Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:54, контрольная работа
Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
- раскрыть понятие, виды и функции общения;
- изучить роли восприятия в процессе общения;
- раскрыть понятия: стереотип и предубеждение.
Введение
3
1 Понятие, виды и функции общения
4
2 Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
7
3 Соотнесите предлагаемые социально – психологические понятия и их определения
14
Заключение
15
Библиографический список
16
Содержание
Введение |
3 |
1 Понятие, виды и функции |
4 |
2 Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия |
7 |
3 Соотнесите предлагаемые социально – психологические понятия и их определения |
14 |
Заключение |
15 |
Библиографический список |
16 |
ВВЕДЕНИЕ
Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.
В ходе общения его участники обмениваются - не только своими физическими действиями или продуктами, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями.
В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует. Причем происходит это часто стихийно, в ходе накопления житейского опыта. В большинстве случаев этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя), а иногда и просто для продуктивных и цивилизованных отношений между людьми. По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.
Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
- раскрыть понятие, виды и функции общения;
- изучить роли восприятия в процессе общения;
- раскрыть понятия: стереотип и предубеждение.
Проблемой исследования следует считать ложное восприятие людей понятия общения, а именно незнание правильной психологии общения.
Объектом исследования выступает психология общения как комплекс моральных норм общества, призванных обеспечить надлежащую реализацию функций общения и его закрепление в обществе.
Общение
— это сложный многоплановый
процесс поддержания и развития
контактов и связей между людьми,
порождаемый потребностями
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1 Потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;
2 Ориентировка в целях общения, в ситуации общения;
3 Ориентировка в личности собеседника;
4 Планирование содержания
своего общения: человек
5 Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;
6 Восприятие и оценка
ответной реакции собеседника,
контроль эффективности
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «коммуникабельностью».
Существуют три типа общения – 1) межличностное общение,2) между индивидом и группой, 3) между группами. Особо выделяют виды общения: вербальное, при помощи языка, и невербальное, при помощи мимики, жестов и тому подобное.
В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:
Деловое общение – это
процесс взаимосвязи и
Общение выполняет определенные функции. Под функциями общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Их достаточно много:
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.
Восприятие - это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных.4
В постоянном общении становится
важным более глубокое и объективное
понимание партнера – его актуального
эмоционального состояния, намерений,
его отношения к нам. Психологическими
механизмами восприятия и понимания
при межличностном общении
Идентификация (от лат.Identifico – отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему.
Эмпатия (от греч.Empatheia - сопереживание) – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
Рефлексии (от лат.Reflexio – обращение назад) – это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает вас, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом.
В процессе общения человека с человеком могут встречаться трудности, которые часто оказываются препятствиями на пути к достижению индивидом целей и меняются в зависимости от обстоятельств. Например, неразговорчивость человека может мешать ему в установлении первого контакта при знакомстве, но на более поздних этапах воспринимается как проявление его индивидуальности, не мешающее, не препятствующее взаимопониманию.
Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, которые полезно помнить и следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.
Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.
Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.
Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям «контролировать» наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.
Сформулированные правила позволяют в общем процессе человеческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.
Первая особенность связана с тем, что субъект и объект межличностного восприятия - в данном случае это люди - принципиально подобны. Следствием этого утверждения становится то, что индивид (субъект восприятия), делая заключение о состоянии или намерениях другого лица, в максимальной степени склонен и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт.
Вторая особенность
Психологические особенности, воздействующие на восприятие:
Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление - к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов - превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.
Социальный стереотип основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация - главный механизм этого процесса. Это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе. Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы - следствие ограниченного опыта. Однако такие объяснения противоречат не только данным исследований, но и фактам, известным большинству людей.
Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения людей как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно: по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации. Для запуска этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереотипа; главное - не ошибиться в ориентировке.
При изучении коммуникационных навыков важным становится вопрос о том, можно ли утверждать, что восприятие одних людей более точно, чем восприятие других. Психологи согласны в том, что среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто:
Таким образом, неудачи и
провалы в межличностной
Личное восприятие – получение и обработка одним субъектом общения информации о другом – ошибочно считается несложным процессом, но на точность восприятия влияет множество характеристик субъектов восприятия.