Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:17, контрольная работа
Отсутствие или минимальная способность государственных властей предотвращать и преодолевать финансовые потрясения вызывает необходимость координации их действий в рамках разнообразных интеграционных сообществ или других международных финансовых объединений и организаций. Однако гарантированная внешняя помощь порождает недисциплинированное поведение государства и других субъектов финансового рынка, которые, рассчитывая на финансовую поддержку, берут на себя излишне высокие риски.
Введение
1. Финансовый кризис: понятие, механизм, значение
1.1 Понятие и причины финансового кризиса
1.2 Механизм финансового кризиса
2 Пути преодоления финансового кризиса
2.1 Политика антикризисного управления финансовыми кризисами
2.2 Российская практика
Заключение
Список использованных источников
Систематизировав необходимый набор индикаторов при переходе на пятый этап диагностики, требуется определить пороговые значения действия этих показателей.
Шестым и заключительным этапом диагностики является проведение операции по выявлению страны, которой грозит финансовый кризис. Для этого необходимо подставить значения показателей государства в пороговые рамки индикаторов и получить интересующий нас результат.
Даже самые лучшие сигналы-индикаторы предсказывают финансовый кризис с вероятностью 80-100%. К тому же даже они могут
посылать неверные сигналы, не говоря уже о менее надежных показателях, которые по-разному могут предупреждать о наступлении валютой, банковской и долговой нестабильности. Вместе с тем это отнюдь ре означает, что финансовые потрясения не могут быть предотвращен помощью предупредительных сигналов-индикаторов.
В целом банковскую панику труднее предсказать, нежели
дефолт или девальвацию. Причина заключается в том, что регламентированная доля участия государства в форме разработки и декларации основ бухгалтерского учета в банках, стандартов деятельности и банкротства кредитных учреждений не всегда обеспечивает «надежность финансово-кредитной системы, подвергая ее угрозе. В финансовой нестабильности. Действительно, трудно прогнозировать финансовый кризис, обусловленный неконтролируемым функционированием частных банков, что вызвано несовершенством законодательства и большим количеством высокорисковых операций (банкиров. В отличие от банковской паники, валютный кризис и дефолт по государственным обязательствам находятся в сфере влияния государства, поведение которого проще прогнозировать, нежели частных кредиторов или заемщиков.
Для каждого элемента финансового кризиса и для самой финансовой нестабильности существуют основные индикаторы и вспомогательные сигналы. К основным индикаторам относятся те, которые свидетельствуют о наступлении определенного финансового потрясения. Вспомогательные — те, чьи сигналы могут предупреждать о приближении не конкретного кризиса, а в целом нестабильности, или их сигналы вообще могут быть неверны. Главным основным индикатором валютного кризиса является изменение реального обменного курса, банковской паники — процентная ставка, долговой нестабильности — отношение экспорта к внешнему долгу, а в целом финансового кризиса — динамика его объекта — ВВП.
Опыт последних кризисов свидетельствует, что некоторые основные индикаторы могут перейти в разряд вспомогательных. В частности, такой классический индикатор долгового кризиса, как суверенный кредитный рейтинг, в последнее время утратил свое первостепенное значение.
2.2 Российская практика
Российский кризис имеет характерные особенности, обусловленные переходным характером экономики, спецификой дореформенного периода.
Первый этап кризиса, по нашему мнению, охватывает 60 - 90-е гг. XX в., то есть годы существования старой административно-командной системы. В данный период его можно характеризовать как подавленный системный кризис.
Второй этап связан с пореформенным периодом. Теперь уже российский кризис может быть определен как открытый слаборегулируемый системно-трансформационный кризис.
Главная российская проблема - проблема денег. Деньги, если их не печатать, появятся лишь тогда, когда заработает экономика. Без денег экономика работать не может. Высокая доля бартера оказала существенное влияние на развитие финансового рынка в России. Финансовый и связанный с ним банковский и платежный кризисы объективно усилили роль бартера в экономике.
С деньгами связана и проблема конвертируемости. Для России конвертируемость стала средством форсировать рыночные реформы. При ее введении пришлось нарушить главное предварительное условие - создание конкурентоспособной национальной экономики. Конвертируемость рубля фактически обеспечивалась за счет экспорта топлива и сырья. При слабой и неэффективной экономике она породила бегство капитала из страны, дефицит инвестиций, валютную нестабильность.
Введению конвертируемости предшествовала договоренность с западными партнерами о переоформлении задолженности бывшего СССР. С тех пор проблема внешней задолженности из-за значительных заимствований самой России на внешних рынках вновь обострилась, что создает трудности для функционирования внутреннего валютного рынка и поддержания конвертируемости рубля.
