Экономический кризис:причины и пути преодоления.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Отсутствие или минимальная способность государственных властей предотвращать и преодолевать финансовые потрясения вызывает необходимость координации их действий в рамках разнообразных интеграционных сообществ или других международных финансовых объединений и организаций. Однако гарантированная внешняя помощь порождает недисциплинированное поведение государства и других субъектов финансового рынка, которые, рассчитывая на финансовую поддержку, берут на себя излишне высокие риски.

Содержание

Введение
1. Финансовый кризис: понятие, механизм, значение
1.1 Понятие и причины финансового кризиса
1.2 Механизм финансового кризиса
2 Пути преодоления финансового кризиса
2.1 Политика антикризисного управления финансовыми кризисами
2.2 Российская практика
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Систематизировав необходимый набор индикаторов при переходе на пятый этап диагностики, требуется определить пороговые значения действия этих показателей.

Шестым и заключительным этапом диагностики является проведение операции по выявлению страны, которой грозит финансовый кризис. Для этого необходимо подставить значения показателей государства в пороговые рамки индикаторов и получить интересующий нас результат.

Даже самые лучшие сигналы-индикаторы предсказывают финансовый кризис с вероятностью 80-100%. К тому же даже они могут
посылать неверные сигналы, не говоря уже о менее надежных показателях, которые по-разному могут предупреждать о наступлении валютой, банковской и долговой нестабильности. Вместе с тем это отнюдь ре означает, что финансовые потрясения не могут быть предотвращен помощью предупредительных сигналов-индикаторов.

В целом банковскую панику труднее предсказать, нежели
дефолт или девальвацию. Причина заключается в том, что регламентированная доля участия государства в форме разработки и декларации основ бухгалтерского учета в банках, стандартов деятельности и банкротства кредитных учреждений не всегда обеспечивает «надежность финансово-кредитной системы, подвергая ее угрозе. В финансовой нестабильности. Действительно, трудно прогнозировать финансовый кризис, обусловленный неконтролируемым функционированием частных банков, что вызвано несовершенством законодательства и большим количеством высокорисковых операций (банкиров. В отличие от банковской паники, валютный кризис и дефолт по государственным обязательствам находятся в сфере влияния государства, поведение которого проще прогнозировать, нежели частных кредиторов или заемщиков.

Для каждого элемента финансового кризиса и для самой финансовой нестабильности существуют основные индикаторы и вспомогательные сигналы. К основным индикаторам относятся те, которые свидетельствуют о наступлении определенного финансового потрясения. Вспомогательные — те, чьи сигналы могут предупреждать о приближении не конкретного кризиса, а в целом нестабильности, или их сигналы вообще могут быть неверны. Главным основным индикатором валютного кризиса является изменение реального обменного курса, банковской паники — процентная ставка, долговой нестабильности — отношение экспорта к внешнему долгу, а в целом финансового кризиса — динамика его объекта — ВВП.

Опыт последних кризисов свидетельствует, что некоторые основные индикаторы могут перейти в разряд вспомогательных. В частности, такой классический индикатор долгового кризиса, как суверенный кредитный рейтинг, в последнее время утратил свое первостепенное значение.

 

 

2.2           Российская практика

 

Российский кризис имеет характерные особенности, обусловленные переходным характером экономики, спецификой дореформенного периода.

Первый этап кризиса, по нашему мнению, охватывает 60 - 90-е гг. XX в., то есть годы существования старой административно-командной системы. В данный период его можно характеризовать как подавленный системный кризис.

Второй этап связан с пореформенным периодом. Теперь уже российский кризис может быть определен как открытый слаборегулируемый системно-трансформационный кризис.

Главная российская проблема - проблема денег. Деньги, если их не печатать, появятся лишь тогда, когда заработает экономика. Без денег экономика работать не может. Высокая доля бартера оказала существенное влияние на развитие финансового рынка в России. Финансовый и связанный с ним банковский и платежный кризисы объективно усилили роль бартера в экономике.

С деньгами связана и проблема конвертируемости. Для России конвертируемость стала средством форсировать рыночные реформы. При ее введении пришлось нарушить главное предварительное условие - создание конкурентоспособной национальной экономики. Конвертируемость рубля фактически обеспечивалась за счет экспорта топлива и сырья. При слабой и неэффективной экономике она породила бегство капитала из страны, дефицит инвестиций, валютную нестабильность.

Введению конвертируемости предшествовала договоренность с западными партнерами о переоформлении задолженности бывшего СССР. С тех пор проблема внешней задолженности из-за значительных заимствований самой России на внешних рынках вновь обострилась, что создает трудности для функционирования внутреннего валютного рынка и поддержания конвертируемости рубля.

