Экономический кризис:причины и пути преодоления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Отсутствие или минимальная способность государственных властей предотвращать и преодолевать финансовые потрясения вызывает необходимость координации их действий в рамках разнообразных интеграционных сообществ или других международных финансовых объединений и организаций. Однако гарантированная внешняя помощь порождает недисциплинированное поведение государства и других субъектов финансового рынка, которые, рассчитывая на финансовую поддержку, берут на себя излишне высокие риски.

Содержание

Введение
1. Финансовый кризис: понятие, механизм, значение
1.1 Понятие и причины финансового кризиса
1.2 Механизм финансового кризиса
2 Пути преодоления финансового кризиса
2.1 Политика антикризисного управления финансовыми кризисами
2.2 Российская практика
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2           Механизм финансового кризиса

финансовый кризис политика управление

Под долговым кризисом понимается массовое банкротство субъектов хозяйствования и дефолт по суверенным долгам государства. Валютный кризис пока определим через проявление в резких колебаниях курса денежной единицы, в крупном сокращении золотовалютных резервов, в серьезном ухудшении валютной ликвидности государства. Основными характеристиками банковского кризиса выступают: массовое изъятие вкладов из коммерческих банков, резкое сокращение банковского и коммерческого кредита, повышение ссудного процента, рост финансовых банкротств. Следовательно, сочетание всех этих трех компонентов позволяет нам говорить о полноценном финансовом кризисе. В ином случае речь будет идти лишь о частях финансовой нестабильности.

Одновременное протекание валютной и банковской нестабильности носит название двойного кризиса. Недоверие населения к национальной валюте может в какой-то момент спровоцировать «набег» вкладчиков на банки с целью изъятия своих депозитов, номинированных в национальных денежных единицах. Это приводит к банковскому кризису, при котором давление на валюту неизбежно возрастает, потому, что банки могут иметь внешнюю задолженность, возврат которой окажется под вопросом, и потому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могут потребовать дополнительных государственных расходов, а это может повлечь новый виток инфляции и девальвации. Кроме того, при отсутствии ограничений на вывоз капитала финансовые активы, номинированные в национальной валюте, будут переводиться в иностранные валюты, так что внутригосударственный банковский кризис неизбежно приведет к валютному.

Непосредственно преобразование банковского кризиса в двойной происходит в два этапа. Первое время, обычно по причине финансовой либерализации движения капитала в страну, резко возрастает количество заемщиков, что сопровождается ростом необеспеченных займов. Отсутствие необходимого опыта банковских работников, наличие слабой системы пруденциального управления, увеличение процента левериджа (отношения заемных средств к собственным) в корпоративном секторе — все это создает видимость слабости кредитной системы государства и неспособности поддерживать обменный курс национальной валюты на определенном уровне. Как следствие наступает второй этап двойного кризиса, когда инвесторы уже психологически склонны начать спекулятивный террор на валюту страны, ожидая лишь повод, которым может стать любое событие (например, политическое убийство кандидата в президенты (Мексика, 1994г.).

В другой ситуации, когда двойной кризис приобретает форму не банковско-валютного, а валютно-банковского шока, типичной причиной его возникновения является злоупотребление властями эмиссионной политикой для финансирования бюджетного дефицита при условии использования режима фиксированного обменного курса или «грязного плавания» на уровне, противоречащем другим целям монетарной политики. Аналогично предыдущему случаю, если у населения возникают сомнения в способности или желании правительства поддерживать установленный предел обменного курса, то следующим шагом станет всеобщий сброс национальной валюты через финансовых посредников (обычно банки), что порождает ажиотажный спрос и банковский кризис.

Итак, резюмируя западное направление науки в сфере финансовых потрясений, можно сделать вывод, что сущность и содержание финансового кризиса состоит в следующем. Финансовый кризис — это расстройство процесса функционирования финансового рынка, которое проявляется в обесценении национальной валюты, истощении валютных резервов, массовом банкротстве кредитно-финансовых учреждений, несостоятельности субъектов нефинансового сектора и дефолте по суверенным долгам. Финансовый кризис состоит из валютного, банковского и долгового, которым предшествует биржевой, частично вызванный падением уровня инфляции в стране.


2. Пути преодоления финансового кризиса

 

2.1           Политика антикризисного управления финансовыми кризисами

 

Международные финансовые организации, созданные на одной из конференций, возложили на себя обязательства по решению этой проблемы. Однако подойдя к новому столетию, их деятельность вызывает сомнение общественности и даже опасения в том, что эти финансовые организации не только способствуют устранению нестабильности, но и усугубляют, а порой и вызывают ее. В этой связи необходимо провести институциональную реформу валютной системы.

