Этапы развития экономической мысли. Древний Восток. Древняя Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:43, контрольная работа

Краткое описание

Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Периодизация истории экономических учений в данной работе основывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества. Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества. В целях упорядочения излагаемого материала, в развитии экономической мысли периода капитализма выделены следующие периоды: конец 17-начало 19 века, середина 19-начало 20 века, 20 век1.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные этапы развития экономической мысли 4
1.1. Экономические учения Древнего мира 4
1.2. Экономическое учение феодального общества 6
1.3. Экономические учения эпохи капитализма 8
Глава 2. Древний Восток 13
2.1.Древний Египет 13
2.2. Месопотамия 14
2.3. Древняя Индия 16
2.4. Древний Китай 18
Глава 3. Древняя Греция 25
3.1. Взгляды Ксенофонта 25
3.2. Взгляды Платона 26
3.3. Взгляды Аристотеля 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы развития экономической мысли...Балийчук.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

     Российская  экономическая мысль начала –  середины 19 века представлена учениями А.Н. Радищева, П.И. Пестеля, Н.И. Тургенева, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского.

    Одной из фундаментальных теорий этого  периода было учение Н.Г. Чернышевского. Он исследовал суть крепостнической системы и пришел к выводу, что помещик, будучи собственником земли, осуществляет внеэкономическое принуждение крестьян к земледельческой работе в личную пользу. Чернышевский показал различные формы присвоения помещиками результатов крестьянского труда: барщину – прямое присвоение прибавочного труда, натуральный оброк – присвоение прибавочного продукта, денежный оброк – присвоение прибавочного продукта в денежной форме. 6

    Одним из фундаментальных экономических  учений 19 века является марксизм. Идеи Маркса и Энгельса были изложены во многих произведениях, но основным из них, содержащим экономическую концепцию марксизма в наиболее развернутом виде, считается “Капитал”. Первый том этого произведения заключает в себе определение понятий стоимости, меновой стоимости, форм стоимости и их развития. Исследование форм стоимости, начиная с простой, кончая денежной, имело важное значение для изучения сущности и происхождения денег. Важным выводом Маркса было    положение о том, что в условиях стихийного товарного производства экономические отношения людей проявляются через отношения вещей. Это порождает товарный фетишизм.

    Представителями новой исторической школы были: Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Гюхер, В. Зомбарт. Характерной чертой их методологии  являлся историзм. Они делали свои выводы на основании изучении истории народного хозяйства. Например, Бюхер делит ее на три периода: натуральное хозяйство, работающее на свои нужды; работа ремесленника на заказ; работа производителя на неизвестный рынок, когда большинство производятся как меновые стоимости.

    В этот же исторический период в России развивается экономическая теория народничества. Основной идеей этого учения является утверждение о специфическом экономическом развитии России, ее переходе от феодального общества к социалистическому, минуя капиталистический строй. Представителями этого направленияэкономической мысли были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.

    Авторы  монографии “Истории экономических  учений” выделяют два основных направления  в экономической теории 20 века. Это  теории “регулируемого капитала” и теории “свободы предпринимательства” (неоклассицизм). В последние годы приобретает все большее значение институционально-социальное направление.

    Сторонники  “регулируемого капитализма”, к которым  относятся последователи английского экономиста Дж. М. Кейнса и французские “дирижисты” выдвигают на первый план макроанализ – берут за основу рассмотрение экономики в целом, таких проблем, как национальный доход, накопление и потребление, совокупный общественный спрос и предложение и т.д. Это направление возникло и развилось в 30-х годах 20 века, когда мировой экономический кризис 1929-1933 гг. показал, что существует необходимость государственного регулирования экономики.

Представителями неоклассического направления утверждают, что на основе механизма рынка, конкуренции можно обеспечить сбалансированный рост, т.е. равновесие между спросом и предложением. К этому направлению также относятся теории, которые кладут в основу развития общества непосредственные изменения в технике производства. 7

     Хансен  и Харрис считают государственный  бюджет главным механизмом регулирования экономики. Они назвали его “встроенным стабилизатором”, призванным автоматически реагировать на циклически колебания и смягчать их. Механизмом “встроенного стабилизатора” являются: подоходный налог, выплаты по социальному страхованию, пособия по безработице.