Много говорилось о необходимости привлечь иностранный капитал, прежде всего прямые инвестиции, которые не ведут к увеличению объема долговых обязательств. Однако практически ничего не было сделано для того, чтобы задействовать отечественные ресурсы, использовать собственные накопления для инвестиционных целей. Без создания благоприятного инвестиционного климата для внутренних инвестиций и предпринимательской деятельности трудно решить и проблему бегства капитала.

Рассказывают такую историю. Когда Мао Цзэдун впервые встретился со Сталиным в конце 40-х годов, он спросил, каким качеством должен обладать руководитель страны. Подумав, Сталин ответил: "Заставить народ работать".

Наш народ не надо заставлять. Он готов работать. Он работает даже в нынешних ненормальных условиях. Просто нужно сделать условия , нормальными для работы. А именно, чтобы предпринимательство не уходило в тень; чтобы банки делали то, что они должны делать, а не занимались спекуляциями; чтобы были нормальные законы, отвечающие требованиям рыночной экономики; чтобы все были равны перед законом и имели возможность защитить свои права. Тогда не нужно будет зазывать иностранных инвесторов - они сами придут; не нужно будет бороться с бегством капитала - он сам вернется.

Причины нашего кризиса - те же, что и в странах Восточной Азии. Это - банкротство системы олигархического капитализма; открытость фондового рынка при несовершенной инфраструктуре; спекулятивный характер рынка; искусственный курс рубля. Однако последствия оказались гораздо тяжелее. Девальвация рубля показала, насколько российский финансовый кризис отличается от кризиса в странах Восточной Азии. Там есть конкурентоспособные предприятия в отраслях высокой технологии, в производстве товаров народного потребления. Девальвация для этих стран - хотя и болезненный, но все же выход из кризиса.

Наша девальвация лишь увеличивает экспорт того, что добываем из земли. В условиях неблагоприятной для экспортеров топлива и сырья конъюнктуры на мировых товарных рынках нам приходится наращивать физические объемы сырьевого экспорта.

Можно сокрушаться по поводу последствий финансового кризиса. Но взглянем на вещи трезво. Разрушен финансовый рынок - он не мог не рухнуть, поскольку в основном был спекулятивным. Парализована банковская система - но банки были обречены, они не работали так, как должны были работать.

Сейчас правительство Е.М. Примакова делает первые шаги для вывода экономики из кризиса, восстановления финансового сектора экономики и жизнеспособной банковской системы, усиления государственного контроля и надзора за рынком. В его шагах есть сходство с подходом Запада: осторожность, взвешенность, отсутствие крайних решений.

Финансовый рынок нам нужен. Но это должен быть рынок, информационно прозрачный, действующий в соответствии с международными требованиями и стандартами. Поэтому рекомендации МВФ и других международных организаций для нас крайне важны.

Последствиями системно-трансформационного кризиса стали тяжелые социальные и экономические потрясения.

С сожалением приходится констатировать, что экономическая наука, которая могла бы дать конкретные рекомендации по трансформации России в направлении социально ориентированной рыночной экономики, сама находилась в состоянии глубокого кризиса.

Системообразующей основой кризиса, его «несущей конструкцией», стал управленческий кризис. Именно управленческий кризис прямо или опосредованно затронул всю совокупность кризисов, входящих в системно-трансформационный кризис. Наиболее остро и болезненно он проявился в бюджетно-финансовом кризисе, поскольку стихийность и неуправляемость государственных финансовых потоков и форм их движения - бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов - поставили под угрозу безопасность самого государства: низкая наполняемость бюджетов парализовала его возможность выполнять политические, социальные и экономические задачи, обеспечивать финансовое регулирование социально-экономических процессов.

С учетом изложенного можно сформулировать главное противоречие системно-трансформационного перехода государства от административно-командной системы к государству с социально ориентированной рыночной экономикой.

По нашему мнению, главным противоречием системно-трансформационного перехода является противоречие между уходящей административно-командной системой управления государством и утверждающимся государством с социально ориентированной рыночной экономикой, с новым типом государственного управления и регулирования, основанным на экономических и финансовых методах.

Из главного противоречия вытекает целый ряд следующих. Это, в частности, противоречие между нерыночными и рыночными формами хозяйствования, между пассивными и активными формами социальной политики, противоречие между массовым старением основных фондов и медленными темпами их обновления, противоречие между устаревшими и неэффективными институциональными образованиями и зарождающимися новыми институционально-инновационными формами функционирования государства с социально ориентированной рыночной экономикой, противоречие между властно-распорядительной системой управления финансовыми отношениями, основанными на статических методах, и зарождающими динамическими методами управления государственными финансовыми потоками и формами их движения: бюджетами различного уровня и бюджетами централизованных внебюджетных фондов.