Таким образом, построение новой финансовой архитектуры требует решения трех основных проблем: выбор валютного режима, предотвращение финансовых кризисов с помощью предупреждающих индикаторов, институциональная реформа. Важно отметить, что в рамках этой новой системы, возможно, потребуется определить локомотив дальнейшего финансового развития мирового сообщества. Проблема выбора режима обменного курса является важной не только в решении вопросов предотвращения финансовой нестабильности, но и в достижении эффективного функционирования монетарной и экономической системы государства. Пришедшая в 1970-х гг. свобода выбора валютного режима не сократила количество случаев финансовых потрясений в мировом сообществе. Аналитики и специалисты международных финансовых организаций пытались эмпирическим путем решить проблему выбора для формирования однозначных рекомендаций о приоритетности того или иного механизма курсообразования. В условиях глобализации мирохозяйственных связей и либерализации внешнеэкономических валютно-финансовых отношений сформировалась относительная гегемония американского доллара в рамках мирового валютного пространства. Проникновение доллара во внутринациональный денежный оборот многих государств, а порой и полное вытеснение вплоть до его официального признания в качестве национальной денежной единицы заставило экономистов всего мира всерьез рассмотреть сущность данного явления с выделением его негативных и положительных сторон как для национальной экономики, так и для мирового сообщества в целом. В экономической теории существует несколько определений долларизации, каждое из которых на практике сводится к использованию иностранной валюты в качестве денежного средства и хранению резидентами страны своих активов в наличной иностранной валюте и в виде валютных вкладов в отечественных банках. Исходя из мирового опыта можно выделить две формы долларизации. Первая, в последние годы получившая особое распространение в странах с переходной экономикой, отражает большую степень вкладов и депозитов в иностранной валюте в широком показателе денежной массы, включающем эти депозиты. В экономической литературе данное понятие часто понимается как коэффициент долларизации, однако, на наш взгляд, следует несколько расширить рамки валютных ценностей, которые сравнивают с де-

Механизм валютного совета или использование политики валютного управления.

Понятие механизма валютного совета характеризуется следующими основными особенностями:

                  жесткая фиксация курса национальной валюты к иностранной;

                  автоматическая конвертируемость, т.е. постоянно обеспеченная возможность в любой момент обменять местную валюту на резервную по фиксированному курсу;

                  наличие достаточного объема резервов иностранной валюты, который, по меньшей мере, не уступал бы стоимостной оценке денежно-кредитных обязательств для выполнения предыдущего условия (обычно 105-110% покрытия национальной денежной массы, на случай внезапных потрясений, связанных с падением цен активов, составляющих резервы);

                  запрет на операции центрального банка на открытом рынке, при жесткой фиксации валютного курса ограничиваются его возможности оперировать косвенными инструментами (маневрировать процентными ставками) и в целом выполнять свои регулирующие функции;

                  запрет центральному банку проводить кредитование правительства, банковской системы и любого другого субъекта;

                  достижение разумного оздоровления финансовой системы,

                  готовность допущения банкротства слабых банков;

                  принятие долгосрочного обязательства проводить указанную | политику, которое должно быть оформлено в виде закона или упомянуто в банковском кодексе для того, чтобы защитить от угрозы ; политического вмешательства.

С институциональной точки зрения механизм валютного совета представляет собой учреждение на основе Центробанка страны, которое осуществляет эмиссию национальной валюты исключительно путем покупки иностранной валюты. Прибыль совета, как правило, образуется как разница между процентами по принадлежащим ему ценным бумагам в резервной валюте и расходам на эмиссию и передается правительству в полном объеме за вычетом сумм, необходимых для покрытия издержек по эмиссии и для поддержания требуемого законом уровня резервов. Валютный совет не проводит целенаправленной монетарной политики, а объем денежного предложения, т.е. сумма банкнот и монет на руках населения и депозиты в коммерческих банках, определяется рыночной конъюнктурой. Обычно валютное правление имеет небольшое количество штатных работников, которые значительно сокращают свою работу, передавая часть инвестиционных и регистрационных функций внешним организациям (крупным коммерческим банкам). Совет директоров валютного правления (3—8 человек) руководит только деятельностью менеджеров, не оказывая влияния на проводимую политику. Персонал правления выполняет лишь две функции: конверсию национальной и резервной валют и инвестирование свободных средств в первоклассные ценные бумаги. Важным фактором долгосрочности функционирования учреждения является его политическая независимость, отсутствие которой превращает валютное правление в полноценный Центробанк.