     Представители французского дирижизма – Г. Ардан, П. Мендес-Франс, Ф. Перру в целом  одобрив идею государственного вмешательства  в экономике критически отнеслись к теоретической схеме Кейнса. Они выступили против регулирования ссудного процента. Ф. Перру выдвинул идею “доминирующих единиц”, к которым относятся мощные промышленные корпорации. Цель государства – выступать для них арбитром и координирующей силой.

     Представители посткейнсианства (Н. Калдор, П. Сраффа, С. Вайнтрауб) исходят из идеи внутренней неустойчивости капиталистической системы. Они критикуют теории предельной полезности и предельной производительности факторов производства, пытаясь усовершенствовать теорию Кейнса, объединив его идеи с концепцией Рикардо.

     Неоклассическое направление. Представителями данного направления являются: американский экономист Р. Солоу и английский экономист Дж. Мид. Они исходят из предположения господства свободной конкуренции, в условиях которой владельцы факторов производства вознаграждаются в соответствии с так называемыми предельными продуктами. Главные факторы производства используются полностью, что достигается механизмом свободной конкуренции, воздействующим на цены факторов производства.  
 
 
 
 

Глава 2. Древний Восток

2.1.Древний  Египет

     Среди основных памятников, в какой-то степени  раскрывающих экономические взгляды египтян, особое место занимают поучения, или наставления египетских правителей и вельмож своим наследникам. Самым известным из них является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», составленное в конце III тыс. до н.э. В этом произведении фараон дает наследнику рекомендации по управлению государством, в основном политического характера. Фараон призывает сына опираться на богатых, а не на бедных, которые всегда готовы восстать. Вельмож и жрецов рекомендует награждать податными списками, участками земли, поскольку «велик царь своими вельможами, богат царь богатством своих вельмож». Особое внимание обращается на то, что приближать к себе фараон должен не только родовую знать, но и обычных свободных людей, проявивших способности в каком-либо деле8.

     Примерно  к тому же времени, что и «Поучение  гераклеопольского царя», относят еще два произведения, проливающих свет на экономические представления египтян. Оба они рассказывают о событиях так называемого Первого переходного периода, отделяющего в истории Египта Среднее царство от Древнего. Автором первого из них считается Ипусер (Ипувер) — человек, по всей вероятности, близкий к правящим кругам северной части страны. «Речение Ипусера» рисует картину бедствий разрозненного Египта, сотрясаемого выступлениями народных масс. По свидетельству Ипусера, в это время прекратились внешнеэкономические контакты Египта, внутренняя торговля, начался голод. Восставшие захватили власть в государстве, разрушили его хозяйственный аппарат, начался передел собственности. Ипусер призывает вернуться к прежним порядкам, восстановить централизованную систему организации хозяйства, административный аппарат.

     Второе  произведение, посвященное тем же событиям, называется  Пророчество Неферти». Рассказ о событиях конца III тыс. до н.э. облечен в форму пророчества, якобы произнесенного жрецом Неферти перед фараоном Снофру, правившим в первой половине III тыс. до н.э. Неферти, как и Ипусер,  описывает бедственное положение Египта, особенно страшным ему кажется перераспределение собственности. Он также призывает восстановить единую власть в стране.

2.2.  Месопотамия

     В государствах Месопотамии, как и в Египте, еще не было специальной литературы, посвященной хозяйственным вопросам. Экономические идеи древних жителей Месопотамии можно представить себе лишь на основании документов, фиксирующих экономические реалии (разнообразная хозяйственная отчетность, переписи, кадастры и пр.). Особое место среди них занимают законы, юридически оформлявшие отношения в обществе, в том числе и экономические. Именно в Месопотамии были записаны древнейшие из известных нам законов. К ним относятся законы царя Шульги (XXI в. до н.э., Шумеро-Аккадское царство), законы города Эшнунна (XX в. до н.э.), законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э., Вавилон)9.

     От  законов царя Шульги, к сожалению, до нас дошли лишь фрагменты. Эти фрагменты дают представление о том, как регулировались отношения рабов и их хозяев, устанавливались различные наказания и штрафы в зависимости от нечаянности или преднамеренности преступления. Кроме того, в законах в отличие от ряда более поздних (в том числе и законов Хаммурапи) действует принцип денежного возмещения за нанесенный ущерб вместо обычного для ранней древности талиона, т.е. воздаяния равным за равное («око за око, зуб за зуб»).

     В законах Эшнунна нашли отражение  представления о необходимости централизованной организации хозяйства. В соответствии с ними государство устанавливало твердые цены на важнейшие продукты и на основании этих цен определяло уровень арендной платы, оплаты наемного труда, размеры штрафов, норму процента и пр.

