Экономический потенциал стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является очень актуальной, т.к. ключевые страны с формирующимся рынком добились существенных сдвигов в макроэкономической сфере, как более крупные и устойчивые участники мировой экономики. В том числе, крупная экономика Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканская Республика (ЮАР) – так называемых стран БРИК – на протяжении трех последних лет достаточно хорошо выдерживала глобальный спад

Содержание

Введение 3
1.Появление и развитие формата БРИК. 5
1.1.Определение термина БРИК и предпосылки его появления. 5
1.2.Предпосылки к сотрудничеству стран брик БРИК и сдерживающие факторы. 7
1.3.Результаты и перспективы успешного развития стран БРИК. 9
2. Позиции сторон: основные положения. 13
2.1.Оособенности экономики Бразилии в подходе к сотрудничеству в БРИК. 13
2.2.Оособенности экономики Российской Федерации в подходе к сотрудничеству в БРИК. 15
2.3. Особенности экономики Индии в подходе к сотрудничеству в БРИК. 16
2.4. Особенности экономики Китая в подходе к сотрудничеству в БРИК. 18
2.5 Особенности экономики Южно-Африканской Республики в подходе к сотрудничеству в БРИК. 20
3. Противостояние стран БРИКС спаду мировой экономики в 2009-2011гг. 22
3.1. Положительные и отрицательные стороны экономической деятельности стран БРИКС. 22
3.2. Стимулирование развития мировой экономики странами БРИКС. 26
3.3. Перспективы и прогнозы развития экономики стран БРИКС. 30
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

Orbodieva_kursovaya.docx

— 96.27 Кб (Скачать файл)

В целом, можно сказать, что взаимодействие в рамках БРИК уже продемонстрировано, этот формат может сыграть свою позитивную стабилизирующую роль в мировых  делах, в том числе для согласования более справедливых правил игры, соблюдения законных интересов всех стран международного общения, в том числе на этапе  выхода из кризиса. В экономическом  измерении в настоящее время  приоритетное значение имеет проведение нашей согласованной линии, говорится  о группе БРИК в «двадцатке».4Например:15 апреля 2010 г. в столице Бразилии - г. Бразилиа - состоялся Второй саммит стран БРИК, в котором приняли участие президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва, президент РФ Д.А.Медведев, премьер-министр Индии М.Сингх и председатель КНР Ху Цзиньтао. На встрече обсуждались ключевые вопросы международной политики, а также конкретные шаги по продвижению сотрудничества и координации деятельности в рамках БРИК.

По итогам консультаций лидеры БРИК приняли Совместное заявление, в  котором отразили общее видение  современного этапа мирового развития.

Саммит БРИК высказался в поддержку  многополярного, справедливого и  демократического миропорядка, основанного  на международном праве, равенстве, взаимном уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях всех государств и коллективном принятии ими решений. Было подчеркнуто, что углубление и расширение диалога и сотрудничества между странами БРИК способствуют не только обеспечению общих интересов стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран, но и построению гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный мир и всеобщее процветание. Касаясь роли саммитов стран БРИК, в статье, опубликованной накануне встречи в Бразилиа, Д.Медведев отметил, что это хотя и молодой, но с первых своих шагов завоевавший высокий международный авторитет форум. На долю входящих в него государств приходится 26% территории мира, 42% его населения и 14,6% мирового валового внутреннего продукта, причем в последние годы вклад государств БРИК в рост мировой экономики превысил 50%. «Сочетание сравнительных конкурентных преимуществ наших стран создает ситуацию взаимного выигрыша во множестве сфер, дает нам уникальные стимулы к сотрудничеству, - подчеркнул российский президент. - У сотрудничества наших стран большое будущее. И пусть мы только в начале пути, но надежный фундамент нашего диалога в формате БРИК - проверенные партнерские взаимовыгодные отношения - позволяют рассчитывать на успех этого перспективного форума на благо наших стран и народов».5

Наличие упомянутых выше факторов говорит  о наличии перспектив, внутреннего  потенциала БРИК, о том, что эти  страны сближают объективные потребности роста, развития, модернизации в широком смысле этого слова. БРИК имеет все шансы на то, чтобы идти по пути поступательного развития. 

