Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:00, лекция
Наряду с формальной логикой широко стал применяться математический инструментарий, в частности предельный и функциональный анализ, изменился и подход к исследованию экономических процессов. Если раньше все рассматривали с позиции интересов производителя, то теперь большое внимание уделялось потребительским предпочтениям. В рамках маржинализма возникли такие крупнейшие теории, как "Теория предельной полезности", "Теория предельной производительности", "Теория рыночного ценообразования". Маржинализм явился основой неоклассического направления (Альфред Маршалл, Джон Бэйнтс Кларк, Артур Пегу). Неоклассическое направление синтезировало теорию издержек классической школы и теорию предельной полезности марженального направления. По большому счету, все имеющиеся наработки в области Микроэкономики берут свое начало из работ неоклассиков.
Специфика анализа деятельности предприятия зависит от периода времени, в течение которого реализуется производственная функция. То есть производственная функция для краткосрочного периода, в течение которого производственные факторы остаются фиксированными, будет отличаться от производственной функции в долгосрочном периоде, когда все факторы переменные.
Для более углубленного анализа используют производственную функцию Кобба-Дугласа:
Q = a K L, где a – коэффициент масштабности предприятия, K,L – затраты на капитал, труд; коэффициенты альфа и бета – это коэффициенты эластичности.
В данной формуле большую информацию несет сумма степенных коэффициентов: если альфа + бета = 1, то присутствует нейтральный эффект масштаба; если альфа + бета > 1, то присутствует положительный масштаб; если альфа + бета < 1, то это отрицательный эффект масштаба или убывающий эффект отдачи.
Взаимосвязь между изменениями масштабов производства и соответствующими изменениями объема выпуска называется отдачей от масштаба. Возрастающая отдача связана со специализацией; убывающая – наличием бюрократических издержек, сложностями в процессе управления и координации действий.
Наряду
с отдачей от масштаба рассматривают
и отдачу от фактора производства.
Это зависимость между объемом
выпуска продукции и
Функция Кобба-Дугласа выведена на анализе статистики обрабатывающей промышленности США за период с 1899 по 1922 годов. При условиях постоянной производительности труда и эффективности капитала было установлено, что увеличении затрат труда на 1% обеспечивается прирост продукта в размере ¾, в то время как увеличение затрат капитала на 1% приводит к приросту продукции на ¼. Таким образом, для обрабатывающей промышленности труд как фактор производства является более важным чем капитал.
Хотя в производственной функции для различных видов производства различны, все они обладают общими свойствами:
1)
существует предел для
2)
необходимо учитывать
Когда речь заходит об отдаче от факторов производства, то предполагается, что в этом случае можно высчитывать предельный продукт, это продукт (объем производства), который получается дополнительно от использования от использования дополнительного фактора. Это прирост общего продукта за счет присоединения к процессу производства еще одной единицы переменного фактора.
Анализ категории предельного продукта позволил в конце 19 в. Джону Бейтсу Кларку вывести закон убывающей отдачи. Суть закона: при неизменном состоянии техники и технологии производства, последовательное увеличение одного из применяемых переменных факторов, при условии, что все остальные факторы неизменны, ведет к убывающей отдачи этого фактора
Можно рассчитывать среднюю производительность, это производительность на одну единицу переменного фактора.
График общей произв. связан с графиком как сред. так и пред. производит. до той точки, где предельная производительность будет максимальна общая производительность растет очень быстрыми темпами, затем темпы замедляются. Это происходит до того момента, пока предельная производительность пересекается со средней. Максимум общей производительности достигается, когда МР=0, затем общая производительность начинает интенсивно падать. Анализ можно осуществлять на этих кривых, а можно ответить на вопрос об оптимальных объемах, дающих максимальную прибыть с помощью изаквант и изакост.
Изакоста – прямая, каждая точка которой показывает различные комбинации, вовлекаемых в производство двух переменных факторов, при одинаковых издержках их приобретения.
Анализируя изакосту, необходимо знать о процессе взаимозаменяемости факторов. Т.е. сколько понадобится нового фактора а, чтобы заменить единицу фактора б, не вызывая при этом изменения объема. В этом случае используют показатель – норма технологического замещения производственных факторов.
Поскольку, предельная норма замещения зависит от соотношения предельных продуктов труда и капитала, то сокращение количества используемого капитала приведет к сокращению объема выпуска продукции, равную произведению предельного продукта капитала, на сократившееся количество единиц капитала.
Так как объем выпуска должен остаться неизменным, то необходимо соблюдение равенства.
Оптимум производителя достигается, когда изакванты накладываются на изокосты, тоска их касания будет показывать оптимальную комбинацию ресурсов при существующей цене для заданного объема выпуска продукций.
Анализируя линии изакосты и изакванты, следует отметить, что угол наклона изокосты равен отношению цены единиц капитала к цене единиц труда.
Фактор производства – это особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результативность производства. В этой связи необходимо различать понятие фактор производства и экономический ресурс.
Ресурсы – это те экономические блага, которые могут быть задействованы в производстве или уже задействованные в нем. Следовательно, это понятие значительно шире, нежели понятие фактор производства. Ресурсы, не задействованные в процессе производства в потенциале могут стать факторами производства, а могут и не стать ими.
При изучении этой экономической категории, первоначально в начале 18 века классическими политэкономами было выделено лишь 3 фактора: труд, земля и капитал. При этом под землей понимались все природные ресурсы, включая полезные ископаемые, леса, почву, водоемы и т.д. Под категории труд понимался сначала процесс трудовой деятельности, а в последующем способность к труду или рабочая сила.
Под капиталом в начале только средства производства, а в последующем, как средство производства, так и рассматривали капитал в чисто денежной форме. Впервые, в середине 19 века Жанном Баттистом Сэйем был выделен 4-ый фактор. Согласно ему, можно расценивать как фактор производства общественную функцию, проявляющуюся в рациональном соединении других факторов производства. Сэй не дает названия этому фактору, но в последующем другие исследователи называют эту функцию предпринимательскими способностями, наделяя её дополнительными свойствами, такими как новаторство, повышенная ответственность, способность взять на себя риск.
Следует обратить внимание, что ни в одной концепции к факторам производства не относят деньги сами по себе, акции ли облигации. Поскольку ни деньги, ни ценные бумаги не принимают непосредственного участия в создании какого-либо продукта. Основы современной теории предпринимательства были заложены в первой половине 20 века Йозефом Шумпетером, он излагает свою концепцию, которая носит название «созидательного разрушения». В отличие от простого администратора, который управляет имеющимися факторами производства для предпринимателя характерно креативное или творческое поведение. Если предприниматель приходить к выводу, что сложившаяся ситуация должна породить новую структуру производства, то он безоговорочно разрушает старую. Предприниматель никогда не ориентируется на статичную эффективность, он всегда работает в динамике, занимаясь развитием управляемой системы.
Самым
распространенным определением предпринимательских
способностей является способности
человека как инициатора самостоятельной
хозяйственной деятельности, направленной
на получение прибыли посредством
новаторской организации
Функции предпринимательства:
Ресурсная – реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных и других ресурсов, для их производственного пользования
Организационная – мобилизованный ресурсы могут принести прибыль только в том случае, если они будут верным образом использованы.
Творческая - постоянный поиск новых решений.
К концу 20 века, в рамках институционализма стал выделятся ещё один фактор производства - информация. Это достаточно специфичный фактор производства, изученный не до конца, обычно под ним понимается обособленный вид товара проявляющегося в том, что он вступает связующим звеном между всеми факторами производства. При изучении этого фактора важно понимать, что его стоимость зависит от формы и скорости подачи. Информация – это скоропортящийся фактор. Она является неотъемлемым атрибутом категории интеллектуальный капитал.
2 вопрос.
Отличительной чертой рынка факторов производства является тот факт, что в роли покупателей здесь выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства. Следовательно, в основе спрос на факторы производства не может лежать функция полезности, там лежит доход, который можно получить от использования фактора, то есть фирма предъявляет спрос на факторы только потому, что с помощью них можно произвести товары, в которых нуждается конечный потребитель.
Вывод: спрос на факторы производства является производным от спроса на товары производимые с помощью этих факторов(это первая особенность).
Вторая
особенность – спрос на факторы
производства является взаимозависимым,
то есть невозможно организовать процесс
производства только с помощью одного
фактора, поскольку процесс производства
требует наличие как минимум 2-х
факторов, то спрос на эти факторы
можно расценивать, как взаимозависимый.
Любая фирма преследует две задачи
или одну из двух. 1-ая – она пытается
минимизировать издержки при заданном
объеме производства либо определить
такой объем производства, при
котором прибыль будет
В
первом случае речь идет о спросе на
фактор производства и во втором. Фирма
будет обретать ресурсы до тех
пор, пока каждая последняя единица
будет давать прирост общего дохода
больше, чем прирост общих издержек.
Прирост общего дохода – MRP(предельный
продукт в денежном выражении) = MP(предельный
продукт в натуральном
Спрос на фактор производства определяется кривой предельного продукта в предельном выражении. Эта кривая зависит от предельной производительности данного ресурса и от цены продукта произведенного при помощи этого ресурса.
Спрос на ресурсы даже в условиях совершенной конкуренции – это все равно нисходящее, так как действует закон убывающей предельной производительности. Разницу можно заметить между рынком совершенной и несовершенной конкуренции, только по углу наклона графика. При совершенной конкуренции спрос более эластичный, при несовершенной менее или неэластичный.
Сдвинуть график спроса на факторы производства может изменение показателей эластичности, часто связанное с изменением спроса на продукт, изменение цен на другие продукты взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Необходимо учитывать взаимодополняемость и взаимозаменяемость факторов производства. При минимизации издержек, при заданном объеме важно соблюдение следующего условия.
MPL/P L=MPk \Pk – условия минимизации
Оптимальное сочетание факторов используемых в процессе производства достигается тогда, когда последний затраченный рубль или другая единица на покупку каждого фактора, дает одинаковый прирост общего выпуска продукции. С точки зрения рационального экономического поведения это означает, что относительно дорогой фактор производства должен замещаться относительно дешевым. Если MPL/P L>MPk \Pk, то фирма минимизировала свои издержки путем замены капитала трудом.
MPL/P L<MPk \Pk Фирме следует замещать труд капиталом. Минимизация издержек при заданном объеме вовсе не означает, что данный объем обеспечит фирме максимизацию фирме прибыли. Минимизация – это обязательное условие, но недостаточное. Чтобы определить объем производства при которой фирма максимизирует прибыль, мы должны говорить не о предельном продукте в натуральной форме, а в предельном продукте в денежном выражении. Применительно к условиям совершенной конкуренции, максимизация прибыли произойдет тогда, когда предельный продукт в денежном выражении будет равен цене этого продукта. MRRL/PL=MRPk/Pk=1 – это условие максимизации издержек. В условиях несовершенной конкуренции важно учитывать, что MRP=MC.
Специфика рынка труда во многом определяется особенностями того товара, который на нем представлен. Очень часто ошибочно думают, что на рынке труда покупается и продается труд, однако труд это целесообразная деятельность человека, она является формой его жизнедеятельности. Следовательно, она неразрывно связана с человеком. В этой связи купля-продажа труда означала бы куплю-продажу человека, а это невозможно в экономически свободном обществе.
На
рынке труда покупается и продается
не труд, а услуги труда. Их купля-продажа
выступает в форме найма