Эластичность спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в рассмотрении законов спроса и предложения, их роли в установлении рыночной цены и уравнивании стоимости и ценности товаров и услуг.
Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:
1.Закон спроса и предложения
2.Эластичность спроса и предложения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Закон спроса и предложения 5
1.1 Равновесие на рынке 5
1.2 аНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………….13
2. Эластичность спроса и предложения 15
2.1 Эластичность спроса 15
2.2 Эластичность предложения 17
Заключение 21
Список литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Закон спроса и предложения - копия.docx

— 166.95 Кб (Скачать файл)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………….3

1. Закон спроса и предложения 5

  1.1 Равновесие на рынке 5

      1.2 аНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………….13

2. Эластичность спроса и предложения 15

  2.1 Эластичность спроса 15

  2.2 Эластичность предложения 17

Заключение 21

Список литературы 24

Приложения 25

 

Введение

      Роль  закона спроса и предложения в  установлении рыночной цены очень существенна. Это напрямую связано с законом  равновесия.

      Согласно  закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия. Конкуренция является той мощной силой, которая экономическим способом заставляет всех товаровладельцев изготовлять, продавать и покупать товары по равновесной цене и достигать равновесия на рынке.

      Условия формирования равновесия на рынке в  экономической литературе исследуются как на уровне микроэкономики, применительно к отдельной хозяйственной единице на отдельном рынке, что характеризует частичное равновесие (А. Маршалл, Д. Хикс), так и на макроуровне, применительно к экономической системе в целом (модель общего равновесия Л, Вальраса, В. Парето, Дж. фон Хаймана, В. Леонтьева).

      Структура работы состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы, заключения, списка литературы и трех приложений. Первая глава состоит  из двух пунктов. В ней подробно рассмотрены  равновесие на рынке и анализ изменения  спроса и предложения. Вторая глава  состоит из двух пунктов, в ней  описаны эластичность спроса и предложения.

      Актуальность  темы заключается в том, что согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара.

      Цель  работы заключается в рассмотрении законов спроса и предложения, их роли в установлении рыночной цены и уравнивании стоимости и  ценности товаров и услуг.

      Для достижения поставленной мной цели предполагается решить следующие задачи:

      1.Закон  спроса и предложения

      2.Эластичность  спроса и предложения

      Источниками являлись учебники:

      1.Чепурин  М.Н.

      2.кочетков  А.А.

      3.Океанов  З.К.

      4.Александров  Ю.Г.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Закон спроса и предложения

1.1 Равновесие на рынке

      Равновесие — это ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

      Возникает рыночное равновесие в результате взаимодействия спроса и предложения. Чтобы выяснить, как это происходит, необходимо совместить кривую спроса и кривую предложения на одном графике (См. Приложение 1).

      График, представленный в приложении, выражает одновременное поведение спроса и предложения отдельного товара и показывает, в какой точке две линии пересекутся (т. Е). В этой точке достигается равновесие. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем QE. Точка Е характеризует равенство QE = Qs = QD, где Qs — объем предложения, QD — объем спроса.

      Точка равновесия показывает, что здесь  спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики, ибо в состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавца, ни у покупателя нет внутренних побуждений к его нарушению. Наоборот, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован, и покупатели, и продавцы стремятся изменить ситуацию на рынке.

      Таким образом, равновесная цена — это  цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкретных сил.

      Если  реальная цена будет больше равновесной (Р2), то при такой цене объем спроса Q3 будет меньше объема предложения Qr. В этом случае производители предпочтут снизить цену, чем продолжать выпуск продукции в объеме, существенно превышающем объем спроса. Избыток предложения (Q2—Q1) будет оказывать понижающее давление на цену

      Если  реальная цена на рынке будет ниже равновесной (Р2), то объем спроса Q4 будет больше объема предложения Q3 и товар станет дефицитными. Отдельные покупатели предпочтут заплатить более высокую цену. В результате избыток спроса (Q4—Q3) будет оказывать давление на цену.

      Этот  процесс будет продолжаться до тех  пор, пока не установится на равновесном  уровне РЕ, при котором объем спроса и предложения равны.

      Первой  формулировкой общего экономического равновесия мы обязаны Леону Вальрасу (1874), который, в отличие от марксовой категории средней цены {цены производства), пытался абстрагироваться от общественной системы производства и опирался на полезность как исходную категорию.

      Равновесие  называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

      В экономической теории выделяются четыре правила спроса и предложения.

       Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара.

      ♦  Уменьшение спроса приводит к падению  равновесной цены и равновесного количества товара.

      ♦  Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара.

      ♦  Сокращение предложения ведет к  увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара.

      Пользуясь этими правилами, можно найти  равновесную точку в случае любых  изменений спроса и предложения.

      На  конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме.

      Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.

      Важно подчеркнуть, что цена равновесия устанавливается в конкурентных условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается.

      Между рыночной ценой товара и тем его  количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.

      Изобразим эту зависимость между ценой  и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара О, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат (См. Приложение 1).

      Кривую  D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р1 величина спроса составляет Qr то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q3, и т. д.1( 1 Приведенное графическое изображение является традиционным для экономической науки, в то время как с математической точки зрения на абсциссе принято обозначать независимую переменную (в данном случае - цену), а на ординате - зависимую (в данном случае - величину  спроса)).

        При предположении, что функция  спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

      

      уравнение функции спроса показывает, что между  уровнем рыночной цены (Р) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует обратная зависимость. Параметры а и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении величины а происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется наклон кривой. Параметр а показывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b - реакцию величины спроса на изменение цены.

      Полученная  кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.

      Закон спроса имеет силу в отношении  практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

      Эффект  дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 3 до 1 долл. за кг) вы на свой постоянный доход в 300 долл. сможете купить уже не 100 кг, а 300 кг яблок. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 100 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

      Эффект  замещения демонстрирует взаимосвязь  между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение Мен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на Другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 100, а 150 или 200 кг.

      Эффект  дохода и эффект замещения действуют  не изолирование а во взаимодействии друг с другом, и в различных  ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские  качества  невысоки  (маргарин,  низкокачественные  папиросы  v сигареты и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары. Какой же из двух эффектов будет действовать сильнее? Как правило, если низшие товары занимают незначительное место в общем объеме потребительских расходов, то эффект замещения «перевесит» эффект дохода и потребитель будет покупать большее количество таких папирос. Кривая спроса на низший товар по-прежнему (как и в случае с нормальными товарами) будет иметь отрицательный наклон.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения