Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:29, контрольная работа

Краткое описание

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства , показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Содержание

Введение
1.Охарактеризуйте классификацию невербальных средств общения
2.Назовите функции невербальных средств общения
3.Проанализируйте существующие стереотипы в понимании невербального поведения делового партнера по общению.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение вар15.docx

— 26.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Охарактеризуйте классификацию  невербальных средств общения

2.Назовите функции невербальных  средств общения

3.Проанализируйте существующие  стереотипы в понимании невербального  поведения делового партнера  по общению.

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно  оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность  взгляда, то есть понять язык невербального  общения. Этот язык позволяет говорящему полнее  выразить свои чувства , показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Орактеризуйте классификацию  невербальных средств общения

В нашем внешнем поведении  и общении проявляется то многое, что у нас происходит и есть внутри. Только эти проявления нужно  уметь распознать. За отдельными, едва заметными проявлениями рук, глаз, позы, можно увидеть настроение, желания, помыслы вашего партнёра.

Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания между  людьми, осуществляется по следующим  основным каналам: речевой (вербальный, от латинского- устный,словестный) и неречевой (невербальный- жесты, мимика, интонация)каналы общения.

На первый взгляд может  показаться ,что невербальные средства не столь важны, как словестные.Но это далеко не так.А.Пиз в своей книге «Язык телодвижений»приводит данные, полученные А.Мейерабианом, согласно которым передача информиции переходит за счёт  вербальных средств(только слов) на 7 %, звуковых средств (тон голоса, интонация, звук)- на 38%,а за счет невербальных средств  на 55%.

Между вербальными и невербальными  средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словестному  каналу передается чистая информация, а по невербальному- отношение к партнеру по бщению.

Невербальные средства общения  нужны для того, чтобы:

1)Ригулировать течение   процесса общения, создать психилогический  контакт между партнерами;

2)Обогащать значения, передаваемые  словами, направленные  на истолкование  словестного текста;

3)Выражать эмоции и  истолкование ситуации.

Язык нашего тела, по сравнению  с другими вербальными (речевыми) средствами общения является уникальным. Если именно он несет большую часть  процентов передаваемой собеседнику  информации, легко понять необходимость  в интерпретации  этого способа  контакта.Если мы желаем быть уверенными, что точно поняли человека ,мы должны соединить в одну общую картину информацию от тела  и словестные выражения.

Невербальное поведение  человека неразрывно связано с его  психилогическим состоянием и служит средством их выражения. В процессе общения  невербальное поведение  выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых  для непосредственного наблюдения индивидуально - психилогических и  социально- психилогических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности.

В социально- психилогических исследоаниях разработаны различные классификации невербальных  средств общения, к которым относятся все движения тела , интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пронстранственную организацию общения.

Рассмотрим классификацию  невербальных средств общения:

Кинесика:

-движения экспессивно- выразительные(поза тела, мимика, жесты, походка);

-взгляд визуально-контактный(направление взглда, его длительность, частота контакта);

Такесика- тактильные движения(рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновения, поцелуи);

Проксемика- пространственные движения(ориентация, дистанция, размещение за столом);

Просодика и эксралингвистика:

-проксодика(ритмико-интонационные стороны речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения);

-экстралингвистика(включения в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, смех, кашель и т.д)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Назовите функции невербальных  средств общения

Следует отметить , что невербальное поведение личности полуфункционально,оно:

  • создаёт  образ партнера по общению;
  • выражает взаимоотношения партёров по общению, формирует эти отнощения;
  • является индикатором актуальных психологических состояний личности;
  • выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • поддерживает оптимальный уровень психологической близости междуобщающимися;
  • выступает в качестве показателя статусно - ролевых отношений.

Невербальная коммуникация- вся совокупность этих средств ,призвана выполнять следующие функции:дополнение речи, замещение речи,.

Кинесические средства -зрительно воспринимаемые решения другого человека, выполняющие выразительно- регулятивную функцию в общении. Сюда относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взглядов и походке.

Особая роль в передаче информации  отводится мимике - движение мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Она способна дать истиную информацию о том, что переживает человек, отражает внутреннее эмоциональное состояние. Главной характеристикой мимике является её целостность и динамичность. Это означает,  что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения лица скоординированы.

Каждая мимика является конфигурацией  всего лица. Тем не менее основную информативную нагрузку несут брови  и область вокруг рта(губы). Причем,  легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции человека: это вызвано тем, что правое полушарие,конролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные- ярче выражены  на левой. Общаясь,люди стремятся к осоюдности и испытывают дискомфорт, если мимика отсутствует.