2. Позиции сторон: основные положения.

2.1. Особенности экономики Бразилии в подходе к сотрудничеству в БРИК.

Совместные заявления стран  БРИК и ряд других документов позволяют  сделать вывод о том, что в  их руководстве наблюдается высокая степень согласия по узловым параметрам четырехстороннего взаимодействия, включая его цели, принципы и формы. Особенно важен солидарный тезис о том, что сотрудничество в БРИК способствует укреплению международных позиций каждой из стран-участниц.

В то же время имеются характерные особенности, своего рода «оттенки» в подходе к сотрудничеству в БРИК каждого из государств.

Руководители этой страны позитивно  отзывались о целесообразности развития связей в контексте БРИК еще на ранней стадии этого процесса. Об этом, в частности, говорил президент Бразилии, приглашенный на мероприятия встречи «Большой восьмерки» в 2006 г. в Санкт-Петербурге.

В дальнейшем в заявлениях бразильских  официальных лиц и экспертов отмечалось, что взаимодействие стран БРИК может быть вполне жизнеспособным, поскольку, по словам, к примеру, президента торгово-промышленной палаты Бразилии-России Ж.Рамоса, «четверка» - это державы, у которых «много общего, как в географическом, так и в макроэкономическом плане».

Наиболее серьезным импульсом  к активному подключению Бразилии к формированию партнерского формата послужил, как представляется, мировой финансово-экономический кризис. Не случайно именно Бразилия стала в ноябре 2008 г. местом первой встречи министров финансов БРИК в Сан-Паулу.

Бразилия деятельно поддержала проведение саммита в Екатеринбурге, подчеркнув его значение в деле создания и выработки базового «режима сотрудничества между Бразилией, Россией, Индией и Китаем в целях совместного поиска выхода из глобального кризиса».

По оценке бразильских экспертов, Бразилию интересуют проблемы реформирования международной финансовой системы, включая уход от долларовой зависимости. При этом имеется понимание, что в то время как шансы на введение альтернативных резервных валют «пока минимальны», следует активно использовать национальные валюты в торговых операциях. Подобную форму расчетов, к слову, Бразилия ввела в торговле с Аргентиной, обсуждение этого комплекса вопросов активно ведется сегодня с Китаем.

Кроме того, Бразилия придает большое  значение сотрудничеству в защите окружающей среды, в т.ч. вопросам, связанным с изменением климата, а также в решении экономических, в частности, энергетических проблем, включая «создание глобального рынка агротоплива, с целью превращения его в сырьевой продукт» и развитие возобновляемых источников энергии.

В целом, как представляется, концепция  многостороннего и двустороннего  взаимодействия в БРИК достаточно органично вписывается в системы современных внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов Бразилии, которые ориентированы на повышение международного веса этой страны, включая стремление стать постоянным членом Совбеза ООН, и на открытие новых рынков за пределами традиционного латиноамериканского региона. Не случайно в большом интервью британской «Файнэншл таймс» в ноябре 2009 г. президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва выразил мнение, что «у стран БРИК - очень большое будущее, им следует акцентировать внимание на положительных сторонах взаимодействия, и успех неизбежно придет». «Мы создадим крепкий альянс в БРИК»,- заявил бразильский руководитель, напомнив, что следующий саммит «четверки» пройдет в апреле 2010 г, в столице его страны – Бразилиа.6

2.2. Особенности экономики Российской Федерации в подходе к сотрудничеству в БРИК.

Позиция России, которая де-факто стала инициатором взаимодействия в рамках БРИК, заключается в том, что сотрудничество в рамках «четверки» отвечает ее базовым национальным интересам, способствует реальной диверсификации и сбалансированности многосекторной внешней политики.

