Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 13:19, реферат
Экономические потребности еще определяют как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Различают первичные, жизненно важные потребности (пища, одежда, жилище) и вторичные (досуг).
Американский социолог российского происхождения Маслоу предложил классификацию потребностей, ставшую общепринятой в социальных науках. Она включает 5 уровней: потребность в материальных благах, в безопасности, в отношениях с другими людьми, в признании со стороны окружающих, в самореализации. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.
1. Предмет экономической теории
1.1. Экономические потребности и ресурсы
1.2. Экономический выбор: альтернативные издержки, производственные возможности
1.3. Экономические агенты и экономический кругооборот
Задачи и упражнения
Литература
2. Экономические системы
Задачи и упражнения
Литература
3. Очерк истории экономических учений
Задачи и упражнения
Литература
4. Метод экономической теории
Задачи и упражнения
Литература
5. Рыночное равновесие
5.1. Спрос и факторы его определяющие
5.2. Предложение и факторы его определяющие
5.3. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки
5.4. Выигрыш потребителя и производителя
Задачи и упражнения
Литература
6. Эластичность спроса и предложения
6.1. Эластичность спроса по цене и факторы ее определяющие
6.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса
6.3. Эластичность предложения
Задачи и упражнения
Литература
7. Теория поведения потребителя
8. Производство и экономические издержки
Теория раздел 1
1.1. Экономические потребности и ресурсы
1.2. Экономический
выбор: альтернативные
1.3. Экономические
агенты и экономический
Задачи и упражнения
Литература
2. Экономические системы
Задачи и упражнения
Литература
3. Очерк истории экономических учений
Задачи и упражнения
Литература
4. Метод экономической теории
Задачи и упражнения
Литература
5. Рыночное равновесие
5.1. Спрос и факторы его определяющие
5.2. Предложение и факторы его определяющие
5.3. Равновесие спроса и предложения. Дефицит и излишки
5.4. Выигрыш потребителя и производителя
Задачи и упражнения
Литература
6. Эластичность спроса и предложения
6.1. Эластичность спроса по цене и факторы ее определяющие
6.2. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса
6.3. Эластичность предложения
Задачи и упражнения
Литература
7. Теория поведения потребителя
8. Производство и экономические издержки
Экономика базируется на двух взаимозависимых и взаимообусловленных явлениях: неограниченных потребностях и ограниченных ресурсах.
Потребность — желание людей приобретать и использовать блага, которые несут в себе определенного рода полезность (необходимость).
Экономические потребности еще определяют как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Различают первичные, жизненно важные потребности (пища, одежда, жилище) и вторичные (досуг).
Американский социолог российского происхождения Маслоу предложил классификацию потребностей, ставшую общепринятой в социальных науках. Она включает 5 уровней: потребность в материальных благах, в безопасности, в отношениях с другими людьми, в признании со стороны окружающих, в самореализации. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.
Поэтому представители самых разных направлений экономической теории – и приверженцы марксистской традиции, и сторонники основного течения – часто исходят из предположения, что материальные потребности людей либо просто бесконечно велики, ненасыщаемы, либо их объем всегда превышает имеющиеся ресурсы. Это является, по их мнению, во-первых, причиной сохранения ситуации выбора, вынужденного отказа от удовлетворения части потребностей и, во-вторых, стимулом развития производства, наращивания возможностей извлечения из природы ресурсов и преобразования их в блага для конечного потребления людьми.
В этих взглядах отражается социальная философия так называемого "общества массового потребления" – западного общества периода широкого развития индустриальных технологий. Существуют и другие социально-философские системы, в большей мере учитывающие все элементы "пирамиды Маслоу". Ими также можно оперировать в экономике в рамках парадигмы "ограниченность – выбор – отказ”.
Потребности в самоутверждении (саморазвитие и самореализация) | ||||
Потребности в уважении (самоуважение, признание, статус) | ||||
Социальные потребности (чувство духовной близости и любовь) | ||||
Потребности самосохранения (безопасность, защищенность) | ||||
Физиологические потребности (голод, жажда) |
Рис 1.1. Пирамида потребностей по Маслоу
Экономическая деятельность — это процесс создания полезностей. Она охватывает все виды человеческой активности, направленные на создание продуктов и услуг. Эти продукты и услуги всегда лимитированы, обладают поэтому экономической стоимостью и называются экономическими благами. (К неэкономической деятельности в настоящее время относятся бесплатные домашние услуги, хотя были неоднократные попытки оценить эти услуги и включить их в состав национального дохода, хобби, т. е. увлечения людей, не имеющие экономического характера, и незаконная деятельность — контрабанда, наркотики, гангстеризм и т. д.)
Благом экономисты называют все, люди хотели бы присвоить, что представляет для них полезность, реальную или мнимую. В частности, благами можно было бы назвать хлеб, воду, воздух, право пользования материальными или нематериальными благами (например, землей). Соответственно, анти-благом называют то, чего люди не хотели бы присваивать, что они считают вредным. В частности, анти-благами можно было бы назвать выхлопные газы автомобилей, кислотные дожди, ураганы, шум двигателей, магнитные бури. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди анти-благ. Есть даже формула: "Из двух зол выбирают меньшее".
Не существует единого мерила: что такое "хорошо" и что такое "плохо". То, что один человек воспринимает как благо, другой может считать анти-благом. Например, один и тот же дождь может быть благом для крестьянина и помехой для путешественника. Изделия, содержащие никотин, алкоголь, другие вещества, воздействующие на психику человека, их потребителями обычно воспринимаются как благо, а окружающими часто как зло.