Учитывая многоаспектность проявления главного противоречия системно-трансформационного перехода от государства с административно-командной системой управления к государству с социально ориентированной рыночной экономикой, базирующемуся на финансовых и экономических методах управления, необходимо расставить приоритеты разрешения сложившихся противоречий таким образом, чтобы на первом месте стояла задача укрепления позиций и обеспечения бюджетно-финансовой безопасности Российской Федерации.

Следовательно, задачей первостепенной важности является преодоление бюджетно-финансового кризиса, что объективно связано с реформированием управления бюджетной системы и, прежде всего, с разработкой динамических методов управления государственными финансовыми потоками и формами их движения.


Заключение

 

Ретроспективный анализ финансовых потрясений показал, что одним из главнейших причин наступления финансовых кризисов является неоптимальный выбор валютного режима. Предоставленная свобода выбора режима обменного курса не привела к ожидаемым результатам и не восстановила равновесие в мировой валютной системе. В этой связи нами предлагается конкретный механизм выбора валютного режима, основанный на индивидуальных характеристиках государства. В результате систематизации исследований мировых ученых нами был получен ряд детерминантов, определяющих выбор между режимами с плавающим и фиксированным валютным курсом. Объединение этих детерминантов в единый механизм с выделением их пороговых значений предоставляет нам экономическое обоснование принимаемого властями преимущественно политического решения по выбору валютного режима. В результате действия данного механизма мы получаем возможность рекомендовать органам монетарного регулирования любого государства направленность режима обменного курса (фиксированный, промежуточный или плавающий) в зависимости от удельного веса соответствующих детерминантов в механизме. Диагностика финансовой сферы является наиболее эффективной частью политики антикризисного управления, поскольку позволяет предотвратить финансовый кризис, а не принимать экстренные меры по его преодолению. Нами предлагается методика построения диагностики финансовой сферы, которая состоит из шести взаимодополняемых этапов. Наиболее сложной задачей в этом процессе является выявление индикаторов, которые сигнализируют о наступлении нестабильности в финансовой сфере. На основе систематизации результатов исследований отечественных и зарубежных ученых-экономистов были получены группы сигналов-индикаторов для валютного, банковского и долгового кризиса.


Список использованных источников

 

1.            Анихин А.В. Финансовые кризисы в России, Азии, Латинской Америке // Мировая экономика и международные отношения. М.: Наука, 2000. № 12.

2.                  Базелер У., Сабов. З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. – СПб: издательство “Питер”, 2000.- 800с.

3.                  Власова В.М. Стабилизация занятости в условиях рынка. – М.: СПАРК, 1999

4.                  Грязнова А.Г. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства: политическая экономия., М.: Банки и Биржи, 1998

5.                  Гальперин В.М. Макроэкономика: уч.- Гальперин и др.- 3 изд.; перераб. и доп. Спб: СПбГУЭФ, 1999

6.                  Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика / Пер. с англ. –М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997

7.                  Еремин Б.А. Рынок труда и занятость в современной России.- Ростов-на-Дону.: ЮристЪ ,1997

8.                  Заславский И.Е Труд, занятость безработица - М.: Наука,1999

9.                  Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник –М.:Дело, 2000

10.             Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. М.: АСТ. 1999

11.       Иваньченко Р. Каждый третий рубль лишним для казны не будет // Российская газета. 1996. 28 мая.

12.       Илларионов А. Мифы и уроки августовского кризиса // Вопросы экономики, 1999. № 10, 11.

13.             Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. Учебный курс по основам экономической теории. Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. –М.: Издательство «ГНОМ-ПРЕСС»,1998

14.             Котляр А.Э. Проблемы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов Росси. – М.: ИНФРА-М, 2001

15.             Костюк В.Н. Макроэкономика: курс лекций. – М.: Центр., 1998. – 384с.

16.             Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд - М.: Наука, 2003

17.             Липсиц И.В. Экономика. М.: Юристь, 2000.

18.             Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Проспект. 1998

19.             Рощин С.Ю., Разимова Т.О. Теория рынка труда: уч/метод. Пособие.- М.: эк. факультет ТЕИС, 1998

20.             Селищев А.С. Макроэкономика: уч. – под ред. проф. А.И. Леусского СПб: Питер, 2000

21.             Смит Р.С. со авт. Эринберг Современная экономика труда: теория и государственная политика, - пер. с англ.- М.:1996

22.             Селищев А.С. Макроэкономика. Учебник: М.: Издательство Дело, 2000.

23.             Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник.- СПб.: СПбГУЭФ, 1999

Информация о работе Экономический кризис:причины и пути преодоления.