Экономический потенциал стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:21, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема является очень актуальной, т.к. ключевые страны с формирующимся рынком добились существенных сдвигов в макроэкономической сфере, как более крупные и устойчивые участники мировой экономики. В том числе, крупная экономика Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканская Республика (ЮАР) – так называемых стран БРИК – на протяжении трех последних лет достаточно хорошо выдерживала глобальный спад

Содержание

Введение 3
1.Появление и развитие формата БРИК. 5
1.1.Определение термина БРИК и предпосылки его появления. 5
1.2.Предпосылки к сотрудничеству стран брик БРИК и сдерживающие факторы. 7
1.3.Результаты и перспективы успешного развития стран БРИК. 9
2. Позиции сторон: основные положения. 13
2.1.Оособенности экономики Бразилии в подходе к сотрудничеству в БРИК. 13
2.2.Оособенности экономики Российской Федерации в подходе к сотрудничеству в БРИК. 15
2.3. Особенности экономики Индии в подходе к сотрудничеству в БРИК. 16
2.4. Особенности экономики Китая в подходе к сотрудничеству в БРИК. 18
2.5 Особенности экономики Южно-Африканской Республики в подходе к сотрудничеству в БРИК. 20
3. Противостояние стран БРИКС спаду мировой экономики в 2009-2011гг. 22
3.1. Положительные и отрицательные стороны экономической деятельности стран БРИКС. 22
3.2. Стимулирование развития мировой экономики странами БРИКС. 26
3.3. Перспективы и прогнозы развития экономики стран БРИКС. 30
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

Orbodieva_kursovaya.docx

— 96.27 Кб (Скачать файл)

4. Мы убеждены, что реформированная  финансово-экономическая  архитектура  должна основываться, в частности,  на следующих принципах:

– демократичность и прозрачность принятия и выполнения решений в  международных финансовых организациях;

– прочная правовая основа;

– совместимость деятельности эффективных  национальных институтов регулирования  и международных органов, устанавливающих  стандарты;

– укрепление управления рисками  и надзорной практики.

5. Мы признаем важную роль, которую  играют международная торговля  и прямые иностранные инвестиции  в восстановлении мировой экономики.  Мы призываем все стороны работать  совместно с целью улучшения  международной торговли и инвестиционного  климата. Мы призываем международное  сообщество сохранить стабильность  системы многосторонней торговли, сдерживать торговый протекционизм  и добиваться всеобъемлющих и  сбалансированных результатов Дохийского раунда развития ВТО.

6. Беднейшие страны больше всех  пострадали от финансового кризиса.  Международное сообщество должно  активизировать усилия по обеспечению  ликвидных средств для этих стран. Международное сообщество также должно стремиться минимизировать воздействие кризиса на развитие и обеспечить достижение Целей развития тысячелетия. Развитые страны должны выполнить свое обязательство по выделению 0,7% своего валового национального дохода на нужды официальной помощи развитию и предпринять дальнейшие усилия по наращиванию содействия развивающимся странам, облегчению их долгового бремени, облегчению им доступа на рынки и передаче им технологий.

7. Реализация концепции устойчивого  развития, содержащейся, в частности,  в Декларации Рио, Повестке  дня XXI века и многосторонних  природоохранных соглашениях, должна  стать основным направлением  изменения парадигмы экономического  развития.

8. Мы выступаем за укрепление  координации и сотрудничества  государств в энергетической  области, в том числе между  производителями и потребителями  энергии и государствами транзита, в усилиях по снижению неопределенности  и обеспечению стабильности и  устойчивости. Мы поддерживаем диверсификацию  энергетических ресурсов и предложения  энергоносителей, включая возобновляемую  энергию, обеспечение безопасности  маршрутов транзита энергоносителей,  создание новой энергетической  инфраструктуры и направление  новых инвестиций в энергетику.

9.  Мы поддерживаем международное  сотрудничество в сфере повышения  энергоэффективности. Мы готовы к конструктивному диалогу по вопросам противодействия изменению климата с опорой на принципы общей, но дифференцированной ответственности с учетом необходимости сочетания мер по защите климата с шагами по решению задач социально-экономического развития наших стран.

10. Мы подтверждаем намерение  развивать сотрудничество между  нашими странами в социально  значимых областях и укреплять  усилия по предоставлению международной  гуманитарной помощи и уменьшению  опасности стихийных бедствий. Мы  отмечаем опубликованное сегодня  совместное заявление по глобальной  продовольственной безопасности  в качестве важного вклада  стран БРИК в многосторонние  усилия, направленные на создание  устойчивых условий для достижения  этой цели.

11. Мы подтверждаем намерение  продвигать сотрудничество между  нашими странами в области  науки и образования, в том  числе в целях проведения фундаментальных  исследований и разработки передовых  технологий.

12. Мы подчеркиваем нашу позицию  в пользу более демократического  и справедливого многополярного  миропорядка, основанного на верховенстве  международного права, равноправии,  взаимном уважении, сотрудничестве, скоординированных действиях и  коллективном принятии решений  всеми государствами. Мы подтверждаем  нашу поддержку политико-дипломатическим  усилиям по мирному решению  споров в международных отношениях.

