Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:40, реферат
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции.
Содержание
Введение
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции.
Экономический анализ спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.
Разложение общего эффекта изменения цены на эффект замены и эффект дохода впервые в экономической науке была представлена в статье российского экономиста и математика Е. Е. Слуцкого "К теории сбалансированного бюджета потребителя", так же он придумал уравнение, характеризующее количественные зависимости между изменением цен на отдельные товары и доходов потребителей, с одной стороны, и структурой покупательского спроса — с другой.
Снижение или рост цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. "Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен." Эффект замены вызывает рост потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Чтобы определить эффект замены, нужно выделить влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно выделить эффект замены.
1 Функция спроса
Функция спроса — это функция, отражающая зависимость объема спроса на отдельные товары и услуги (потребительские блага) от комплекса факторов, влияющих на него, т.е. функция спроса выражает взаимозависимость между спросом на товар и ценой этого товара при условии, что другие факторы, влияющие на величину спроса, признаются постоянными.
Такие зависимости применяются в аналитических моделях спроса и потребления и строятся с использованием методов математической статистики на основе информации о структуре доходов населения, цен на товары и других факторов. Например, для анализа и прогнозирования спроса на предметы длительного пользования нужны данные о наличии и возрасте таких предметов, уже имеющихся у населения, о составе семей; спрос на мебель во многом определяется интенсивностью жилищного строительства и т. д.
Наибольшее распространение получили однофакторные функции, отражающие зависимость спроса от уровней семейных доходов.
Соответствующие этим функциям кривые названы кривыми Э. Энгеля (по имени впервые изучившего их немецкого ученого). В обобщенной форме эти кривые можно выразить формулой:
xi = fi(S),
где S — средний доход; xi — объем потребления блага (либо объем спроса, если он удовлетворяется). Формы же кривых (т. е. характер функций fi) могут быть различны. Например, если спрос в определенной группе семей на данный товар возрастает примерно в той же пропорции, что и доход, то функция будет линейной: отложив на оси абсцисс графика уровень дохода, а на оси ординат — величину спроса, получим точки, расположенные примерно по прямой линии (рисунок 1).
Рисунок 1
Например, зависимость между доходами и расходом на фрукты и ягоды, трикотажные изделия, готовую одежду и рыбные продукты в семьях рабочих и служащих была до реформы цен приблизительно линейной.
Второй вид зависимости: когда по мере роста дохода спрос на данную группу товаров возрастает все более высокими темпами. Получается выпуклая кривая (рисунок 2).
Рисунок 2
Если же рост значений спроса (потребления), начиная с определенного момента по мере насыщения спроса, отстает от роста дохода, то графически связь между этими показателями выражается вогнутой кривой (рисунок 3).
Рисунок 3
Таковы наиболее обобщенные
формы зависимости между
2 Уравнение Слуцкого
Уравнение, смысл которого состоит в том, что изменение спроса на некоторый товар при повышении или снижении его цены складывается из влияния непосредственного изменения спроса и косвенного влияния в результате переключения спроса на другие товары, называется уравнением Слуцкого.
Левая часть представляет не что иное, как коэффициент эластичности спроса на товар X ≈ eX.
Первое слагаемое правой
части можно представить как kX
Второе слагаемое правой
части характеризует
Таким образом, можно записать уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности:
eX = -kXeI +ex
В то время как эффект замещения должен быть всегда отрицателен — противоположен направлению изменения цены, эффект дохода может действовать в обоих направлениях. Следовательно, общий эффект может быть положительным или отрицательным. Однако, в случае нормального товара эффект замещения и эффект дохода действуют в одном и том же направлении. Рост цены означает, что спрос сократится вследствие действия эффекта замещения. Поскольку мы рассматриваем ситуацию роста цены, это подразумевает снижение покупательной способности, что для нормального товара означает сокращение спроса.
Рассмотрим теперь более
подробно, каким образом изменение
(например, снижение) цены товара оказывает
влияние на объем спроса потребителя
на этот товар при неизменности цен
прочих товаров и доходов потребителя.
Во-первых,
снижение цены некоторого товара при постоянстве
цен прочих товаров представляет собой
снижение относительной цены этого товара
(данный товар дешевеет по отношению ко
всем другим товарам). В то же время, хотя
номинальные (денежные) цены других товаров
остаются неизменными, эти товары становятся
дороже относительно данного товара. Разумно
предположить, что вследствие этого обстоятельства
потребитель будет стремиться замещать
относительно подорожавшие товары товаром,
относительно подешевевшим. Или, иными
словами, снижение цены некоторого товара
вызовет увеличение объема спроса на этот
товар со стороны индивидуального потребителя
вследствие относительного удешевления..данного..товара.
