Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:43, контрольная работа
Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Периодизация истории экономических учений в данной работе основывается на выделении социально-экономических формаций в истории общества. Соответственно, будут рассмотрены: история экономической мысли древнего мира, экономические идеи периода феодализма, концепции основных теоретиков экономики капиталистического общества. В целях упорядочения излагаемого материала, в развитии экономической мысли периода капитализма выделены следующие периоды: конец 17-начало 19 века, середина 19-начало 20 века, 20 век1.
Введение 3
Глава 1. Основные этапы развития экономической мысли 4
1.1. Экономические учения Древнего мира 4
1.2. Экономическое учение феодального общества 6
1.3. Экономические учения эпохи капитализма 8
Глава 2. Древний Восток 13
2.1.Древний Египет 13
2.2. Месопотамия 14
2.3. Древняя Индия 16
2.4. Древний Китай 18
Глава 3. Древняя Греция 25
3.1. Взгляды Ксенофонта 25
3.2. Взгляды Платона 26
3.3. Взгляды Аристотеля 28
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Известно еще одно произведение, в котором затрагиваются экономические вопросы, — Законы Ману. Ману — это прародитель людей в древнеиндийской мифологии, он считался создателем сборника предписаний и правил, составленного, по всей видимости, в первые века новой эры. Законы Ману представляют собой самый известный из множества правовых сборников — дхармашастр (книг о долге). Такие сборники в соответствии с религиозными догмами индуизма регулировали поведение людей в частной и общественной жизни, давали рекомендации по управлению государством. В них также нашла отражение социальная структура индийского общества — его деление на варны и касты.
В законах Ману называются допустимые способы приобретения имущества. К ним отнесены: наследование, дарение, находка, покупка, завоевание, получение под проценты, вознаграждение за выполненную работу. Определяются также способы существования: «ученый труд, механические ремесла, работа за заработанную плату, служба, скотоводство, торговля, сельское хозяйство, довольство малым, милостыня, получение процентов за деньги». Отмечается, что экономика не является сферой деятельности двух высших варн (сословий) общества — брахманов и кшатриев. Способы существования, относящиеся к экономической деятельности, — удел вайшьев и шудр. При этом шудры (как низшая из четырех варн) должны заниматься ремеслом, которое рассматривается как обслуживающий труд; в сельском хозяйстве они могут быть лишь наемными работниками и арендаторами.
На Древнем Востоке экономическая мысль Китая была наиболее развитой. Она нашла отражение преимущественно в философско-религиозных и политических концепциях, таких, как конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.
Основателем конфуцианства был Кун-цзы (в европейской традиции— Конфуций (ок. 551—479 до н.э.)). Высказывания и беседы Конфуция были записаны его учениками и их последователями и сведены в сочинение «Лунь юй» («Беседы и суждения»). По мнению Конфуция, каждому человеку в соответствии с волей Неба отведено строго определенное место в мире и в обществе. Идеальные отношения между людьми строятся на четком разделении обязанностей как в семье, так и в государстве: «Правитель должен быть правителем, а подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном». Совершенный человек (благородный муж) уважает старших по возрасту и должности, обладает чувством долга, придерживается принципа «Чего не желаешь себе, того не делай другим», довольствуется малым в повседневной жизни. Чтобы стать совершенным человеком, необходимо постоянное самосовершенствование, но способность к нему дается Небом не каждому человеку. Ею обладают только высшие, а простолюдины, занимающиеся физическим трудом (низшие), лишены такой способности.
Деление общества на высших и низших — основа «высоконравственного правления», которое должно осуществляться путем соблюдения традиций и ритуалов. Идеальному правителю(из числа благородных мужей) следует заботиться о благополучии и воспитании своих подданных. Богатство в государстве должно быть распределено равномерно в соответствии с социальным статусом человека. Личное богатство достигается честным путем в соответствии с высшими моральными принципами и не в ущерб иерархическому принципу знатности12.
Идеи Конфуция, в частности его тезис о делении на высших и низших, развил Мэн-цзы (ок. 372—289 до н.э.). Он выдвинул тезис об общественной необходимости отделения умственного труда от физического, основанный на представлении о врожденности всех качеств людей. Благородным мужам, занимающимся умственным трудом, волей Неба предначертано быть «управляющими». Люди, занимающиеся физическим трудом, призваны обслуживать благородных мужей, им предначертано быть «управляемыми». Главную роль в государстве Мэн-цзы отводил народу («управляемым»), ведь именно он кормит общество. Чтобы народ мог выполнить свою задачу, Мэн-цзы призывал государство активно вмешиваться в поземельные отношения. Он предлагал вернуться к уравнительной системе землепользования, к обычаям общинной взаимопомощи, совместной обработки «общественных полей», доход с которых шел государству и чиновникам. Кроме того, Мэн-цзы выступал за взимание умеренных налогов, за развитие обмена ремесленной и земледельческой продукцией, против жесткого установления цен государством на внутреннем рынке.