13. Мы решительно осуждаем терроризм  во всех его формах и проявлениях  и вновь подтверждаем, что акты  терроризма не могут иметь  оправдания независимо от того, где бы и по каким причинам  они ни совершались. Мы отмечаем, что проект Всеобъемлющей конвенции  по международному терроризму  находится на рассмотрении Генеральной  Ассамблеи ООН, и призываем к ее скорейшему принятию.

14. Мы выражаем нашу твердую  приверженность многосторонней  дипломатии при центральной роли  ООН в борьбе с глобальными  вызовами и угрозами. В этой  связи мы подтверждаем необходимость  всеобъемлющего реформирования  ООН с целью повышения ее  эффективности с тем, чтобы  она могла более результативно  реагировать на современные глобальные  вызовы. Мы вновь подтверждаем  важное значение, которое мы придаем статусу Индии и Бразилии в международных делах, понимаем и поддерживаем их стремление играть еще более весомую роль в ООН.

15. Мы договорились о шагах  по дальнейшему развитию последовательного,  активного, прагматичного, открытого  и транспарантного диалога и сотрудничества между нашими странами. Диалог и сотрудничество стран БРИК служат не только общим интересам стран с формирующимися рыночными экономиками и развивающихся стран, но и строительству гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный мир и общее процветание.

16. Россия, Индия и Китай приветствуют  любезное приглашение Бразилии  на следующий саммит БРИК в  2010 году.15

3.3. Перспективы и прогнозы развития  экономики стран БРИКС.

Группа БРИКС имеет большие шансы стать наиболее влиятельным из всех международных объединений, в которые входит Россия, так как является ядром согласования интересов основных не западных центров многополярного мира. Российским интересам (как и интересам Индии, Китая и других крупных, не входящих в западные структуры государств) отвечала бы эволюция структуры БРИКС в структуру, де-факто альтернативную «Группе восьми».

Во-первых, такой проект, в отличие  от расширения «восьмерки» до «двадцатки», выглядел бы не как включение «старшими» развивающихся стран в уже  существующую структуру по своему усмотрению, а обрел бы реальные черты новой  влиятельной площадки для обсуждения проблем мирового развития. Ее члены, которых держали на задворках  «восьмерки», получили бы возможность  самостоятельно устанавливать правила. Тем самым была бы продемонстрирована подлинная многополярность, ограниченность влияния западного центра, а в  случае создания «двадцатки» это  способствовало бы принятию в нее  членов БРИКС на совершенно новых условиях.

Во-вторых, Россия, как единственное государство, входящее и в «восьмерку», и в БРИКС, оказалась бы в уникально выгодной позиции координатора и посредника между западными и не западными центрами многополярного мира. Для превращения БРИКС в альтернативу «восьмерке», основываясь при этом на опыте сотрудничества государств группы БРИКС, необходимо:

-интенсифицировать повестку дня;

-вести дело к институционализации  БРИКС, созданию формального механизма переговоров и дискуссий (регулярные встречи глав государств, министров и т.п.) с перспективой учреждения международной организации;

-рассмотреть вопрос о возможном  расширении БРИКС за счет государств, обычно участвующих во встречах «на полях» G8 и представляющих различные части света (Египет, Индонезия, Мексика).

В повестку дня обсуждений следует  включить актуальные вопросы современного мира (реформа международных институтов, проблемы международной безопасности, в том числе энергетической, изменение  климата). Особую важность приобретает проблема выхода из мирового финансового кризиса. В этом плене специфике БРИКС отвечали бы такие темы, как сравнительный анализ моделей развития различных государств-участников (и других не западных моделей), их положительных и отрицательных сторон в свете нынешнего кризиса (например, китайской экспортной модели и индийской модели, более ориентированной на внутреннее потребление), а также обмен опытом антикризисных мер.16 Мировой экономический спад, поразивший страны от США до Японии, привел к снижению потребительской активности во многих лидирующих экономиках мира. Новый рост этой активности, а значит и улучшение ситуации в глобальной экономике, могут обеспечить страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, ЮАР и Китай), где проживает 3,2 млрд. человек, сообщает Bloomberg:

Таблица 1. Показатели динамики развития стран БРИКС:

Страна

ВВП на душу населения по ППС(паритет покупательной способности) в 2009г. (долл. США)

Прирост ВВП за последние 10 лет (%): max и min показатели

Темпы прироста ВВП, чтобы догнать  ведущие страны к 2050г. (%)

Время для  достижения параметров ведущих  экономик (годы)

Россия

15 039

Max: 10,0

Min: 5,4

4,6

17

Бразилия

10 455

Max: 4,3

Min: 1,1

5,3

119

Индия

6 549

Max: 7,7

Min: 4,9

5,7

23

Китай

2 930

Max: 10,1

Min: 8,3

7,4

50

Южная Африка

10 136

Max: 3,9

Min: 1,7

4,6

135




 

Экономист из Goldman Sachs Group Джим О'Нил (Jim O'Neill), говорит, что инвесторы ожидают от этих государств помощь в преодолении кризиса. Именно жители этих стран готовы тратить свои  деньги и поддерживать мировое производство, уверен О'Нил. Значительный стимул для развития экономики в 4 трлн. юаней (более $586 млрд.) планирует выделить правительство Китая на оживление внутреннего спроса, поскольку падает объем китайского экспорта.