     Наиболее  полными из дошедших до нас и поэтому самыми известными законами Месопотамии по праву считаются законы Хаммурапи. В них нашли отражение многие сферы жизни вавилонского общества. Почти две трети статей регулируют хозяйственные и имущественные отношения: обеспечивают охрану собственности различных категорий населения; регулируют земельные отношения, торговлю, ростовщичество, операции с движимым имуществом, в том числе аренду; кодифицируют нормы найма, положение рабов, сохранявших еще некоторые права.

       Опираясь на текст законов  Хаммурапи, можно выделить приоритетные аспекты экономических представлений древних вавилонян, прежде всего власть имущих. Одной из главных задач государства считалась охрана собственности, покушение на нее во многих случаях каралось смертной казнью. Кроме того, государство должно было покровительствовать интенсивному развитию земледелия: законодательно карать ленность и небрежность, проявлять особую заботу о регулировании орошения, отношений между соседями, между хозяином и арендатором, поощрять распашку пустырей, развитие садоводства, виноделия и пр. Важной задачей, стоящей перед государством, было также сохранение общины. Чтобы предотвратить массовое обезземеливание крестьян, утрату ими личной свободы, устанавливались нормы ссудного процента: 20% — по денежным займам, 30% — по натуральным; кроме того, устанавливался максимальный срок долговой кабалы — три года.

2.3. Древняя  Индия

     В Древней Индии экономическая  мысль была тесно связана с  мыслью религиозной. Для индуизма характерно представление о том, что человек может стать счастливым, если будет выполнять свой религиозный долг, будет заботиться о своей материальной выгоде и достигнет удовлетворения в любви. Всем этим вопросам была посвящена специальная литература.

     Самым известным произведением, посвященным экономическим вопросам, является «Артхашастра», или «Наука о политике» (более точный перевод — наука о пользе, выгоде). Автором этого трактата считается Каутилья (IV — возможно III вв. до н.э.), мудрый и искусный политик, советник Чандрагупты Маурья — основателя могущественного государства Маурьев в Индии. Однако авторство Каутильи не является бесспорным, существует предположение, что «Артхашастра» составлялась на протяжении нескольких столетий — с IV в. до н.э. по II—Ш вв. н.э.10

     «Артхашастра» по сути представляет собой свод рекомендаций и правил, которыми должен руководствоваться правитель идеального государства. Экономические проблемы не являются главной темой трактата, однако в нем нашли отражение практические знания о хозяйственной деятельности; среди рекомендаций по управлению государством большое место занимают вопросы экономической политики.

     Важной  задачей правителя считается  контролирование экономики страны, деятельности различных хозяйственных ведомств. Отмечается, что средства из государственной казны следует расходовать на нужды как центральной власти, так и населения11. Государство должно поддерживать в порядке ирригационные системы, заниматься колонизацией окраин, вовлекая в хозяйственный оборот новые земли, создавая новые деревни, прокладывая дороги и пр. Руководители соответствующих ведомств должны регулировать в царском хозяйстве развитие земледелия и ремесла, распределяя работу, определяя оплату труда, штрафы и т.д.

     Особое  внимание уделяется торговле как  важному источнику пополнения казны. Надзиратель за торговлей должен располагать сведениями о товарах, ценах, спросе; правильно оценивать экономическую ситуацию и проводить адекватную торговую политику, поощрять развитие торговых путей, привлекать иностранных купцов, проверять инструменты меры и веса для устранения возможного обмана покупателя. Регламентация торговли должна была осуществляться также посредством установления надзирателем цен на товары и четкой фиксации торговой прибыли (5% цены для местных товаров, 10% для иностранных). Следует обратить внимание на то, что в «Артхашастре» называется ряд важнейших факторов ценообразования, которые должен учитывать надзиратель: основные средства, убыток, пошлина, прибыль, расходы по найму, а также прочие издержки.

     Среди экономических вопросов, затронутых в трактате, можно отметить ростовщичество и рабство. Ростовщичество противопоставляется торговле, так как считается, что оно ведет к уменьшению казны. Рабство рассматривается как естественное явление, но допускается только в отношении иноземцев, при этом раб может иметь имущество, обладать правом на получение наследства. Собственность раба, как и свободного человека, неприкосновенна, а ее кража наказуема.

Информация о работе Этапы развития экономической мысли. Древний Восток. Древняя Греция