В процессе реформирования мировой финансовой архитектуры акцент должен быть поставлен на предотвращение финансовых кризисов как наиболее эффективную форму антикризисного управления. Однако для успешного предотвращения финансовой нестабильности необходим не только соответствующий ряд инструментов, рычагов и финансовых ресурсов, но и такой важный компонент, как время. Последний же достигается благодаря своевременному оповещению о приближающейся волне финансовых потрясений. Безусловно, каждый элемент финансового кризиса, как валютный, банковский или долговой, обладает своей собственной системой сигналов-индикаторов, которые предупреждают об усилении уязвимости экономики. Так же как сами эти элементы финансового кризиса в своем функционировании тесно переплетаются, так и некоторые показатели могут одновременно свидетельствовать об угрозе двойного или какого-либо другого кризиса. Поэтому, наряду с общей методикой по созданию системы индикаторов, которая нами будет предложена далее, существуют также специфические особенности каждого из элементов финансовой нестабильности, систематизация которых позволит достичь поставленных в этой главе целей, т.е. диагностировать финансовую сферу экономики.

Прежде чем непосредственно обратиться к построению системы индикаторов, целесообразно выделить ее необходимость в механизме антикризисного управления и развития экономики в целом. По этому поводу существуют два умозаключения. Во-первых, процесс финансовой нестабильности является весьма затратным для подверженных ею стран. На протяжении последних двух десятилетий для преодоления банковских кризисов власти тратили финансовые ресурсы в среднем около 10% от ВВП. Аналогичная ситуация складывалась и при возникновении девальвации и дефолта. В этой связи сигналы-индикаторы необходимы для снижения финансовых затрат на преодоление потрясений и их последствий для экономики, т.е. для формирования эффективного предупреждающего механизма. Во-вторых, рыночные показатели уязвимости финансового кризиса не всегда могут в должной мере (т.е. заранее) сигнализировать о приближении нестабильности. Особенно это проявляется в условиях недостатка объективной информации о платежеспособности заемщика или ликвидности кредитора. К тому же рынок может оказаться подвержен влиянию информации, которая не соответствует реальной макроэкономической ситуации. Поэтому сигналы-индикаторы более достоверно, нежели рыночные показатели, могут предупредить о возможности наступления финансовой нестабильности.

Методика диагностирования финансовой сферы, которая предполагает определение сигналов-индикаторов, на наш взгляд, должна состоять из шести этапов.

На первом этапе, необходимо провести выборку стран, на основе которой будет проводиться отбор индикаторов. Безусловно, простейшим способом реализации этой операции является использование опыта одной страны, которая испытала глубокий финансовый кризис (например, Аргентина, Турция и т.д.). Однако специфика каждого отдельного финансового потрясения не позволяет проводить обобщения, поэтому в исследование необходимо включать несколько стран. Обычно в зарубежных работах используют группы, включающие в себя от 25 примеров и более. При этом целесообразно использовать месячные, а иногда и недельные значения показателей для наглядности получаемых результатов. Очевидно, что чем большее количество стран будет включено в исследование и чем меньше будет временной разрыв между значениями индикаторов, тем точнее будут полученные интересующие нас сигналы. Между тем специфические особенности отдельных стран часто выступают исключениями из правил, поэтому заведомо искажают результаты. Следовательно, при выборке стран необходимо использовать также и субъективный фактор, который позволит избежать включения в группу стран, не всегда следующих законам рынка, т.е. классифицировать их по степени развитости экономик.

На втором этапе, при построении системы индикаторов, необходимо четко определиться с дефиницией финансового кризиса. Возвращаясь к главе 1.2, можно отметить наличие множества определений этого процесса. Однако для практических расчетов более полезным будет не концептуальное понятие финансовой нестабильности, а ее детальное эмпирическое понимание, т.е. отдельное рассмотрение ее элементов — валютного, банковского и долгового кризисов. Для

Третьим этапом процесса диагностики является определение такого свойства сигналов-индикаторов, как их предупредительность. Другими словами, необходимо определить временной промежуток, в котором сигнализирует используемый нами индикатор и предупреждает о наступлении кризиса. Как известно, валютные и долговые кризисы длятся в среднем менее одного года, а банковские — около 4—5 лет. Причина очевидна: преодоление валютно-долговой нестабильности ложится на плечи государства, которое пытается восстановить свой имидж среди инвесторов и всего мирового сообщества. Банковскую панику приходится преодолевать преимущественно самим банкам с некоторой долей помощи кредиторов последней инстанции. В этой связи индикаторы уязвимости страны валютным и долговым проблемам функционируют,

Четвертый этап является одним из самых важных и предполагает непосредственно отбор сигналов-индикаторов. Данная операция должна быть основана на экономической теории и результатах эмпирических исследований специалистов в этой области. Технически распределение индикаторов можно объединить с пятым этапом диагностики, поэтому этот механизм будет рассмотрен ниже. Важно ответить, что, несмотря на необходимость различать индикаторы по цементам финансового кризиса, т.е. сигналы, относящиеся к ватной, банковской или валютной нестабильности, целесообразно выделить показатели, предвещающие не только специфический финансовый кризис, но и циклический.

Информация о работе Экономический кризис:причины и пути преодоления.