С мимикой очень тесно  связан взгляд, или визуальный контакт, состовляющий исключительно  важную часть общения. Контакт глаз является неоспоримо важным процессом коммуникации. Человек получает именно через зрение около 80 % впечатлений от всех органов чувств. С помощью глаз можно передать различные выражения, благодаря им мы можем осуществлять процесс управления доходом беседы, обеспечить обратную связь в поведении человека.

По всей специфике взгляд может быть:

  • деловой - фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнерства;
  • светский- когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника(до уровня губ),это способствует создание атмосферы светского непринужденного общения;
  • взгляд искоса- говорит о критическом или подозрительныом отнощени к собеседнику.

Визуальный  контакт свидетельствует о расположенности  к общению. Можно сказать, что  если на нас смотрят мало, то мы имеем  все основания полагать, что к  нам или к тому, что мы говорим  или делаем , относятся плохо, а если слишком много смотрят, то это либо род вызова нам, либо хорошее отношение к нам. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в хорошем настроении, его зрачки расширяются в четыре раза больше нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное состояние заставляют зрачки сужаться.

Таким образом, не только экспрессия лицевая несет  информацию о человеке, но и его  взгляд. Хотя лицо является главным  источником информации о психологических  состояниях человека, оно во многих ситуациях  гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица можно сознательно контролировать в данной или иной ситуации. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица чеговека, на его тело или его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень  много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела ,как поза,жест, походка.

Поза-это положение  тела. Человеческое тело способно применять  около 1000 устойчивых разлчных положений.

Поза бавает:

    • Закрытой-поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги.
    • Открытой- поза,в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника,а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению.
    • Позы критической оценки-рука под подбородком, указательный палец вытянут к носу.

Если человек  заинтересован в общении, он будет  ориентироваться на собеседника  и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и  откидываться назад.

Однако во всех культурах  есть схожие жесты, среди которых  можно выделить:

      • Коммуникативные (жесты приветствия,прощания, привлечения внимания,запретов);
      • Модальные т.е выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растеренности и т.д);
      • Описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

И наконец, походка  человека,т.е стиль передвижения, по которой довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние. Её состовляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке можно судить о самочувствие человека, его характере,возрасте.

В общении  человека также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся  к невербальным средствам общения.

Просодика- это  общее название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громость голоса, его тембр.

Экстралингвистика- это включение в речь пауз и  различных морфологических явлений  человека: плача, кашля, смеха, вздоха и  т.д.

Просодическими  экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональное состояни.

Такесика  изучает прикосновения в ситуациях  общения: рукопожатия, поцелуи, дьрагивание, поглаживание, отталкивание и др.

Доказано, что  динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции,а не просто синтементальной подробностью человеческого общения.

Обмен рукопожатием- многоговорящий жест,известный с древних времен.

Рукопожатия делятся на 3 вида:

      • Равноправное;
      • Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой.

Покорное  рукопожатие бывает необходимо в  ситуациях,когда человек хочет отдать инициативу другому.

Такесические  средства общения в большой мере,чем другие невербальные средства, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений,символа близости общающихся.

Прокмесика  исследует расположение людей в  пространстве при общении, т.е ориентация партнеров в момент обращения и дистанция между ними.

Выделяют  следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

      • Интимная зона(0-45 см),в эту зону допскаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность,негромкий голос в общении;
      • Личная или персональная зона(45-120см)для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
      • Социальная зона(120-400см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах;
      • Публичная зона(свыше 400см)подразумевает общение с большой группой людей.

Ориентация  и угол обращения- проксемические компоненты невербальной системы. Ориентация, выражаемая в повороте тела и носка ноги в направлении партнера или в сторону от него ,сигнализирует о направление мыслей. Позиции общающихся сторон за толом определяются характером общения:

      • Садятся напротив- если общение носит сопернический или оборонительный характер;
      • Угловая позиция-при обычной дружеской беседе;
      • Позиция делового взаимодействия с одной стороны стола- при кооперативном поведении;
      • По диагонали - независимая позиция.

Наблюдая, выражение  лица,положение тела, использование пронстранства между двумя беседующими, можно построить вполне точное представление о том, насколько эти люди совместимы и кто из них сильнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проанализируйте  существующие стереотипы в понимании  невербального поведени делового  партнера  по общению.

Информация о работе Деловое общение