Экономическое благо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

С первых дней человек существует в мире экономических интересов и отношений, конкуренции продавцов и покупателей, доходов и расходов. Каждый день сопряжен с обязательным участием его в экономических процессах, которые происходят в стране. Поэтому экономическая жизнь втягивает человека в свои процессы.
В основе жизнедеятельности человека лежат потребности.
Потребность – это объективно существующая необходимость, нужда человека в чём-либо, которая выражается желанием её удовлетворения. Потребности индивида, фирмы, общества в целом составляют экономические потребности. Потребности людей безграничны и постоянно растут. Экономические потребности выступают как внутренний побудитель активной экономической деятельности человека, фирмы, общества в целом. У всех людей есть различные потребности. Их можно разделить на две части: духовные и материальные потребности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Общая характеристика экономических благ
Понятие экономических потребностей и благ………….…………….…4
Экономические блага в общей классификации благ…….…………….6
Глава 2. Классификация экономических благ
Виды экономических благ………………………………………………....7
Ограниченность благ……………………………………………………...16
Глава 3. Ценность и альтернативная стоимость
3.1 Товар и его свойства ……………………………………………..……..18
3.2 Проблемы соизмерения благ…………………………………..….……21
3.3 Концепция альтернативной стоимости.….….…….….…….……...…24
Глава 4.
4.1 Основные направления совершенствования использования благ..27
Заключение ……………………………………….……………………….…29
Список Литература…………………….……………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа (Экономическое благо).docx

— 55.57 Кб (Скачать файл)

Между потребностями и благами существует противоречие. Обычно потребности считают безграничными, а блага - ограниченными. Данное противоречие - наиболее фундаментальное в общественной жизни. Оно действует различно в зависимости от типа природопользования, способа удовлетворения потребностей. Особенно остро оно в условиях рынка. Такая противоречивая трактовка потребностей и благ фантомная, т.е. является предельной идеализацией. Ограниченность основных благ является причиной необходимости их распределения, изучения поведения людей при выборе ими тех или иных благ, что и становится объектом экономической науки (причиной ее возникновения). Уровень обеспечения благами определяет уровень счастья человека. Бедность, нищета свидетельствуют о недостатке благ. Их достаток - благосостояние порождает богатство, а в условиях рынка богатство приобретает форму капитала. Редкость природных веществ характеризует их распространенность в природе и обществе. Редкие предметы могут быть изобильными ввиду того, что они не нужны людям. Широко распространенные ресурсы могут быть ограниченными по сравнению с потребностями общества в них. В настоящее время обществу приходится задумываться даже о достаточности кислорода в воздухе для обеспечения нормальной жизни. Тем более это касается других ресурсов. Ограниченность ресурсов существовала всегда. В условиях рынка она принимает форму дефицита - недостатка товаров по сравнению со спросом на них. Дефицит - общая проблема, с которой сталкиваются как богатые, так и бедные страны. Острота дефицита, конечно, может быть различной: кому-то не хватает хлеба, а другим - черной икры на хлеб. Дефицитом могут быть сами ресурсы, но, чаще всего, дефицитом оказывается средство для их приобретения. Дефицитность благ ведет к дискриминации определенных потребителей - созданию условий, при которых они не потребляют эти блага.

 

3. Ценность и альтернативная стоимость

 

3.1 Товар и его свойства

Центральной категорией товарного производства является товар. Следует четко различать содержание категорий «благо», «продукт», «товар».

Прежде всего, товар нельзя отождествлять с благами, которые выступают как желаемые вещи, удовлетворяющие человеческие потребности. Во-первых, не все блага являются товарами, хотя в условиях рыночного хозяйства большая часть благ становится товаром. Во-вторых, если благо не является продуктом труда – это не товар. В-третьих; если блага не удовлетворяют потребности и никому не нужны – это тоже не товар. В-четвертых, когда благо создано для потребления внутри хозяйства, а не для обмена – оно также не является товаром. Таким образом, товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена в целях удовлетворения потребностей людей.