Еще одним представителем конфуцианства считается Сюнь-цзы (ок. 313/298 — ок. 238 до н.э.). По его мнению, человек зол по своей природе, ему инстинктивно присуще желание наживы. Для преодоления злой природы, человека следует обучать, воспитывать и контролировать с помощью наказаний и норм ритуала. Понятие «ритуал» занимает очень важное место в концепции Сюнь-цзы, оно объединяет в себе этические, политические и правовые нормы. Ритуал — высшее проявление различий между «управляющими» и «управляемыми». Носителем ритуала является потомственная аристократия, и именно на нее распространяются его нормы. На народ же распространяется действие законов13.
Сюнь-цзы считал, что истоки деления общества на «управляющих» и «управляемых», начала социального и имущественного неравенства нужно искать в самой природе человека, что наследственное разделение труда является основным принципом государственного устройства. Экономическая политика государства должна опираться на экономию, сохранение излишков с целью обеспечения достатка народа. Для этого необходимо регламентировать производство, распределение и потребление продукта страны. Особое внимание уделяется потреблению: каждый слой общества должен потреблять не больше, чем ему положено по рангу. Сюнь-цзы отмечает, что именно такая система распределения приводит к появлению излишков. Представители конфуцианства выступали за регламентацию экономики государством, за сохранение общинно-патриархальных порядков, жесткого иерархического устройства общества.
Других взглядов придерживались представители даосизма — одного из важнейших философско-религиозных учений Китая. Его основателем считается Лао-цзы (примерно VII—VI вв. до н.э.), а наибольший вклад в развитие даосизма внес Чжуан-цзы (ок. 369—286 до н.э.). Дао (центральное понятие даосизма) означает путь, закон существования Вселенной. Искусственно изменить что-либо во Вселенной невозможно, более того, любое действие, противоречащее дао, приведет к неудаче и гибели. Поэтому каждый должен следовать дао, придерживаться принципа недеяния. В частности, правитель, если он мудр, не будет делать ничего для управления государством, страна в этом случае будет следовать дао и процветать.
Представители даосизма считали, что общество должно вернуться к первобытной простоте и равенству, отрицали деление на «благородных» и «ничтожных», выступали против богатства и роскоши, против войн, чрезмерных поборов, жестокости правителей, приводящих народ к нищете и рабству. Даосы резко осуждали порабощение сограждан, однако в целом существование рабства считали естественным состоянием общества.
Наряду с даосами и конфуцианцами особое место занимали представители моизма. Основателем этой школы был Мо-цзы (479 — ок. 400 до н.э.). Его ученики и последователи в III—II вв. до н.э. создали трактат «Мо-цзы», в котором нашли отражение взгляды философа. Основными идеями моизма являются «всеобщая любовь» и «всеобщая польза», соответствующие воле Неба. Для Неба нет ни знатных, ни бедных, оно питает всеобщую любовь ко всем живущим, всех кормит.
Моисты отражали настроения простых людей — земледельцев, ремесленников, торговцев, требовали для них равноправия с аристократией, в том числе и в делах управления. Мо-цзы подчеркивал значение физического труда в обществе, считал, что в нем должны принимать участие все граждане государства. Важнейшим условием существования и благополучия людей он провозглашал разделение труда, которое совершенствует и производителя, и создаваемый им продукт. В государственном управлении главной должна быть «всеобщая польза», стремление же к личному обогащению без учета интересов других людей наносит обществу непоправимый вред.
Особый вклад в развитие экономической мысли Древнего Китая внесли представители легизма (от лат. lex — закон), или школы законников (фацзя). Все легисты занимали высокие государственные посты в разных царствах Китая, были сторонниками централизации, выступали за создание единого государственного законодательства, перед которым все равны. Они проводили и обосновывали реформы, направленные на укрепление царской власти, ослабление родовой аристократии и патриархально-общинных связей, на развитие товарно-денежных отношений и частной собственности на землю.
