Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 12:16, реферат
Деловая межличностная коммуникация не всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что “выяснение” отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное – не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию, а для этого важно знать особенности своего делового партнера, в чем может помочь классификация «трудных» людей.
Введение
1. Классификация «трудных» людей, психотипы.
2. Эффективное общение с «трудным» партнером
2.1. Принципы и правила эффективного общения с клиентом.
2.2. Техника убеждения руководителя.
2.3. Техника убеждения партнера.
2.4. Принципы ведения спора.
3. Советы Дейла Карнеги.
Заключение.
Список литературы.
П л а н.
стр. | |
Введение |
2 |
1. Классификация «трудных» людей, психотипы. |
3 |
2. Эффективное общение с «трудным» партнером |
7 |
2.1. Принципы и правила эффективного общения с клиентом. |
7 |
2.2. Техника убеждения руководителя. |
8 |
2.3. Техника убеждения партнера. |
9 |
2.4. Принципы ведения спора. |
10 |
3. Советы Дейла Карнеги. |
12 |
Заключение. |
14 |
Список литературы. |
15 |
Введение.
Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Деловое общение – это общение, учитывающее особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но придающее большее значение интересам дела, нежели возможным личным расхождениям.
Кодекс делового общения: 1) принцип кооперативности – «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»; 2) принцип достаточности информации – «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»; 3) принцип качества информации – «не ври»; 4) принцип целесообразности – «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»; 5) выражай мысль ясно и убедительно для собеседника; 6) умей слушать и понять нужную мысль; 7) умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. Его отличительная черта – оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижение каких-либо других целей. В деловом общении предметом общения является дело.
Особенности делового общения заключаются в том, что:
Прагматичный Дж.Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар и кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо товар в этом мире».
Исходя из вышесказанного можно сформировать мнение, что деловая межличностная коммуникация всегда протекает гладко и без каких-либо проблем. Однако далеко не всегда сразу же удается найти полное взаимопонимание с партнером, приходится отстаивать свою и выслушивать его точку зрения. Бывает, что “выяснение” отношений происходит довольно болезненно, по крайней мере для одной из сторон. Главное – не допустить перерастание нормального спора по деловым вопросам в межличностную конфронтацию, а для этого важно знать особенности своего делового партнера, в чем может помочь классификация «трудных» людей.
1. Классификация «трудных» людей, психотипы.
Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой из наших партнеров уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-либо общим характерным чертам. Причем очень важно обратить внимание, что один и тот же человек может менять свое поведение в зависимости от ситуации. Используются следующие абстрактные типы «трудных» клиентов:
1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки деловой беседы, он нетерпелив, несдержан. Своей позицией и подходом он смущает собеседников, провоцирует их на спор. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:
2. Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут, держится отчужденно. В этом случае необходимо:
3. Важная птица. Такой клиент не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являются следующие:
4. Болтун. Ведет себя бестактно, прерывает собеседников, постоянно требует слова. При общении с ним следует придерживаться следующих правил:
В книге «Общение с трудными людьми» Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:
Конечно, подобные характеристики людей – это абстракция, так как в каждом типе зафиксирована только одна черта характера. Зато такая, которая в глазах окружающих перевешивает все остальные и способна отравить самую благожелательную атмосферу. Не пытайтесь изменить таких людей, без специальных психологических методик коррекции поведения ничего не получится, лучше научиться учитывать их индивидуальные особенности для эффективного общения с ними.
Чтобы не совершать ошибок, полезно знать тип характера человека, с которым Вы работаете, быстро и точно определив психологический тип партнера, Вы уже не рискуете нечаянно обидеть его, а поняв, что он ненадежен, успеете принять меры и остережетесь говорить лишнее.
Ломака. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить «да» или «нет» на конкретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время, нежели пытаться вытянуть ответ сразу.
Любитель решать все с ходу. В противоположность Ломаке человек этой категории должен непременно принять решение к концу встречи. Если вы намерены и дальше иметь с ним дело, а от окончательного решения сейчас хотели бы уклониться, сделайте какой-то конкретный шаг, например, скажите: «Я позвоню в понедельник». Чтобы закрыть вопрос так или иначе, ваш партнер может вынудить вас ответить «да» или «нет» просто, чтобы покончить с данной темой. Пусть прозвучит и то, что вы смотрите на дело иначе: «Давайте все-таки не будем сейчас ставить последнюю точку, отложим это еще на пару дней (недель)».
Разведчик. Это тот, кто прикрываясь вниманием и заботой о вас, выуживает какие-то важные сведения, а сам ничего взамен не сообщает, а если и выдает какую-то информацию, то она часто оказывается ложной или к делу не относящейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делитесь, он способен использовать против вас как в вашей фирме, так и в конкурирующей. Остерегайтесь каждого, кто задает слишком много вопросов. Если вы поняли, что не стоит отвечать слишком подробно, просто смените тему разговора.
Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать рассказы обо всех его победах и достижениях на профессиональном поприще. Лучше всего дать хвастуну нахвастаться вволю, а когда он иссякнет, перейти к делу, которым предстоит заниматься
Человек, вынашивающий скрытые планы. Этот человек приглашает вас на деловое свидание под каким-нибудь предлогом. И только если вы будете проницательным и внимательным слушателем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встречи была совсем иной. Когда встречаетесь с подобным типом, важно уметь переключить разговор с подспудной темы на «заявленный» вопрос повестки дня и на протяжении остатка разговора следить, чтобы мотив встречи не изменился.
Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всегда живет своими и чужими неприятностями. Если общаясь с подобным человеком вы будете выглядеть излишне бодрым и довольным, это может привести его в настоящую ярость. Поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник.
Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Для встречи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающего. Старайтесь не говорить о личных моментах, не употребляйте выражений с сексуальным подтекстом. Придя на встречу с вами, он уже готов говорить на излюбленную тему. А ваша обязанность – исключить эту тему из повестки дня. Нейтрализуйте ситуацию и не отвлекайтесь от рабочих моментов.
Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязать свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокойный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудреную тактику.
Обращаясь к предмету «Психология», изучаемому нами также как и «Деловое общение» на первом курсе, можно очень подробно рассмотреть психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении, что, однако, не является целью этой контрольной работы. Тем не менее, используя на практике знание типологии темпераментов, особенностей характера и его возможных акцентуаций, изучив характеристику психосоциотипов, мы можем учесть индивидуальность клиента или своего руководителя. Знание психологии общения помогает не только правильно оценить сильные и слабые стороны партнеров, но и справиться с теми, кто постоянно создает дополнительные трудности на работе. Зная особенности деловых партнеров можно проникнуть в самую суть назревающей проблемы и найти путь к мирному обсуждению и благополучному разрешению разногласий.
2.1. Принципы и правила эффективного общения с клиентом.
Чем же отличается человек, способный эффективно общаться со всеми типами «трудных» партнеров от неспособного?
Правила взаимодействия:
- приспосабливайтесь к собеседнику, учитывайте его настроение, самочувствие;
- не пытайтесь переделать
собеседника в момент
- не характеризуйте состояние клиента – «ну вот, опять в бутылку полез»;
- попросите спокойно обосновать претензии;
- не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманывайте». Скажите: «Я чувствую себя обманутым».
- в любом случае
дайте партнеру «сохранить
- уходя, не хлопайте дверью. Известны трагические случаи, вызванные именно оскорбительным словом «под занавес».
Правила:
- держитесь на позиции
«на равных», сохраняйте
- не бойтесь извиниться, если вы не правы;
- ничего не доказывайте, отрицательные эмоции блокируют способность понимать аргументацию;
- замолчите первым;
- говорите, когда партнер остыл;
- дайте партнеру «выпустить» пар;
- сбивайте агрессию неожиданными приемами, например, попросите у партнера совета;
- попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий, сосредоточтесь на ней;
- предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения;
- отражайте как эхо
смысл его высказываний и