От продукта товар принципиально отличается тем, что его путь от производства к потреблению обязательно пролегает через рынок. Товар – продукт труда, изготовленный не для собственного потребления, а с целью обмена на другие продукты. В этом смысле в качестве товара выступают и услуги, но они имеют специфику: не имеют материальной формы, их нельзя непосредственно накопить, потребить их можно только в момент производства. Продукт становится товаром не в силу естественных свойств, его делают товаром общественные свойства (потребительная стоимость; общественный труд, воплощенный в товаре; способность обмениваться на другие продукты).

Рассматривая свойства товаров, следует учитывать соотношение категорий «ценность», «стоимость», «полезность».

В экономической по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:

  1. оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;
  1. оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в процесс производства.

Таким образом, ценность представляет собой синтез результатов и затрат, где первые (результаты) определяются как единство конкретной полезности, а вторые (затраты) – как единство конкретного труда (шире: всех воспроизводимых и невоспроизводимых ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения).

В рамках трудовой теории стоимости четко различаются два свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость.

Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либо потребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.

Не всякая общественная потребительная стоимость является товаром, поскольку товар должен обладать еще одним свойством – свойством обмениваться на другой товар. Это свойство товаров называется меновой стоимостью. Меновая стоимость – это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. То, что товары обмениваются в определенной пропорции, означает, что в них, независимо от их конкретной формы, имеется нечто общее. Общим объективным свойством товаров является то, что на их производство затрачен общественный труд: как потребительные стоимости товары различны, но как воплощение общественного труда они однородны. Общественный труд, воплощенный в товаре, составляет стоимость товара. Таким образом, меновая стоимость является внешним проявлением стоимости и лежит в основе обмена товаров.

Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).

Согласно теории предельной полезности ценность каждого из благ зависит от двух факторов:

  1. от важности удовлетворения потребности;
  1. от степени ее насыщения.

В политической экономии категория стоимость характеризует затраты труда на присвоение благ (путем освоения природных ресурсов или производства с их помощью новых продуктов). Согласно этому определению природные блага, не тронутые трудом, не имеют стоимости. Но они имеют, как и блага, созданные людьми, потребительную стоимость, которая характеризует способность блага удовлетворять ту или иную человеческую потребность

Ценность же, является одной из важнейших категорий экономики, выражающей степень полезности благ, как созданных трудом, так и природных, внутреннюю меру значительности товара.

Относительно эволюции слова ценность составлены эволюционные ряды на русском и ряде главных иностранных языков, прежде всего английском.

Полезность®значимость®стоимость®цена®ценность

Согласно теории трудовой стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда.

Стоимость создается в процессе производства, а проявляется на рынке. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность.

Ценность блага двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) – степенью полезности. Ценности блага не противостоят друг другу.

Члены различных социальных групп имеют свои приоритеты, т.е. наборы благ, поэтому ценность каждого блага зависит от того, в каком наборе оно находится. Таким образом, ценность блага не определяется заранее, она определяется положением потребителя в социальной группе.

 

3.2 Проблемы соизмерения благ

Потребительские предпочтения можно описать, используя концепции полезности и предельной полезности. В экономическом анализе термин «полезность» используется для обозначения того удовольствия или удовлетворения, которое получают люди от потребления товаров или услуг. Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара или выполнения какого-либо действия. Эта категория включает и психологический компонент, потому что люди ощущают полезность, получая вещи, приносящие им удовлетворение, и, отказываясь от вещей, не доставляющих такого же удовольствия. Если от покупки книги человек более счастлив, чем от приобретения буханки хлеба, то мы говорим, что книга имеет для него большую полезность, чем буханка хлеба. Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен, У.С. Джевонс, К. Менгер, О. Бем-Баверк и Ф. Визер. Названные экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм» («предельность»). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (или, на современном экономическом языке – ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю.