Одним из основателей легизма считается Гуанъ-цзы, или Гуанъ Чжун (умер в 645 г. до н.э.). Происходя из небогатой торговой семьи, он в конце концов стал первым министром в одном из царств. Именно Гуань-цзы первым в Китае выдвинул идею управления государством на основании закона, считал, что закон должен распространяться на все категории населения. На основании высказываний Гуань-цзы в IV в. до н.э. был составлен трактат «Гуань-цзы», в котором также нашли отражение взгляды представителей даосизма, конфуцианства и других школ.14
Гуань-цзы не делил общество на высших и низших, не признавал социального неравенства сословий. По его мнению, обязанности в государстве разделяются между четырьмя категориями населения: земледельцами, служилыми людьми, ремесленниками и торговцами. Представители этих категорий не должны менять занятия, обязаны передавать младшим свой опыт. Каждая социальная группа играет важную роль в обществе, но основной являются земледельцы. В трактате намечаются меры для улучшения их положения, в частности посредством изменения системы налогообложения. Предлагается ввести количественные нормы повинностей, сделать их гибкими, зависящими от качества земли, от экономической конъюнктуры. Вместо взимания налогов с общины как единой фискальной единицы Гуань-цзы считал необходимым ввести: систему обложения семей по имущественному принципу.
Важным направлением государственной политики считается защита населения, и прежде всего крестьян, от спекулянтов и ростовщиков. Исходя из того что увеличение цен приводит к удешевлению денег, а значит, ослабляет позиции ростовщиков и спекулянтов, предлагается повышать цены на продовольствие. При этом отмечается, что цены должны регулироваться одинаково по всей стране.
В трактате «Гуань-цзы» предусматриваются и другие меры для «уравновешивания хозяйства»: использование нормируемой денежной эмиссии, создание запасов продуктов в период снижения цен и реализация этих запасов в период роста цен.
Наряду с Гуань-цзы в разработке учения легизма активное участие принимали Ли Куй, Шан Ян и Хань Фэй.
Ли Куй (424—386 до н.э.) считал необходимым наиболее полно использовать силы земли. Он предлагал государству регулировать хлебный рынок, выравнивая цены на нем путем рациональной закупки и продажи зерна.
Шан Ян (390—338 до н.э.) был первым советником царя могущественного царства Цинь, провел основанные на идеях легизма реформы, однако после смерти царя по настоянию родовой аристократии был казнен вместе с семьей. Он считал, что главной сферой деятельности народа, основой процветания государства являются земледелие и война. Для развития земледелия необходимо воспрепятствовать разложению общины, ограничить произвол чиновников, наделив членов общины правом контроля над их деятельностью. Кроме того, по мнению Шан Яна, государство должно всемерно привлекать к земледелию людей, в частности всевозможных бездельников, бродяг, даже торговцев.
Хань Фэй (ок. 280—233 до н.э.) завершил систематизацию теоретических взглядов легистов, занимаясь и основном политическими, философскими, правовыми вопросами. Одним из важнейших его достижений считается попытка выявить закономерности общественного развития. Хань Фэй показал, как постепенно люди от стадной жизни перешли к семейной, а затем к государству. Важнейшее влияние на этот процесс, по его мнению, оказал рост численности населения, это же привело к возникновению имущественного неравенства, к необходимости введения законов и наказаний.
Многие легисты, в их числе Шан Ян и Хань Фэй, считали, что развитое частное предпринимательство, особенно крупное, идет вразрез с интересами государства, и потому предлагали ограничить активность торгово-ремесленной деятельности. Они разработали положение о праве государства на недра, лес, продукты рек, болот, требовали введения на эти ресурсы государственной монополии. Особенно важной им представлялась монополия на добычу и производство соли и железа. Во второй половине II в. до н.э. в Китае, который к тому времени стал уже единой империей, была введена такая монополия. В результате ухудшилось качество железных орудий труда, начались злоупотребления со стороны чиновников, контролирующих эти отрасли. По этому поводу разгорелась дискуссия между легистами и конфуцианцами, которая нашла отражение в трактате «Янь те лунь» («Рассуждения о соли и железе»), составленном в первой четверти I в. до н.э. И те и другие отстаивали приоритет земледелия, но конфуцианцы считали, что системы государственных монополий и «уравновешивания хозяйства» не могут преодолеть тенденцию ослабления земледелия, устранить злоупотребления чиновников и спекуляцию. Легисты, представлявшие интересы властей, утверждали, что изготовление железных орудий труда и оружия слишком важно для страны, чтобы допустить его передачу в частные руки. Кроме того, они подчеркивали, что государственные монополии введены для ограничения прибылей торговцев.
Ксенофонт родился в Афинах в 430 г. до н.э.. (умер в 355 г. до н.э.), принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он - ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взглядам выступал как сторонник аристократической Спарты и противник афинской демократии.
Экономические взгляды Ксенофонта изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие- мать и кормилица всех искусств». Из орфографического словаря выясним понятие земледелие – это отрасль сельского хозяйства, возделывание земли для выращивания растений, используемых человеком. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.
Информация о работе Этапы развития экономической мысли. Древний Восток. Древняя Греция