Это видение нашло отражение  в принятой летом 2008 г. Концепции внешней политики РФ, в других важных документах МИД РФ. В них отмечается, что Россия заинтересована в том, чтобы сотрудничество стран БРИК стало заметным фактором многосторонней дипломатии, вносило весомый вклад в построение нового миропорядка, основанного на принципе равноправия, способствовало формированию коллективного лидерства ведущих государств мира. БРИК рассматривается в качестве «перспективного диалогового механизма» с влиятельными партнерами, который позволяет «в режиме свободного обмена мнениями сближать позиции по наиболее актуальным вопросам международной повестки дня». В России, принявшей первый саммит БРИК, официально подчеркивается намерение развивать данный формат, «содействовать на основе совпадающих интересов становлению и дальнейшему развитию этого института международного сотрудничества, находя согласованные ответы на вызовы и угрозы глобальной и региональной безопасности и устойчивому развитию».

Россия придает большое значение потенциалу БРИК в контексте преодоления последствий глобального экономического и финансового кризиса, в частности, весьма активно продвигает идеи реформирования мировой финансовой архитектуры, включая постепенное ослабление монополии доллара за счет других резервных валют. К слову сказать, эта активность, среди прочего, дает повод ряду западных наблюдателей позиционировать РФ как страну, которая из всех стран БРИК имеет наиболее сложные отношения с Западом и США. Некоторые из них в последнее время пошли дальше и, как это регулярно происходит и с их оценками формата РИК, начинают приписывать России роль инициатора превращения БРИК в «антиамериканский политический альянс». Не вдаваясь в сомнительность приводимой при этом аргументации, заметим, что такое нагнетание некоего антизападного имиджа российского участия в БРИК, как представляется, полезно учитывать в дальнейшей разработке и практической реализации концепции четырехстороннего формата.

Если говорить о взглядах на перспективы  взаимодействия в БРИК конкретно  в российском экспертном сообществе, то, в сравнении с официальной позицией, они менее однозначны. Наряду с оптимистичными в целом оценками, присутствуют мнения, что с точки зрения баланса центробежных и центростремительных факторов в БРИК преобладают «серьезные различия» между странами «четверки», что делает взаимодействие проблематичным. При этом ставится под сомнение не столько целесообразность сотрудничества и связанные с ним интересы РФ, сколько имеющиеся для этого реальные возможности.7

2.3. Особенности экономики Индии в подходе к сотрудничеству в БРИК.

Руководство Индии также позитивно высказывается относительно взаимодействия в формате БРИК. Особенностью подходов Дели (как и в формате РИК) видится упор, прежде всего, на экономическую составляющую («торговля, развитие, мировые финансы») при весьма дозированном и сдержанном упоминании геополитических компонентов сотрудничества. Характерно, что Индия выступила с инициативой проведения Форума предпринимателей стран БРИК, который, по словам премьер-министра Индии М.Сингха, обсудит сотрудничество в энергетической, научно-технической, сельскохозяйственной, фармацевтической и других подобных областях.

Среди немногих заинтересованностей  «геополитического свойства» фигурирует мысль о «продвижении принципов многосторонности» и понятный (с учетом заявки Дели на место среди постоянных членов Совета Безопасности) тезис о роли БРИК в «справедливом реформировании наднациональных управленческих институтов, прежде всего ООН». При этом премьер-министр Индии и другие члены индийского кабинета весьма высоко отозвались о значении проведенного в Екатеринбурге саммита БРИК, назвав его «знаменательным событием в развитии сотрудничества».

Особую актуальность взаимодействию, полагают индийские руководители, придал глобальный экономический спад. Как подчеркнул, в частности, госсекретарь МИД Индии Ш. Ш. Менон, в условиях кризиса «четыре страны должны форсировать сотрудничество, выражая собственное мнение по вопросам создания более справедливого международного экономического порядка».