Из этого наблюдения следовали три важных вывода:

1. Каждая дополнительная  единица товара приносит потребителю  дополнительную полезность, которая  называется «предельной полезностью»  данного блага. Таким образом, под  предельной полезностью маржиналисты  понимали величину дополнительной  полезности, полученной от прироста  величины потребления, равного единице  некоторого блага (при прочих  равных условиях).

2. Чем больше количество  единиц потребленного блага, тем  меньше предельная (т. е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления  каждой последующей единицы этого  блага. Другими словами, предельная  полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое  удовлетворяет наименее настоятельную  потребность, имеет и наименьшую  предельную полезность. Отсюда следует  сформулированная маржиналистами  обратная взаимосвязь между предельной  полезностью и ценностью блага. Она состоит в том, что благо  тем более ценно, чем меньшим  количеством единиц данного блага  располагает человек, и наоборот. Отсюда вывод: ценность данного  блага определяется полезностью  последней имеющейся единицы  этого блага, удовлетворяющего наименее  настоятельную потребность.

3. Потребляя некоторое  число единиц одного товара, человек  получает общую полезность этого  ряда, состоящую из суммы убывающих  предельных полезностей.

Каждому набору потребительских товаров можно установить некоторое число (количество) таким образом, что если набор А предпочтительнее набора В, то и число, соответствующее набору А, будет больше, чем для В. В этом состоит функция полезности – упорядочивать выбираемые потребителем наборы (товары, услуги) по уровням удовлетворения потребностей. Функцию полезности удобнее применять к анализу выбора при трех и большем числе товаров. В этом случае выбор потребителя может быть объяснен порядковым ранжированием уровней полезности. Информацию о выборе мы используем для того, чтобы сделать вывод об их предпочтениях и вкусах, но не о том, чтобы сказать, насколько один набор предпочтительнее другого.

Числовые свойства функции полезности оказалось удобным использовать при принятии потребителями решений, имеющих приростной характер. Примером такого рода может послужить решение получать ежемесячно дополнительно по 1 единице товаров или услуг. В подобных случаях принято характеризовать результаты того, что сделано в большем или меньшем объеме понятием «предельный». Таким образом, предельная полезность представляет собой дополнительное, добавочное удовлетворение, получаемое потребителем от дополнительной единицы блага. Например, предельная полезность, связанная с ростом потребления от 0 до 15 единиц предметов потребления может равняться 14, от 0 до 10.

По мере роста потребления товара или услуг процесс потребления дает все меньше и меньше приращения полезности. Хотя достаточно очевидно, что с увеличением (до некоторого предела) количества вещей данного вида, обладающих полезностью для потребителя, возрастает их общая, суммарная полезность, т.е. по мере роста объема потребляемых благ наблюдается приращение полезности. В то же время, отметим еще раз, увеличение суммарной полезности с ростом количества благ подчинено определенной закономерности, проявляющейся в уменьшении, затухании общего эффекта по мере насыщения потребления благами и определяемой как убывающая предельная полезность (или снижающая предельная полезность). Данный принцип был сформулирован как экономический закон.

Согласно закону убывающей предельной полезности каждая последующая единица потребляемого блага имеет предельную полезность ниже, чем предыдущая, т.е. дополнительный потребительский эффект, получаемый от увеличения благ на одну единицу ниже, чем эффект, полученный от предыдущей единицы.

Потребительское равновесие – ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше – на покупку другого.

Теория предельной полезности выглядит вполне логичной, хотя, как всякая теория, неизбежно несет на себе печать односторонности и ограниченности. В частности, многих теоретиков смущало то, что категория полезности слишком зыбка, субъективна и не поддается даже приблизительному количественному измерению. А то, что нельзя измерить, трудно использовать в качестве доказательства теоретических положений.

Информация о работе Экономическое благо