Высшие нравственные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: познакомиться с понятием «нравственные ценности».
Задачи исследования:
1. Подробно рассмотреть понятие «нравственные ценности».
2. Определить их значение в наши дни.

Содержание

Определения, обозначения и сокращения……………………………………………...4
Введение……………………………………………………………………………….....5
Глава I Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность
1.1 Счастье………………………………………………………………………………..7
1.2 Соотношение права и морали…………………………………………………….12
Глава II Нравственное воспитание
2.1 Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности..14
2.2 Духовные основы традиционной русской семьи………………………………...18
2.3 Кризис общества и проблемы семьи………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………...32
Лист сносок………………………………………………………………………….….33
Список используемых источников…………………………………………………....34

Вложенные файлы: 1 файл

этика курсовик.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Курский государственный  технический университет»

Кафедра  «Истории и социально  – культурного сервиса»__________________________

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине ___«Профессиональная этика и этикет»___________________

(наименование  учебной дисциплины)

 

На тему_________ «Высшие нравственные ценности»____________________________________

Специальность (направление подготовки)______________________________

(код, наименование)

Автор работы ___ ____________________________________

(инициалы, фамилия) (подпись, дата)

Группа __СТ - 82___

Руководитель  работы __ ________________________________

(подпись, дата)

Работа защищена ____________________

(дата)

Оценка _____________________________

Председатель  комиссии____________________________________________

                                            (подпись, дата)                     (инициалы, фамилия)

 

Члены комиссии


(подпись, дата)                  (инициалы, фамилия)

 

 

(подпись, дата)                 (инициалы, фамилия)


 

(подпись, дата)                (инициалы, фамилия)

Курск, 2010г.

 

 

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Курский государственный  технический университет»

Кафедра философии  и социологии

 

 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

Тема: «Высшие  нравственные ценности»

Содержание  пояснительной записки курсовой работы:

Введение

Глава I Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность

1.1 Счастье

1.2 Соотношение права и  морали

Глава II Нравственное воспитание

2.1 Содержание нравственного  воспитания. Сущность нравственности  личности

2.2 Духовные основы традиционной  русской семьи

2.3 Кризис общества и  проблемы семьи

Заключение 

Список используемых источников

Руководитель работы:                                                     Авилова Н.А.

Задание приняла к исполнению:                                     ст.гр. СТ – 82

                                                                                                Чистякова А.В.

 

 

 

 

 

 

Содержание

Определения, обозначения и сокращения……………………………………………...4

Введение……………………………………………………………………………….....5

Глава I Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность

1.1 Счастье………………………………………………………………………………..7

1.2 Соотношение  права и морали…………………………………………………….12

Глава II Нравственное воспитание

2.1 Содержание  нравственного воспитания. Сущность  нравственности личности..14

2.2 Духовные  основы традиционной русской семьи………………………………...18

2.3 Кризис общества  и проблемы семьи………………………………………………25

Заключение……………………………………………………………………………...32

Лист сносок………………………………………………………………………….….33

    Список используемых источников…………………………………………………....34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определения, обозначения и сокращения

В данной работе применены следующие термины с соответствующими определениями.

Ценность - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное значение для человека или общества: благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы.

Ценности моральные - понятие этики, с помощью которого характеризуется значение для общества и человека социально-исторических явлений.

Образ жизни - система принципов и правил сохранения физического и психического здоровья людей, обеспечивающая прирост населения и продолжительность жизни граждан страны.

Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности.

      Нравственность - сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами; область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В словаре  русского языка понятие «ценность» рассматривается, прежде всего, как цена, стоимость, т.е. подчеркивается экономическое происхождение термина. Затем как важность, значение; ценный предмет, явление.

В Советском  энциклопедическом словаре понятие  «ценность» указывает на значимость (положительную или; отрицательную) объектов. окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей. А также обозначается как критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Отмечается классовый характер ценностей.

Необходимо  отметить, что понятие ценность в  специальную философскую лексику  было введено в 60-е гг. XIX в. Оно  соответствовало смыслу значимости чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик.

Сложность, многозначность, многоаспектность понятия  ценности, необходимость разрешения сложных вопросов философии, относящихся  к общей проблеме ценностей, определили выделение в западной философии в конце XIX - начале XX в. специальной области философского знания -аксиологии. Данное понятие было введено французским философом П. Ла-пи в 1902 г. и обозначало отрасль философии, исследующую ценностную проблематику.

Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова  идентифицирует понятие «ценности» как «специфически социальные определения  объектов окружающего мира, выявляющих их положительное или отрицательное  значение для человека или общества: благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы».

В западной философии выделяются четыре группы определений ценностей:

- некие  абсолюты, существующие в божественном  разуме в виде вечных идей, независимых сущностей;

- характеристики материальных и нематериальных объектов;

- производное  от потребностей и разума человека, где человек или человеческое  сообщество являются «носителями  ценностей»;

- действия.

В отечественной  философской литературе «ценность» определяется как: способность вещей, идей и т.п. выступать средством удовлетворения потребностей отдельных индивидов и социальных групп; значимость вещей, идей и т.п. для жизнедеятельности субъекта; специфическая форма проявления отношения между субъектом и объектом с целью удовлетворения потребностей субъекта; специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся ориентирами личности и общества.

В словаре  по этике дается определение «ценностей (моральных)» как одной из форм проявления моральных отношений общества. В данном случае под ценностями понимается, во-первых, «нравственное значение, достоинство личности (групп лиц, коллектива) и ее поступков или нравственных характеристик общественных институтов»; во-вторых, «ценностные представления, относящиеся к области морального сознания - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья».

«Ценности моральные», по определению, данному  в Российской социологической энциклопедии - понятие этики, с помощью которого характеризуется значение для общества и человека социально-исторических явлений. В ценностях моральных выражено деятельно-заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных потребностей в реальной жизни.

Наряду  с термином «моральные ценности»  употребляются также понятия  «этические ценности», «нравственные  ценности». В обыденной речи и  во многих научных публикациях эти  понятия порой выступают как  синонимы. В рамках нашего исследования необходимо раскрыть термины «этика», «мораль», «нравственность», определить специфику их употребления.[1]

Цель  работы: познакомиться с понятием «нравственные ценности».

Задачи  исследования:

1. Подробно  рассмотреть понятие «нравственные  ценности».

2. Определить  их значение в наши дни.

 

 

Глава I Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность

1.1 Счастье

Социологи и  политологи весьма основательно исследовали  жизненные ценности, которые сегодня  представляются нашему народу более  или менее актуальными. В этот список входят: семья, безопасность, достаток, закон, мир, права человека, справедливость, стабильность, порядок, достоинство, совесть, труд, духовность, демократия и др. Это безусловно верные цели, которые должно преследовать государство и все общество всеми возможными методами. Априори предполагается, что они достижимы за счет манипулирования законодательством и финансовыми ресурсами. Справедливости ради надо признать, что и в предыдущие годы попытки преследования этих целей неоднократно предпринимались. Однако достижение жизненных ценностей “снизу” - за счет интенсивного применения инструментов власти и денег только усугубило жизнь людей.

Жизненные ценности, в действительности, являются ценностями вторичными по отношению к первичным, высшим человеческим ценностям. Достижение жизненных ценностей предназначено для достижения такого состояния и такого поведения людей, которые и составляют смысл их жизни. Однако на этом уровне их обсуждение становится сложным, непривычным, чрезвычайно щепетильным. Понятия, описывающие смысл человеческого бытия, могут быть приравнены к личной тайне человека, остро задевают самые чувствительные стороны его личности, и крайне редко используются вне профессиональных аудиторий. Однако ситуация в стране становится столь опасной, а политические решения лидеров общества столь ответственны, что проблемы России должны быть проанализированы на всю их глубину. Хотя бы потому, что достижение жизненных ценностей граждан России, может быть, решается не “снизу”, а, напротив, “сверху”, со стороны высших человеческих ценностей? Именно высшие человеческие ценности привносят нравственность в желанную для граждан семью, безопасность, достаток, закон, мир, права человека. Они не “выпрыгивают” из большой кучи денег или ствола автомата - они порождаются согласованными стандартами личного и общественного поведения людей. В основе таких стандартов лежит нравственность. Если нравственность не будет обсуждаться и насаждаться - все другие инструменты управления огромными массами людей будут беспомощными. Общество традиционно располагало инструментами формирования высших человеческих ценностей через формирование образа жизни, жизненной позиции, мировоззрения. Возможны иные интерпретации этих систем нравственной консолидации общества, но важно другое - они существуют и от них зависят как судьба государства. так и отдельного гражданина.[2]

Образ жизни - система  принципов и правил сохранения физического  и психического здоровья людей, обеспечивающая прирост населения и продолжительность  жизни граждан страны. Когда то в СССР применялся термин “американский образ жизни” и с ним связывали джинсы, банки кока-колы, голливудские фильмы, жевательную резинку и др. Хорошо это или плохо, но США стали законодателями мировых мод на дороги, компьютеры, небоскребы, кинофильмы. США огромные усилия потратили на изобретение и строительство образа жизни: комфортного жилья, быстрого обслуживания, доступного транспорта, удобной одежды, дежурной улыбки. Стиральная машина, холодильник, кондиционер, бытовой радиоприемник и масса других вещей - результат этой целенаправленной работы, многократно усиленной Голливудом. Все это пришлось принять нашей стране вместе с массовой автомобилизацией, памперсами, аэробикой и пр. Потому что наши стандарты не выдержали конкуренции с их стандартами. Можно не соглашаться с образом жизни американцев, но это не означает, что не надо иметь своего, российского стандарта. Образ жизни не формируется как стихийное поведение в стаде обезьян - он продукт исследований, проектирования, изготовления таких стандартов быта, которые наиболее адекватны времени. Общество должно этим заниматься и государство несет за это ответственность. Есть ли российский стандарт образа жизни? Если не изменением образа жизни, то чем можно преодолеть сокращение населения России на миллион человек в год, превращение стариков в изгоев общества, варварское отношение к детям, безумные объемы употребления алкоголя, хамство в общении, преждевременную смерть массы мужчин, которые не успевают вернуть обществу затраты на их содержание и т.п. Очевидно, что все “свинцовые мерзости” немедленно будут оправданы экономическими трудностями, плохим питанием, произволом властей, тяжелой наследственностью и т.п. Однако нежелание иметь детей или сживание со свету стариков имеет нравственные, а не экономические корни. За образом жизни стоит высшая ценность, которая дает силы делать невозможное. Каждая минута нашего существования оплачена любовью родных и неизвестных нам людей. Однако большинство не хотят открыто называть ее имени, хотя все тайно ищут в себе любовь. Никакие стандарты образа жизни, которые требуют для исполнения мощного внутреннего усилия, не могут обойтись без стремления к такой ценности, как любовь. Немногие знают, что это любовь и только она “долго терпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, все покрывает, всему верит, всего надеется, все превозносит”. Человек, так относящийся к другим людям, в состоянии преодолеть любые невзгоды. В практических интересах любого человека следовать этим заповедям. У России есть альтернатива: или выживать за счет эффективного использования своих ископаемых ресурсов, или жить с опорой на свои человеческие ресурсы. Правда, для этого российские человеческие ресурсы должны быть конкурентоспособны с представителями других стран. Едва ли это возможно без здорового образа жизни в основе которого лежит готовность терпеть, никому не завидовать, не раздражаться, не бесчинствовать. Нет необходимости изобретать список нравственных ценностей, которые формируют современный образ жизни - он известен. И если в России этим никто не будет заниматься, то придется или довольствоваться хаосом в поведении своих граждан, или заимствовать чужой образ жизни. Очевидно, что перед Россией стоит проблема собственных нравственных стандартов образа жизни. В реальной политической деятельности можно слово “нравственность” не употреблять, но не стоит его забывать. Жизненная позиция определяется главным образом отношением к труду: по одну сторону баррикады труд почитается высшей доблестью, наградой для каждого человека, по другую - труд считается унижением, тяжелым испытанием, которого нужно избегать всеми доступными методами. Для большей части граждан труд - несомненная высшая ценность, для другой части - наказание и принуждение. Баланс между этими позициями определяет могущество государство или его беспомощность.       Совершенно очевидно, что главной причиной развала СССР и нынешних проблем России является крайне низкая производительность и качество труда в стране. Все российские кризисы: Смутное время, Петровские реформы, революции 1917 и 1991 годов были обусловлены не конкурентноспособностью товаров российского производства или их отсутствием. Решить вполне материальную проблему производства нельзя без решения идеальной проблемы - жизненной позиции граждан России. Конечно, недопустимо считать, что гражданам России изначально присуща склонность плохо работать. Однако, нельзя закрывать глаза и на то, что трудящиеся в СССР массово использовали все возможные тогда способы уклонения от труда: тунеядство, прогулы, симуляции, курилки, имитацию работы, не выполнение норм выработки, приписки, технические остановки и пр. пр. Чем ближе к концу ХХ века, тем меньше становилось количество эффективных работников, способных создать потребительную стоимость. Положение не улучшилось и после 1991 года: в новых условиях частного производства отношение к труду осталось прежним. Только теперь для выполнения работ, требующих высокого качества, Россия ввозит иностранных рабочих. Несомненно, есть причины подобного положения на рынке труда России: первая - это отсутствие эффективной трудовой мотивации, и вторая - это разложение системы подготовки людей, способных к квалифицированному производительному труду.

Информация о работе Высшие нравственные ценности