Встреча министров финансов БРИКС в Сан-Паулу также призвана помочь развитию экономик этих стран, чья роль в глобальном мире только возрастает. Еще 10 лет назад мир не отдавал себе отчет, что именно Бразилия, Россия, Индия и Китай станут локомотивом глобальной экономики. Эта роль возлагалась исключительно на США.

Теперь же стимулирующий пакет  Китая, направленный на увеличение расходов на жилье, дороги и аэропорты, а также налоговые послабления для компаний-инвесторов, затмевает планы США по поддержке своей экономики.

Китайские потребители пока еще  не обогнали своих американских партнеров, тем не менее, их расходы продолжают расти. Розничные продажи в Китае в октябре подскочили на 22%. В отличие от этого покупатели в США снижают свои расходы. "С октября 2007 года каждый китайский покупатель способствовал глобальному росту ВВП больше, чем американский потребитель", - говорит О'Нил, который отмечает: показатели экономического роста стран БРИК, лучшие, чем того могли ожидать аналитики. Экономисты из Merrill Lynch & Со. согласны с О’ Нилом и разделяют его энтузиазм, предсказывая, что спасение мировой экономики придет из стран БРИК.Такие утверждения вовсе не означают, что экономический кризис пройдет мимо Бразилии, России, Индии или Китая. Фондовые рынки этих стран ощутили сильные колебания курсов акций. Шанхайский индекс потерял около 70% своей стоимости, российский -  75%, бразильский упал на 60%. Глобальный спад в мировой экономике означает более низкий спрос на китайские товары в Европе, Азии и США, меньший объем закупок российского сырья или же услуг индийских компаний, что неизбежно повлияет на рост ВВП стран БРИК.

Учитывая падение цен на нефть, рост ВВП России в следующем году может упасть до 3%, когда в прошлом  году его рост превысил 8%. Правительство  вынуждено было поднять процентные ставки и потратить запасы в иностранной  валюте с тем, чтобы попытаться поддержать покупательную способность рубля. И все же только на прошлой неделе рубль потерял 3% своей стоимости  по отношению к евро. Что касается вывоза капитала из страны, то, по оценкам  аналитиков из французского банка BNP Paribas SA, с августа текущего года инвесторы увели за рубеж около $190 млрд.Тем не менее, мощные экономики БРИК гораздо лучше подготовлены к нынешним потрясениям, чем это было 10 лет назад. Их банковские системы сильны, а доля в объеме мировой торговли растет.  Очень важен и тот факт, что страны накопили большие золотовалютные резервы, суммарное количество которых составляет 41% от общемировых, отмечает О'Нил. Российские фонды занимают третье место в мире после Китая и Японии по объему накопленных средств и именно это позволяет правительствам поддерживать национальные экономики и помогать остальному миру в борьбе с кризисом.17

 

Заключение

Анализ перспектив формата БРИКС в контексте предпосылок для диалога и сотрудничества, имеющихся при этом вызовов, а также особенностей подходов отдельных стран позволяет сделать определенные выводы.

Появление и развитие концепции БРИКС, вначале как термина, а затем как диалогового формата, носит естественный характер, продиктованный ростом роли и значения четырех стран на мировой экономической и политической арене, развитием тенденций многосторонности и коллективных подходов к ведению мировых дел. В этом смысле формат БРИКС - это отражение происходящих в мире перемен, включая постепенное формирование начал полицентричного мироустройства.

Переход от констатации особой динамики развития стран «пятерки» к поиску путей взаимодействия между ними связан не только со сходными параметрами развития и статуса этих стран, но и с такими предпосылками, как близость их внутренних и внешних приоритетов развития, высокий уровень двусторонних отношений.

Характерно, что страны БРИКС считают целесообразным преодолевать последствия глобального финансово-экономического кризиса совместными усилиями.

Между странами БРИКС объективно существуют и различия, и расхождения. Но они, как показывает развитие событий, в целом не препятствуют поиску путей сотрудничества, хотя и нуждаются в целенаправленном мониторинге.

Анализ подходов отдельных участников «пятерки» подтверждает достаточно высокую схожесть их отправных позиций. Практически каждая из стран БРИКС проявляет заинтересованность в развитии этого диалогового формата, рассматривает его как инструмент общего укрепления своих экономических позиций и международного авторитета, придает ему большое значение в преодолении последствий глобального экономического кризиса, видит хорошие перспективы расширения двусторонних отношений внутри «четверки».

Информация о работе Экономический потенциал стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР)