Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа
Цель работы: познакомиться с понятием «нравственные ценности».
Задачи исследования:
1. Подробно рассмотреть понятие «нравственные ценности».
2. Определить их значение в наши дни.
Определения, обозначения и сокращения……………………………………………...4
Введение……………………………………………………………………………….....5
Глава I Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность
1.1 Счастье………………………………………………………………………………..7
1.2 Соотношение права и морали…………………………………………………….12
Глава II Нравственное воспитание
2.1 Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности..14
2.2 Духовные основы традиционной русской семьи………………………………...18
2.3 Кризис общества и проблемы семьи………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………...32
Лист сносок………………………………………………………………………….….33
Список используемых источников…………………………………………………....34
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Курский государственный технический университет»
Кафедра «Истории и социально
– культурного сервиса»________
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
___«Профессиональная этика и
(наименование учебной дисциплины)
На тему_________
«Высшие нравственные ценности»_____________________
Специальность
(направление подготовки)______
(код, наименование)
Автор работы ___
______________________________
(инициалы, фамилия) (подпись, дата)
Группа __СТ - 82___
Руководитель
работы __ ______________________________
(подпись, дата)
Работа защищена ____________________
(дата)
Оценка _____________________________
Председатель
комиссии______________________
Члены комиссии
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
(подпись, дата)
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Курск, 2010г.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Курский государственный технический университет»
Кафедра философии и социологии
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Тема: «Высшие нравственные ценности»
Содержание пояснительной записки курсовой работы:
Введение
Глава I Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность
1.1 Счастье
1.2 Соотношение права и морали
Глава II Нравственное воспитание
2.1 Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности
2.2 Духовные основы традиционной русской семьи
2.3 Кризис общества и проблемы семьи
Заключение
Список используемых источников
Руководитель работы:
Задание приняла к исполнению:
Содержание
Определения, обозначения
и сокращения……………………………………………...
Введение…………………………………………………………
Глава I Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность
1.1 Счастье……………………………………………………………
1.2 Соотношение
права и морали…………………………………………
Глава II Нравственное воспитание
2.1 Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности..14
2.2 Духовные основы традиционной русской семьи………………………………...18
2.3 Кризис общества
и проблемы семьи……………………………………
Заключение……………………………………………………
Лист сносок…………………………………………………
Список используемых источников………………………………………………….
Определения, обозначения и сокращения
В данной работе применены следующие термины с соответствующими определениями.
Ценность - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека или общества: благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы.
Ценности моральные - понятие этики, с помощью которого характеризуется значение для общества и человека социально-исторических явлений.
Образ жизни - система принципов и правил сохранения физического и психического здоровья людей, обеспечивающая прирост населения и продолжительность жизни граждан страны.
Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности.
Нравственность - сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами; область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.
Введение
В словаре русского языка понятие «ценность» рассматривается, прежде всего, как цена, стоимость, т.е. подчеркивается экономическое происхождение термина. Затем как важность, значение; ценный предмет, явление.
В Советском
энциклопедическом словаре
Необходимо
отметить, что понятие ценность в
специальную философскую
Сложность, многозначность, многоаспектность понятия ценности, необходимость разрешения сложных вопросов философии, относящихся к общей проблеме ценностей, определили выделение в западной философии в конце XIX - начале XX в. специальной области философского знания -аксиологии. Данное понятие было введено французским философом П. Ла-пи в 1902 г. и обозначало отрасль философии, исследующую ценностную проблематику.
Философский
словарь под редакцией И.Т. Фролова
идентифицирует понятие «ценности»
как «специфически социальные определения
объектов окружающего мира, выявляющих
их положительное или
В западной философии выделяются четыре группы определений ценностей:
- некие абсолюты, существующие в божественном разуме в виде вечных идей, независимых сущностей;
- характеристики материальных и нематериальных объектов;
- производное
от потребностей и разума
- действия.
В отечественной философской литературе «ценность» определяется как: способность вещей, идей и т.п. выступать средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп; значимость вещей, идей и т.п. для жизнедеятельности субъекта; специфическая форма проявления отношения между субъектом и объектом с целью удовлетворения потребностей субъекта; специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся ориентирами личности и общества.
В словаре по этике дается определение «ценностей (моральных)» как одной из форм проявления моральных отношений общества. В данном случае под ценностями понимается, во-первых, «нравственное значение, достоинство личности (групп лиц, коллектива) и ее поступков или нравственных характеристик общественных институтов»; во-вторых, «ценностные представления, относящиеся к области морального сознания - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья».
«Ценности моральные», по определению, данному в Российской социологической энциклопедии - понятие этики, с помощью которого характеризуется значение для общества и человека социально-исторических явлений. В ценностях моральных выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных потребностей в реальной жизни.
Наряду с термином «моральные ценности» употребляются также понятия «этические ценности», «нравственные ценности». В обыденной речи и во многих научных публикациях эти понятия порой выступают как синонимы. В рамках нашего исследования необходимо раскрыть термины «этика», «мораль», «нравственность», определить специфику их употребления.[1]
Цель работы: познакомиться с понятием «нравственные ценности».
Задачи исследования:
1. Подробно
рассмотреть понятие «
2. Определить их значение в наши дни.
Глава I Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность
1.1 Счастье
Социологи и политологи весьма основательно исследовали жизненные ценности, которые сегодня представляются нашему народу более или менее актуальными. В этот список входят: семья, безопасность, достаток, закон, мир, права человека, справедливость, стабильность, порядок, достоинство, совесть, труд, духовность, демократия и др. Это безусловно верные цели, которые должно преследовать государство и все общество всеми возможными методами. Априори предполагается, что они достижимы за счет манипулирования законодательством и финансовыми ресурсами. Справедливости ради надо признать, что и в предыдущие годы попытки преследования этих целей неоднократно предпринимались. Однако достижение жизненных ценностей “снизу” - за счет интенсивного применения инструментов власти и денег только усугубило жизнь людей.
Жизненные ценности, в действительности, являются ценностями вторичными по отношению к первичным, высшим человеческим ценностям. Достижение жизненных ценностей предназначено для достижения такого состояния и такого поведения людей, которые и составляют смысл их жизни. Однако на этом уровне их обсуждение становится сложным, непривычным, чрезвычайно щепетильным. Понятия, описывающие смысл человеческого бытия, могут быть приравнены к личной тайне человека, остро задевают самые чувствительные стороны его личности, и крайне редко используются вне профессиональных аудиторий. Однако ситуация в стране становится столь опасной, а политические решения лидеров общества столь ответственны, что проблемы России должны быть проанализированы на всю их глубину. Хотя бы потому, что достижение жизненных ценностей граждан России, может быть, решается не “снизу”, а, напротив, “сверху”, со стороны высших человеческих ценностей? Именно высшие человеческие ценности привносят нравственность в желанную для граждан семью, безопасность, достаток, закон, мир, права человека. Они не “выпрыгивают” из большой кучи денег или ствола автомата - они порождаются согласованными стандартами личного и общественного поведения людей. В основе таких стандартов лежит нравственность. Если нравственность не будет обсуждаться и насаждаться - все другие инструменты управления огромными массами людей будут беспомощными. Общество традиционно располагало инструментами формирования высших человеческих ценностей через формирование образа жизни, жизненной позиции, мировоззрения. Возможны иные интерпретации этих систем нравственной консолидации общества, но важно другое - они существуют и от них зависят как судьба государства. так и отдельного гражданина.[2]
Образ жизни - система
принципов и правил сохранения физического
и психического здоровья людей, обеспечивающая
прирост населения и