Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:01, курсовая работа
Актуальность темы. В условиях регулирования рыночной экономики со стороны государственных органов власти требуется представление ясной картины процессов развития экономики в целом и на региональном уровне. Одной из главных проблем трансформируемой экономики России является обеспечение устойчивого экономического роста в долгосрочном периоде. Решение этой проблемы предполагает необходимость выявления и стимулирования развития основных факторов экономического роста.
Содержание.
Введение………………………...…………………………………………..3
1. Сущность экономического роста, его типы и показатели…………….4
2. Государственное регулирование экономического роста…………….16
3. Особенности современного экономического роста в России………18
4. Практикум………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………..27
Литература………………………………………………………………..28
Харрод назвал выражение
“гарантированным” темпом роста: поддерживая его, предприниматели будут полностью удовлетворенны своими решениями, поскольку спрос будет равен предложению и их ожидания будут сбываться. Такой темп роста обеспечивает полное использование производственных мощностей (капитала), но полная занятость при этом не всегда достигается.
Анализ соотношений между гарантированным и фактическим темпами роста позволил сделать следующий вывод: если фактически запланированный предпринимателями темп роста предложения отличается от гарантированного темпа роста (превышает или не достигает его), то система постепенно отдаляется от состояния равновесия .
Помимо гарантированного темпа роста Харрод вводит понятие “естественного” темпа роста. Это максимальный темп допускаемый ростом активного населения и техническим прогрессом. При таком темпе достигается полная занятость факторов – труда и капитала. Если гарантированный темп роста, удовлетворяющий предпринимателей, выше естественного, то вследствие недостатка трудовых ресурсов фактический темп окажется ниже гарантированного: производители будут разочаровываться в своих ожиданиях, снизят объем выпуска и инвестиции, в результате чего система будет находиться в состоянии депрессии.
Если гарантированный
темп роста ниже естественного, то фактический
темп может превысить
Но поскольку всякое отклонение инвестиций от условий гарантированного темпа как известно выводит систему из равновесия и сопровождается все более увеличивающимся расхождением между спросом и предложением, динамическое равновесие в модели Харрода также оказываются неустойчивым.
Часто обе модели объединяют в одну модель Харрода – Домара. Обе модели приводят к выводу, что при данных технических условиях производства темп экономического роста определяется величиной предельной склонности к сбережению, а динамическое равновесие может существовать в условиях не полной занятости.
Ограниченность данных моделей заданно уже предпосылками их анализа. Например, используемая в них производственная функция Леонтьева характеризуется отсутствием и взаимозаменяемости факторов производства – труда и капитала, что в современных условиях не всегда соответствует действительности.
Модели Харрода и Домара неплохо описывали реальные процессы экономического роста 1920 – 1950 гг., но для более поздних наблюдений (1950 – 1970 гг.) наиболее успешно использовалась неоклассическая модель Р. Солоу[3].
Факторы экономического роста.
Экономический рост
определяется рядом факторов. В
экономической науке широкое
распространение получила
Позднее трактовка производственных факторов получила более глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят:
труд;
землю;
капитал;
предпринимательскую способность;
научно-технический прогресс.
Фактически это уже знакомые нам факторы производства (производственные факторы), они же экономические ресурсы, но называемые факторами роста в связи с тем, что при рассмотрении экономического роста их анализируют под несколько другим углом.
Факторы экономического роста
взаимосвязаны и переплетены. Так,
труд весьма производителен, если работник
использует современное оборудование
и материалы под руководством
способного предпринимателя в условиях
хорошо работающего хозяйственного
механизма. Поэтому точно определить
долю того или иного фактора
Так, по внешне- и внутриэкономическим элементам можно выделить внешние и внутренние факторы (например, капитал делится на поступающий в страну извне и на мобилизуемый внутри страны, а последний можно разделить на используемый внутри страны и на вывозимый за ее пределы и т.д.).
Распространено и деление
факторов в зависимости от характера
роста (количественного или
увеличение объема инвестиции при сохранении существующего уровня технологии;
увеличение числа занятых работников;
рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлю и других элементов оборотного капитала.
К интенсивным факторам роста относятся:
ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фонде и т.д.);
повышение квалификации работников;
улучшение использования основных и оборотных фондов;
повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.
При преобладании экстенсивных факторов роста говорят об экстенсивном типе развития экономики, при преобладании интенсивных факторов роста — об интенсивном типе.
Типы экономического роста
При экстенсивном типе развития
экономический рост достигается
путем количественного
В условиях экстенсивного роста изменение соотношения между его факторами происходит сравнительно равномерно и достижение максимума производства продукции ставится в зависимость главным образом от состояния экономических ресурсов, особенно от сочетания затрат труда и капитала, и лишь в определенной степени от научно-технического прогресса.
2. Государственное регулирование экономического роста.
Государство играет
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
3. Экономисты разных
теоретических направлений
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
3. Особенности современного экономического роста в России.
Ключевые факторы
Существуют множество факторов, влияющих на экономический рост страны, но ключевых всего два. Во-первых, накопление капитала - физического или человеческого в расчете на одного занятого или душу населения. Во-вторых, изменения технологического уровня экономики, выражаемые показателем общей факторной продуктивности (ОФП). Данные изменения отражают темпы технического прогресса и структурных сдвигов в экономике. Все прочие факторы (политика государства, предпочтения населения и институты рынка, определяющие инвестиционный климат в стране, уровень развития инфраструктурных секторов и т. д.), оказывают позитивное или негативное влияние на темпы экономического роста через эти два процесса.
Экономисты много лет спорят об относительной значимости накопления капитала и роста ОФП. С одной стороны, хорошо известно, что недостаток производственного капитала в слаборазвитых странах сдерживает их развитие. Инвестиции не идут в эти страны, несмотря на потенциально очень высокую отдачу, что больше всего препятствует их интеграции с мировой экономикой. С другой стороны, как показывает регрессионный анализ, межстрановая вариация темпов роста в большей мере объясняется различиями в ОФП, а не в темпах накопления капитала. Существует точка зрения, высказанная, к примеру, Эрнандо де Сото, что если капитальное имущество, имеющееся в бедных странах правильно оценить, то его величина оказывается намного выше стандартных оценок по системе национальных счетов.
Еще один аргумент в пользу
доминирующей роли ОФП как фактора
роста является тот факт, что долговременные
нормы сбережений в развитых и
развивающихся странах
Что касается накопления человеческого
капитала как фактора роста, то основной
вопрос в том, как этот капитал
измерять. Говоря о роли данного
фактора в экономическом
Рис. 1 Динамика основных показателей экономического развития
Источник: Шевченко И.В. Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста / И.В. Шевченко, Е.Н. Александрова, Т.Е. Кравченко, В.Г. Анисимова// Финансы и кредит. – 2006. - №32(236). – С.27.
Конечно, образовательный
уровень позитивно влияет на эффективность
производства и процессов обучения,
повышая восприимчивость