Много говорилось о необходимости привлечь иностранный капитал, прежде всего прямые инвестиции, которые не ведут к увеличению объема долговых обязательств. Однако практически ничего не было сделано для того, чтобы задействовать отечественные ресурсы, использовать собственные накопления для инвестиционных целей. Без создания благоприятного инвестиционного климата для внутренних инвестиций и предпринимательской деятельности трудно решить и проблему бегства капитала.
Рассказывают такую историю. Когда Мао Цзэдун впервые встретился со Сталиным в конце 40-х годов, он спросил, каким качеством должен обладать руководитель страны. Подумав, Сталин ответил: "Заставить народ работать".
Наш народ не надо заставлять. Он готов работать. Он работает даже в нынешних ненормальных условиях. Просто нужно сделать условия , нормальными для работы. А именно, чтобы предпринимательство не уходило в тень; чтобы банки делали то, что они должны делать, а не занимались спекуляциями; чтобы были нормальные законы, отвечающие требованиям рыночной экономики; чтобы все были равны перед законом и имели возможность защитить свои права. Тогда не нужно будет зазывать иностранных инвесторов - они сами придут; не нужно будет бороться с бегством капитала - он сам вернется.
Причины нашего кризиса - те же, что и в странах Восточной Азии. Это - банкротство системы олигархического капитализма; открытость фондового рынка при несовершенной инфраструктуре; спекулятивный характер рынка; искусственный курс рубля. Однако последствия оказались гораздо тяжелее. Девальвация рубля показала, насколько российский финансовый кризис отличается от кризиса в странах Восточной Азии. Там есть конкурентоспособные предприятия в отраслях высокой технологии, в производстве товаров народного потребления. Девальвация для этих стран - хотя и болезненный, но все же выход из кризиса.
Наша девальвация лишь увеличивает экспорт того, что добываем из земли. В условиях неблагоприятной для экспортеров топлива и сырья конъюнктуры на мировых товарных рынках нам приходится наращивать физические объемы сырьевого экспорта.
Можно сокрушаться по поводу последствий финансового кризиса. Но взглянем на вещи трезво. Разрушен финансовый рынок - он не мог не рухнуть, поскольку в основном был спекулятивным. Парализована банковская система - но банки были обречены, они не работали так, как должны были работать.
Сейчас правительство Е.М. Примакова делает первые шаги для вывода экономики из кризиса, восстановления финансового сектора экономики и жизнеспособной банковской системы, усиления государственного контроля и надзора за рынком. В его шагах есть сходство с подходом Запада: осторожность, взвешенность, отсутствие крайних решений.
Финансовый рынок нам нужен. Но это должен быть рынок, информационно прозрачный, действующий в соответствии с международными требованиями и стандартами. Поэтому рекомендации МВФ и других международных организаций для нас крайне важны.
Последствиями системно-трансформационного кризиса стали тяжелые социальные и экономические потрясения.
С сожалением приходится констатировать, что экономическая наука, которая могла бы дать конкретные рекомендации по трансформации России в направлении социально ориентированной рыночной экономики, сама находилась в состоянии глубокого кризиса.
Системообразующей основой кризиса, его «несущей конструкцией», стал управленческий кризис. Именно управленческий кризис прямо или опосредованно затронул всю совокупность кризисов, входящих в системно-трансформационный кризис. Наиболее остро и болезненно он проявился в бюджетно-финансовом кризисе, поскольку стихийность и неуправляемость государственных финансовых потоков и форм их движения - бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов - поставили под угрозу безопасность самого государства: низкая наполняемость бюджетов парализовала его возможность выполнять политические, социальные и экономические задачи, обеспечивать финансовое регулирование социально-экономических процессов.
С учетом изложенного можно сформулировать главное противоречие системно-трансформационного перехода государства от административно-командной системы к государству с социально ориентированной рыночной экономикой.
По нашему мнению, главным противоречием системно-трансформационного перехода является противоречие между уходящей административно-командной системой управления государством и утверждающимся государством с социально ориентированной рыночной экономикой, с новым типом государственного управления и регулирования, основанным на экономических и финансовых методах.
Из главного противоречия вытекает целый ряд следующих. Это, в частности, противоречие между нерыночными и рыночными формами хозяйствования, между пассивными и активными формами социальной политики, противоречие между массовым старением основных фондов и медленными темпами их обновления, противоречие между устаревшими и неэффективными институциональными образованиями и зарождающимися новыми институционально-
Учитывая многоаспектность проявления главного противоречия системно-трансформационного перехода от государства с административно-командной системой управления к государству с социально ориентированной рыночной экономикой, базирующемуся на финансовых и экономических методах управления, необходимо расставить приоритеты разрешения сложившихся противоречий таким образом, чтобы на первом месте стояла задача укрепления позиций и обеспечения бюджетно-финансовой безопасности Российской Федерации.
Следовательно, задачей первостепенной важности является преодоление бюджетно-финансового кризиса, что объективно связано с реформированием управления бюджетной системы и, прежде всего, с разработкой динамических методов управления государственными финансовыми потоками и формами их движения.
Заключение
Ретроспективный анализ финансовых потрясений показал, что одним из главнейших причин наступления финансовых кризисов является неоптимальный выбор валютного режима. Предоставленная свобода выбора режима обменного курса не привела к ожидаемым результатам и не восстановила равновесие в мировой валютной системе. В этой связи нами предлагается конкретный механизм выбора валютного режима, основанный на индивидуальных характеристиках государства. В результате систематизации исследований мировых ученых нами был получен ряд детерминантов, определяющих выбор между режимами с плавающим и фиксированным валютным курсом. Объединение этих детерминантов в единый механизм с выделением их пороговых значений предоставляет нам экономическое обоснование принимаемого властями преимущественно политического решения по выбору валютного режима. В результате действия данного механизма мы получаем возможность рекомендовать органам монетарного регулирования любого государства направленность режима обменного курса (фиксированный, промежуточный или плавающий) в зависимости от удельного веса соответствующих детерминантов в механизме. Диагностика финансовой сферы является наиболее эффективной частью политики антикризисного управления, поскольку позволяет предотвратить финансовый кризис, а не принимать экстренные меры по его преодолению. Нами предлагается методика построения диагностики финансовой сферы, которая состоит из шести взаимодополняемых этапов. Наиболее сложной задачей в этом процессе является выявление индикаторов, которые сигнализируют о наступлении нестабильности в финансовой сфере. На основе систематизации результатов исследований отечественных и зарубежных ученых-экономистов были получены группы сигналов-индикаторов для валютного, банковского и долгового кризиса.
Список использованных источников
1. Анихин А.В. Финансовые кризисы в России, Азии, Латинской Америке // Мировая экономика и международные отношения. М.: Наука, 2000. № 12.
2. Базелер У., Сабов. З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. – СПб: издательство “Питер”, 2000.- 800с.
3. Власова В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка. – М.: СПАРК, 1999
4. Грязнова А.Г. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства: политическая экономия., М.: Банки и Биржи, 1998
5. Гальперин В.М. Макроэкономика: уч.- Гальперин и др.- 3 изд.; перераб. и доп. Спб: СПбГУЭФ, 1999
6. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. –М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997
7. Еремин Б.А. Рынок труда и занятость в современной России.- Ростов-на-Дону.: ЮристЪ ,1997
8. Заславский И.Е Труд, занятость безработица - М.: Наука,1999
9. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник –М.:Дело, 2000
10. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. М.: АСТ. 1999
11. Иваньченко Р. Каждый третий рубль лишним для казны не будет // Российская газета. 1996. 28 мая.
12. Илларионов А. Мифы и уроки августовского кризиса // Вопросы экономики, 1999. № 10, 11.
13. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Учебный курс по основам экономической теории. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. –М.: Издательство «ГНОМ-ПРЕСС»,1998
14. Котляр А.Э. Проблемы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов Росси. – М.: ИНФРА-М, 2001
15. Костюк В.Н. Макроэкономика: курс лекций. – М.: Центр., 1998. – 384с.
16. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд - М.: Наука, 2003
17. Липсиц И.В. Экономика. М.: Юристь, 2000.
18. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Проспект. 1998
19. Рощин С.Ю., Разимова Т.О. Теория рынка труда: уч/метод. Пособие.- М.: эк. факультет ТЕИС, 1998
20. Селищев А.С. Макроэкономика: уч. – под ред. проф. А.И. Леусского СПб: Питер, 2000
21. Смит Р.С. со авт. Эринберг Современная экономика труда: теория и государственная политика, - пер. с англ.- М.:1996
22. Селищев А.С. Макроэкономика. Учебник: М.: Издательство Дело, 2000.
23. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник.- СПб.: СПбГУЭФ, 1999
Информация о работе Экономический кризис:причины и пути преодоления.