Такие подходы разделяются и  большинством представителей экспертного  сообщества Индии. Индийские наблюдатели, в частности, обращают внимание на возможности развития экономического сотрудничества внутри «четверки», подчеркивают при этом факт значительного роста двусторонней торговли в последние годы практически между всеми странами БРИК. При этом отмечается, что эти страны могут осуществлять долговременное сотрудничество в таких областях, как финансы, энергетика, сфера обслуживания, технология, охрана окружающей среды, сельское хозяйство, продовольственная безопасность и многосторонние переговоры в рамках ВТО, что способствует развитию экономики не только стран БРИК, но также региональному и глобальному экономическому развитию.

В контексте БРИК индийские наблюдатели отмечают «активную позицию Индии» в формате РИК, подчеркивая, что оба формата «благоприятствуют сохранению приверженности Индии своей независимой внешнеэкономической политике».

В целом, подчеркнуто диверсифицированный  характер индийского участия в различных  международных форматах, в том числе в РИК и БРИК, структурах Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), саммитах Азия-Европа (АСЕМ) и т.д., свидетельствует о том, что Индия рассматривает их в качестве важного инструмента широкого внешнеполитического маневрирования, добиваясь при этом заметных результатов.8

2.4. Особенности экономики Китая в подходе к сотрудничеству в БРИК.

Говоря о подходах Китая, нельзя не оговориться, что в данном случае речь идет о явном экономическом лидере БРИК, стране, которая в последние годы, не исключая период начавшегося в 2008 г. глобального кризиса, демонстрирует уникальные темпы развития. Достаточно сказать, что более чем в 120 раз вырос за годы реформ внешнеторговый оборот КНР - с $20,6 млрд. в 1978 г. до $2,56 трлн. долл. в 2008 г., что делает ее второй торговой державой мира. На протяжении последних лет Китай удерживает мировое первенство по золотовалютным запасам, которые к середине 2009 г. превышали $2 трлн. Успехи страны отразились и на доле Китая в производстве мирового валового продукта, которые возросли с 4,4% в 2003 г. до 7,1% в 2008 г. ВВП КНР с 1978 г. увеличился примерно в 16 раз, составив в 2008 г., по данным китайской статистики, более 30 трлн. юаней ($4,4 трлн.), а в 2009 г. достиг 33 трлн  535,3  млрд юаней ($4,91 трлн). Ниже представлена таблица, которая показывает, что по уровню ВВП, КНР почти сравнялась с Японией, ВВП которой составил в 2009 г, $5,08 трлн :

График 1. Уровень ВВП Китая с 2000 по 2010 гг.:

В 2009 г. наблюдался рост этого показателя. Набранная динамика заметно нивелировала для КНР негативные последствия мирового кризиса.

Таков комплексный «экономический багаж». Он сопровождается, понятно, и ростом политического влияния КНР.

Китай активно поддерживает процессы взаимодействия в БРИК, рассматривая его, в частности, как «шанс и исторический момент, чтобы укрепить солидарность и сотрудничество и совместно защищать общие интересы развивающихся стран». Руководство КНР поддержало и высоко оценило факт проведения и итоги саммита в Екатеринбурге. Выступая на нем, председатель КНР Ху Цзиньтао сформулировал видение главных задач, которые стоят перед БРИК на путях как взаимодействия с внешним миром, так и по линии двусторонних отношений внутри «четверки». Это - углубление взаимного доверия, укрепление механизмов сотрудничества 4-х стран, которые представляют собой «значимые силы для обеспечения мира и стабильности в регионе и в мире». Это также продвижение экономического сотрудничества с использованием возможностей взаимодополняемости, содействие гуманитарным обменам в целях формирования социального фундамента сотрудничества, а также поощрение взаимного заимствования опыта развития.

Информация о работе Экономический потенциал стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР)