Высшие нравственные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: познакомиться с понятием «нравственные ценности».
Задачи исследования:
1. Подробно рассмотреть понятие «нравственные ценности».
2. Определить их значение в наши дни.

Содержание

Определения, обозначения и сокращения……………………………………………...4
Введение……………………………………………………………………………….....5
Глава I Высшие человеческие ценности, опирающиеся на нравственность
1.1 Счастье………………………………………………………………………………..7
1.2 Соотношение права и морали…………………………………………………….12
Глава II Нравственное воспитание
2.1 Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности..14
2.2 Духовные основы традиционной русской семьи………………………………...18
2.3 Кризис общества и проблемы семьи………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………………...32
Лист сносок………………………………………………………………………….….33
Список используемых источников…………………………………………………....34

Вложенные файлы: 1 файл

этика курсовик.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Проблема трудовой мотивации существует во всех странах  мира. Эта головная боль любого производства вызывается тем, что труд - это потребление рабочей силы, которое требует предельного напряжения воли работника. Волевое усилие тяжело дается, и возбуждается только очень сильной мотивацией, которая базируется на мощнейших нравственных ценностях. Даже если мотивация выстроена, ее приходится изменять каждые 25-30 лет из-за совершенствования средств и предметов труда, прихода на производство новых поколений работников. В связи с этим происходят реформы, революции, смена руководителей стран и правящих партий - все они приносят новые модели трудовой мотивации. Именно в этом находится залог подавляющего преимущества западных производителей над Россией, где устаревшая модель мотивации к труду эксплуатируется без изменений много лет. Работникам в России предлагают такую же мотивацию к труду, которую предлагали их предкам Иван Грозный, потом Сталин, а в лучшем случае - систему Тейлора, которую изобрели в США в конце прошлого века. И работают они - соответственно этой мотивации.

Таким образом  перед страной, если оно намеревается сохранить своё положение в мире, стоит задача - разработать новые  механизмы побуждения к труду. Эту  задачу не смогли решить ни Александр II, ни Николай II, ни Ленин, ни Сталин, ни Брежнев, и мы дважды потеряли страну. После 1991 года политический процесс в стране двинулся в сторону раскрепощения производительных сил России, но остановился, когда новые работодатели поняли, задачу какой сложности предстоит решить - побудить народ работать так же эффективно, как работают японцы или американцы. Много проще оказалось вывозить сырье и деньги за рубеж, чем ломать голову над нравственными механизмами трудовой деятельности. Сегодня мы теряем народ не только из-за его ненужности в мировом разделении труда, но и потому, что народ сохраняет человеческий облик только в процессе производительного труда. Незанятость страшна не только тем, что у людей нет средств к существованию, а тем, что без труда разрушаются высшие психические функции, которые делают его человеком. Так Россия - это народ, или Россия - это богатая ископаемыми территория, где люди лишние? Такую нравственно-политическую задачу предстоит решить лидерам страны.[3]

Образ жизни, жизненная  позиция, мировоззрение в свою очередь  являются только условиями достижения высшей, интегральной ценности, название которой практически табуировано. Только в состоянии крайнего вдохновения или возбуждения люди употребляют это понятие в своих разговорах. Только оказавшись у последней черты, когда все аргументы исчерпаны, а все другие слова ничего не объясняют, люди позволяют себе признаться, что они хотели быть счастливыми. Самое скрываемое желание является самым настоящим желанием и самым сильным желанием. В меру своего опыта и образования каждый человек почти интуитивно выстраивает свое счастье. Он делает это, кем бы он ни был и как бы он не объяснял свое поведение. Проблема счастья не является личным делом каждого отдельного человека. Являясь и соглашаясь быть гражданином государства, любой человек прямо возлагает на него ответственность за свое счастье. Стремление к счастью является той пуповиной, которая связывает гражданина и государство. На пути к этой высшей ценности возникают и труд, и любовь, и вера. Государство несет ответственность за то, счастливы его граждане или нет. В роковой тайне достижения счастья скрыта как грандиозная сила объединения людей в государство, так и распада государства. Косвенным образом каждый политик и каждая политическая сила обещает людям именно счастье. Но используются при этом не прямые указания на него, а материальные условия ее достижения: зарплата, защита, права и т.п.

Трудность обсуждения понятий такого уровня не в том, что  “этого” нет, а в том, что “этого”  нельзя понять без слов и мыслей, которые содержатся в поэзии, литературе, в гуманитарном образовании, вообще. Из-за своей экономической нерентабельности поэзия, литература и другие составляющие гуманитарного цикла почти прекратили существование. А вместе с ними из размышлений, намерений, планов, разговоров, действий масс людей ушли слова и мысли о фундаментальных мотивах их поведения. Никогда ранее Россия не была так бедна на философские разговоры, которые побуждали к служению обществу на поле боя, в труде, в науке. Поэтому фундаментальные понятия из гуманитарного цикла трудно воспринимаются и даже вызывают отторжение.

Из-за гуманитарного  вакуума в области фундаментальных  основ жизни в обществе распространяется понимание счастья, как чувства  высшего довольства чем либо. Эта  ошибка направила усилия множества  людей на поиск плотских наслаждений, на которые потрачены безумные средства и силы. Гуманитарный вакуум необходимо преодолеть для исправления этой ошибки - распространить представление о том, что счастье, это переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением. Это надо понимать государству, чтобы оно раскрепостило своих граждан и дало возможность самоосуществиться их лучшим качествам. Это полезно знать гражданам, многие из которых стали искать свое счастье за пределами нравственных норм. Даст государство людям возможность самоосуществиться - оно получит их массовую поддержку и тогда исчезнет проблема восстановления нравственности. Только тогда исчезнет угроза национальной безопасности. Ничего другого человечеству не удалось придумать.

 

1.2 Соотношение права и морали

Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль и нравственность - одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью - степень их соблюдения, т. е. фактическое состояние, уровень морали. Однако в данном случае следует исходить из тождественности этих понятий.

Иначе мораль можно  определить, как известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся  взглядов, принципов, убеждений и  основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Приведенная формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя так же психологические моменты - эмоции, переживания и т.п.

Как форма общественного  сознания, система отношений и  норм - мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной  организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей  в первобытно- общественном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания.

Принципы морали - это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид же норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т. е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Здесь мы имеем дело с кантовским "категорическим императивом", в соответствии с которым в каждой личности заключен высший и безусловный нравственный закон, коему она должна неукоснительно следовать. Это то, что нередко называют совестью - способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. "Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне".[4]

Глава II Нравственное воспитание

2.1 Содержание  нравственного воспитания. Сущность нравственности личности

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами  социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно -административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность. Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает. Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают еже более серьезный характер. Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и т.д.). Но если то же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике – философской науке о морали - существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному развитию и совершенствованию личности.

Но моральные  усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.[5]

Осмысливая  сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти  понятия необходимо различать. Под  моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение. Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение  к политике нашего государства: понимание  хода и перспектив мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение  к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам  и народам; культура межнациональных  отношений;

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение  к общественному достоянию и  материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения  к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение  к себе: высокое сознание общественного  долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность. Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою “нравственность” в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя “нравственная благовидность” есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил. В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: “Развязать каждому руки, а не связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона”. 

Нравственным  нужно считать такого человека, для  которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные  взгляды и убеждения, как глубоко  осмысленные и привычные формы  поведения. Говоря точнее, в своем  истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал “поступку наедине с собой”, или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания. В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. “Раскаяние – пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа – в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения”. Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.[6]

Информация о работе Высшие нравственные ценности