Поэтому в дальнейшем, как правило, будет использоваться только один термин "благо", под которым будут подразумеваться материальные и идеальные вещи, свойства вещей, процессы, словом, все, что можно было бы так или иначе присваивать, использовать во благо или во вред себе, другим людям или организациям.
В любой современной экономике разнообразие циркулирующих в ней благ чрезвычайно велико. Даже в нашем, не самом развитом хозяйстве начала XXI в., классификатор продукции насчитывал около 20 миллионов наименований. В действительности, конечно, никто не имел дело со всеми этими предметами. Большая их часть производилась и потреблялась на предприятиях, никогда не выходя в сферу личного использования. Тем не менее, на фирмах, как правило, ведется учет потоков и запасов каждого вида благ в отдельности, поскольку в конкретных производственных процессах используются вполне определённые предметы и замена одних другими чревата или снижением качества, или повышением количества затрат. Ведется такой учет и в государственных учреждениях.
Среди благ выделяют взаимозаменяемые, субституты (от английского substitute – замещать) и взаимодополняющие, комплементарные (от английского complement – дополнять). К взаимозаменяемым относятся не только многие потребительские блага и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино – театр – цирк) и т.д. Примерами взаимодополняющих благ являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Блага могут быть и нейтральными по отношению друг к другу. Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ важно для анализа поведения агентов в любой экономике и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.
Блага можно разделить на:
а) одно- или многоразового
б) прямые (потребительские) и косвенные (производственные), которые, в свою очередь, делятся на реальные и финансовые. Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные блага – ресурсы;
в) реально существующие в настоящем, и те, которыми можно будет пользоваться только в будущем. Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для появления благ в будущем.
г) хранимые и нехранимые. Абсолютно не хранимыми благами являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Например, транспортная услуга, состоящая в перемещении чего-либо в пространстве, оказывается полностью потребленной как раз в тот момент, когда это перемещение закончилось. Мало хранимы скоропортящиеся продукты питания, например, свежая рыба, парное мясо. Близкими к абсолютно хранимым являются так называемые благородные металлы, например, золото, серебро. Большая часть реальных, физических благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени. К ним относятся деньги и финансовый капитал (ценные бумаги).
Финансовый капитал имеет
Для многих благ существует естественный предел делимости – единичное благо, штука: одна книга, одна кассета, и т.п. некоторые блага делимы почти абсолютно: "краюху хлеба – и то пополам". Среди почти абсолютно делимых благ особенно выделяются финансовые. Процент по вкладам при начислении обычно определяется с точностью до одной сотой единицы валюты. При этом округление делается по обычным правилам и то, что меньше половины одной сотой, не зачисляется на счет. На этом построена схема грабежа банка, которой пользовались некоторые программисты. Взломав систему расчетов с клиентами, они заводили свой счет, на который зачисляли остатки округления. При большом количестве клиентов это приносило немалый доход.
Однако есть и блага, которые крайне трудно отнести к делимым. Например, любой путь сообщения представляет собой неделимое благо. Стоит изъять любую его часть, разрезать "поперек", и все благо исчезает как предмет потребления. Это, конечно, не исключает иногда возможности резать "вдоль" – если путь двусторонний, то перекрывать на время одну сторону, а другой пользоваться по очереди.
Подытоживая рассмотрение разных видов благ, можно сделать такой общий вывод. Благами (анти-благами) могут быть вещи, их свойства, изменения и перемещения вещей, энергия в различных видах, всевозможная информация. Кроме того, благом могут быть полные или частичные права собственности на другое благо. Например, право продать это благо, обменять на более полезное благо, передать его в пользование на возмездной основе. Короче говоря, в терминах благ (анти-благ) может рассматриваться все, что человек, принимающий решение, считает важным для себя прямо или косвенно. Обычно это то, что затрагивает интересы тех или иных субъектов, влияет на их жизнь.
Ресурсами называются блага, используемые для производства других благ. Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, также называют факторами производства. В опосредованной форме в качестве ресурсов используются деньги и другие ценности, которые можно превратить в (обменять на) факторы производства.
Термин ресурс происходит от французского ressource – вспомогательное средство – и в большей мере характеризует блага как объекты манипуляций хозяйствующего субъекта. Термин фактор происходит от латинского factor – делающий, производящий – и в большей мере характеризует блага как объективные причины, движущие силы процессов, определяющие их результаты. При рассмотрении поведения хозяйствующих субъектов косвенные блага рассматриваются главным образом в качестве ресурсов, а при более общем анализе экономических процессов эти же блага следует рассматривать как факторы, силы среди других сил, определяющих функционирование экономики. Более подробный анализ факторов дается в следующей главе.
В масштабах общества в целом при долгосрочном анализе экономисты обычно выделяют три основные группы ресурсов. Это – трудовые ресурсы, часто обозначаемые символом L (от английского labour в честь английских экономистов конца XVIII – начала XIX в., прежде всего А. Смита и Д. Рикардо, создателей классической трудовой теории ценности), реальный капитал, или просто капитал, обозначаемый символом K (от немецкого Kapital в честь заслуг немецких экономистов XIX в., прежде всего, К. Маркса и Е. Бем-Баверка, многое сделавших для изучения его структуры и динамики) и природные ресурсы, часто называемые просто землей и обозначаемые символом T (от заимствованного из латыни французского слова terre – земля – в честь заслуг французских экономистов-физиократов XVIII в., в частности, Ф. Кенэ, особое внимание уделявших природным ресурсам и их производительности).