовной ответственности в прошлом году привлечено свыше 2 тысяч работников органов исполнительной власти различного уровня, а также 67 представителей законодательных органов власти.
Коррупция препятствует развитию экономики и развитию общества, "она способна разрушить любые государственные преобразования". В связи с этим необходимо усилить внимание следователей к выявлению данных преступлений4.
Существенным импульсом для активизации работы над антикоррупционным законодательством стал факт ратификации двух важнейших для этой сферы международных актов: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об головной ответственности за коррупцию. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина, изданным в феврале 2007 г., была поставлена задача реализации положений этих конвенций в законодательстве Российской Федерации и создана в этих целях специальная Межведомственная рабочая группа (МРГ). К июню 2007 г. МРГ подготовила Концепцию стратегических направлений развития законодательства в области противодействия коррупции и определила широкий перечень действующих законов, подлежащих серьезной модификации.