Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 10:54, контрольная работа
Целью данной работы является изучение психологии общения. Задачи, которые предстоит решить в ходе ее выполнения:
- раскрыть понятие, виды и функции общения;
- изучить роли восприятия в процессе общения;
- раскрыть понятия: стереотип и предубеждение.
Введение
3
1 Понятие, виды и функции общения
4
2 Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия
7
3 Соотнесите предлагаемые социально – психологические понятия и их определения
14
Заключение
15
Библиографический список
16
В качестве субъекта и объекта восприятия могут выступать не только отдельные личности, но и целые группы людей. При этом возникают так называемые эквиваленты личности. При восприятии людьми друг друга можно выделить несколько возможных ситуаций:
«Я - Он» - восприятие одним
индивидом другого как
«Я - Они» - восприятие индивидом группы как единого целого;
«Мы – Они» - восприятие одной группой другой группы;
«Мы - Он» - восприятие группой индивида.
Социальное восприятие (синоним — социальная перцепция) представляет собой сложный процесс:
а) восприятия внешних признаков других людей,
б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками,
в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. В нем всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.7
Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.
Социальный перцептивный процесс имеет две стороны:
Психологические барьеры, т. е. препятствия, преграды в общении могут возникать как в связи с эмоциональным состоянием общающихся лиц, так и по причине несовпадения смыслов высказывания, просьб, приказов и т.п. у различных людей. Барьер общения (психологический) — психологическое состояние, переживаемое как неадекватная пассивность, препятствующая общению. В состоянии субъекта при возникновении барьеров наблюдаются усиленные отрицательные переживания (например, переживание стыда, вины, страха, тревоги, снижение самооценки и др.).
В целом барьеры общения можно подразделить на барьеры эстетические, моральные, эмоциональные. Например, человек, задержанный в грязной одежде, вследствие эстетического барьера заранее воспринимается как потенциальный правонарушитель, хотя, разумеется, за ним может и не быть никаких противоправных поступков.
Барьеры в общении связаны
с предвзятостью и
При восприятии возможны те или иные ошибки. Их разделяют на три группы. Во-первых, это фактор превосходства. Его суть в том, что мы склонны переоценивать тех людей, которые, как мы считаем, по тем или иным параметрам превосходят нас, и недооценивать тех, кого мы считаем ниже себя, например, по социальному статусу, материальному положению, возрасту, физическим данным и так далее. Источником информации о превосходстве другого человека могут быть одежда, прическа, награды, оформление кабинета, сотовый телефон, наличие кредитной карточки, модель автомобиля и т.д. И, наконец, немаловажное значение имеет манера поведения человека, его осанка, поза, умение держаться. Информация о превосходстве обычно, так или иначе, закладывается в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.
Второй фактор называется фактором привлекательности. Ученые установили, что если человек нам нравится внешне, то мы склонны считать его более умным, интересным, перспективным и т.д. Привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым.
И, наконец, третий фактор – фактор отношения к нам. Его суть в том, что людям, которые относятся к нам хорошо, мы склонны прощать те или иные недостатки, которые бы мы не простили бы другим людям.
Таким образом, умение грамотно общаться и понимать других людей является основой построения взаимоотношений с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют. Зная основы психологии общения, мы можем сделать наше общение с другими людьми наиболее продуктивными для нас.
3 Соотнесите предлагаемые социально – психологические понятия и их определения.
Соотнесите предлагаемые
социально-психологические
а) стереотип;
б) предубеждение;
1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов;
2) личная антипатия или
активная враждебность по
1) Стереотип – личная
антипатия и активная
2) Предубеждение – односторонний,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общение – это сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми, который представляет собой обмен информацией, восприятие и понимание человеком другого человека. И помогает в этом процессе человеку знания основ психологии.Из этого определения видно, что общение в одно и то же время выступает и как личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки личности и ее взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на нее.
Основа психологии общения - это способность выделять моменты эффективного проведения переговоров, бесед и применять его на практике, быть психологически грамотным при беседе, формирование системы знаний об эффективном, партнёрском общении.
Общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в психологии общения подразумевается непросто формирование целостного образа на основе его внешнего вида и поведения, но и понимание партнера по общению.
В повседневной жизни между людьми зарождаются различного рода отношения, такие как любовь, дружба, партнерские отношения, и в основе всех этих отношений лежит психология общения. Процесс психологии отношений необходим человеку для приобретения собственной индивидуальности, признания в обществе и подтверждения своей значимости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 81с.
2 Титова Л.Г., Деловое общение. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 64с.
3 Титова Л.Г., Деловое общение. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 71с.
4 Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие . – М: Издатель- ство «Альфа-Пресс», 2007. — 46 с.
5 Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005. – 37с.
6 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 115с.
7 Титова Л.Г., Деловое общение. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 93с.
8 Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005. – 284с.
9 Титова Л.Г., Деловое общение. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 87с.