Во-вторых,
снижение цены какого-либо товара можно
рассматривать так же, как повышение реального
дохода потребителя. В самом деле, если
в первоначальной ситуации (до снижения
цены) потребитель выбирал некоторый оптимальный
набор товаров А, то после снижения цены
одного из товаров потребитель способен
приобрести этот, бывший ранее оптимальным,
набор А, причем в распоряжении потребителя
еще останется некоторая сумма денежных
средств, которая может быть истрачена
на приобретение дополнительных единиц
как подешевевшего товара, так и любого
другого из множества доступных потребителю
товаров. Таким образом, снижение цены
некоторого товара вызывает увеличение
реального дохода потребителя (при неизменном..денежном..доходе).
Заключение
Любой рынок состоит из
покупателей, желающих приобрести товары,
и поставщиков, желающих товары продать.
Каждая из этих сторон стремится максимально
полно удовлетворить
Спрос является, по меньшей
мере, двуединым понятием, связывающим
количество покупаемого товара с
его ценой. Своеобразие закона спроса
– в обратной зависимости между
ценой и количеством
Закон спроса выявляет и
другую важную особенность: постепенное
убывания спроса покупателей на один
и тот же товар. Это означает, что
снижение количества покупок данного
товара происходит не только вследствие
роста цены, но и вследствие насыщения
потребностей. Приращение покупок одного
и того же товара, как правило, осуществляется
потребителями вследствие снижения
его цены. Однако полезный эффект от
такого приращения имеет известный
предел, по мере наступления которого
даже при понижательной тенденции
цен закупки товара сокращаются.
Эта особенность закона спроса находит
выражение в убывающей
Изменение цены некоторого
товара оказывает влияние на изменение
объема спроса потребителя на этот товар
двумя путями. С одной стороны, объем спроса
изменяется под влиянием изменения относительной
цены данного товара, а с другой - под влиянием
изменения реального дохода потребителя.
Понимание этого обстоятельства привело
экономистов к выводу о целесообразности
разделения общего эффекта изменения
объема спроса на товар под влиянием изменения
цены этого товара на две составные части:
эффект замены и эффект дохода.
Под эффектом замены экономисты понимают
изменения объема спроса, вызванное исключительно
изменением относительной цены товара
при неизменном реальном доходе, т.е. при
сохранении уровня полезности потребляемого
набора благ.
Эффектом дохода в свою очередь называется
изменение объема спроса, вызванное исключительно
изменением реального дохода при неизменности
относительных цен товаров. Общее изменение
объема спроса на некоторый товар, вызванное
изменением цены этого товара, называется
общим эффектом изменения цены и представляет
собой, таким образом, сумму эффекта замены
и эффекта дохода. Именно Слуцким и было
выведено уравнение, которое разлагает
общий эффект от изменения цены на эффект
замены и эффект дохода. Это уравнение
можно также записать в иной форме, в коэффициентах
эластичности.
Теория эффекта замены и эффекта дохода достаточно широко применяется на практике, принимая различные формы.
Список использованной литературы
1 Гальперин В.М., С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов. Микроэкономика: Учебник СПб.: "Экономическая школа". 1997. Том 1. 503с
2 Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",1999.
3 Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича, 2-е издание- М.:МГУ им. М.В. Ломоносова. Издательство "Дело и сервис",2001.-832с
4 Экономика: учебник, 3-е издание / Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова.- М.: Юристъ,2002.-896с
5 Курс экономической теории: Учеб. Под ред. М.Н. Чепурина.–Киров, 1997.
6 Николаева И.П. Экономическая теория в вопросах и ответах. – Москва 2005г.
7 Николаева И. П. «Экономическая теория» - Учебник, Москва, 1998год.
8 Яковлева Е. Б. «Микроэкономика» Москва 2004г.
9 Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Учебный курс по основам экономической теории. – М.: ООО «ГНОМПРЕСС», 1998г.
10 Общая экономическая теория (политэкономия)/под общей ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. М.: ПРОМО_Медиа, 1995г.
11 Базылев, Н. И. Микроэкономика / Н. И. Базылев. – Минск: Соврем. шк., 2007. – 288 с.
З
акл
В-четвёртых, Евгением
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СЛУЦКОГО УРАВНЕНИЯ [Slutsky equations] — уравнения, характеризующие количественные зависимости между изменением цен на отдельные товары и доходов потребителей, с одной стороны, и структурой покупательского спроса — с другой. Наиболее просто основное уравнение Слуцкого формулируется так:
Изменение |
= |
эффект |
+ |
эффект |
Иными словами, изменение спроса на некоторый товар при повышении или снижении его цены складывается из двух частей: влияния непосредственного изменения спроса (т. е. изменения реальной возможности приобретать данный товар в результате изменения цены на него) и косвенного влияния в результате переключения спроса на другие товары (Компенсированное изменение цены). См. также Эффект дохода, Эффект замещения.