Деловой разговор как важный фактор вербального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 16:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании делового общения.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
- проанализировать основные требования к организации и проведению делового разговора;
- охарактеризовать влияние личностных качеств на общение;
- рассказать о правильном диалоговом общении;
- выделить основные недостатки устной деловой речи россиян.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………3
1. Сущность делового разговора и основные требования к его организации и проведению………………………………………………………………..........5
2. Влияние личностных качеств на общение ………………………...................9
3. Главные недостатки устной деловой речи россиян………………………...12
II. Заключение……………………………………………………………………14
III. Список использованной литературы……………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по деловой этике..docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

                         Центр дистанционного образования.

 

 

 

 

 

                                       Контрольная работа

по дисциплине: Деловая этика.

по теме: Деловой разговор как важный фактор вербального общения.

 

                                                              

 

                                                            Исполнитель: студентка

                                                      Направление Экономика

                                                      Профиль Экономика          

                                                       здравоохранения

Группа УЗ-12 Юг.

Ф.И.О. Шмырова  Евгения

Юрьевна

 

 

                             

 

 

Екатеринбург

2013 г.

Содержание.

 

I. Введение…………………………………………………………………………3

1. Сущность  делового разговора и основные  требования к его организации  и проведению………………………………………………………………..........5

2. Влияние личностных качеств на общение ………………………...................9

3. Главные недостатки устной деловой речи россиян………………………...12

II. Заключение……………………………………………………………………14

III. Список использованной литературы……………………………………….15

 

 

    1. Введение.

Деловое общение - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической  особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые  определяются национальными и культурными  традициями, профессиональными этическими принципами.

Деловое общение – это самый массовый вид социального общения. Оно  представляет сферу коммерческих и  административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических  отношений. Новые экономические  и социальные условия побудили к  коммерческой и организаторской  деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость  повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей.

Одним из видов деловой беседы, диалогической речи является деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

Самое главное  отличие делового разговора –  это непосредственное общение с  конкретным собеседником или группой  лиц. Это дает возможность прямого  воздействия на участников разговора. Воздействие на собеседника происходит с использованием жестов, мимики, интонации, паузы и других техник общения, отличающих устную деловую речь от ее письменной формы.

Актуальность: тема делового общения, я считаю, очень актуальна в наше время, так как деловые люди обязаны говорить правильно, согласно прописанным нормам. Это обусловлено тем, что в настоящее время существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных общаться с деловыми партнерами, соответствуя всем нормам и правилам делового общения, понимать психологию другого человека, интересы иной организации. Общение с людьми – это наука и искусство. 
Цель работы заключается в исследовании делового общения.

Поставленная цель решается посредством  следующих задач: 
- проанализировать основные требования к организации и проведению делового разговора; 
- охарактеризовать влияние личностных качеств на общение; 
- рассказать о правильном диалоговом общении;

- выделить основные недостатки устной деловой речи россиян. 
           1. Сущность делового разговора и основные требования к его организации и проведению.

Деловой разговор - вид межличностного служебного общения, предполагающий обмен информацией, взглядами, мнениями, направленный на конструктивное решение той или иной проблемы.

К отличительным  языковым чертам делового стиля (стилистическим, лексическим, синтаксическим) можно  отнести следующие:

Предельная  информативность делового текста находит  свое отражение в стремлении пишущего к максимально сдержанному характеру  изложения, а, следовательно, к использованию  стилистически нейтральных элементов. Это исключает возможность употребления в текстах деловой речи эмоционально окрашенных языковых средств. Все это  определяет и требование однозначности, характерное для деловой речи, что, в свою очередь, предопределяет использование терминов или терминированных  специальных средств языка. А  требование логичности и аргументированности  изложения в области синтаксиса деловой речи объясняет обилие сложных  конструкций (сложноподчиненных предложений  с союзами, передающими логические отношения - придаточные причины, следствия, условия и т.д.).

Разговор  не будет понятным и деловым, если говорящие не будут выполнять  определенные требования. В деловом  разговоре необходимо употреблять  доступные, правильные, точно выражающие мысль слова и в тоже время  простые предложения, для четкого  краткого выражения поставленной задачи.

Правильно разговаривать мы учимся с малых  лет. Это учеба продолжается в  течение всей нашей трудовой жизни  и профессионального роста.

Что бы речь была правильной, слова должны употребляться  в строгом соответствии с их значением, то есть с учетом их семантики, лексики  тогда высказывания говорящего не будут  абсурдными и нелогичными.

Говорить  надо не спеша, не проглатывая и не пропуская слова, что бы смысл  вашей речи был ясен и мысль  не искажена. Правильность подбора  синонима и умелое использование  анонимов исключит стилистическую погрешность  фраз и позволит дать точное определение  того и иного понятия.

Если  деловые партнеры по-разному интерпретируют одно и то же событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его  с помощью своих личностных конструктов, необходимых ему для создания непротиворечивой картины мира.

Часто в  деловом разговоре происходит смешение сходных слов-паронимов по форме (морфологическом составе), звучанию, но различных по смыслу и значению. Это приводит к грубым лексическим  ошибкам, и показывает на некомпетентностью  говорящего в той сфере деятельности, откуда взято слово. Нельзя забывать и о лексической сочетаемости произносимых слов, способность их соединяться друг с другом. Деловая речь должна быть гармонична и едина по стилю. Соединять литературные слова, просторечные, научные и другие в высказываниях нельзя.

В деловом  разговоре важно не только выбирать слова, но и грамотно строить предложения, фразы. Отслеживание конструкции предложения, правильный выбор предлогов, союзов, грамотное пользование причастными  оборотами, умелое использование отглагольных существительных, исключение: повторений, как частиц, так и слов (плеоназм и тавтология); слов паразитов, минимальное  использование штампов и канцеляризма; излишней детализации и словесного мусора,- все это придаст передаваемой деловой информации строгость, точность и лёгкость в ее понимании. Если деловой  разговор ведется между людьми одной  профессии, употребление в речи профессионализмов  придаст выражаемой мысли точность и лаконичность.

В практике делового разговора часто используется большое количество выдержек из технических  документаций, стандартов, технических условий и других технических документов, что не является стилистическим недостатком.

Гармоничное психологическое взаимодействие партнеров  более достижимо при совпадении их когнитивной ориентации, когда переживаемая деловая ситуация имеет для них приблизительно одинаковое психологическое значение. Важно при этом, чтобы партнеры были представителями одной культуры. Если же в деловой ситуации взаимодействуют представители разных культур, то возможно психологическое переживание «культурного шока», возникающего из-за резкого различия конструктов партнеров.

Очень важной чертой делового разговора является краткость.

«Краткость  – сестра таланта»- А.П. Чехов,

«И так  как краткость есть душа ума, А  многословие – его прикраса, Я  буду краток …» – В. Шекспир «Гамлет».

Многословие, или речевая  избыточность, чаще всего проявляется  в употреблении лишних слов, которые  свидетельствуют не только о стилистической небрежности, они указывают также  на нечеткость, неопределенность представлений  говорящего о предмете речи, что  часто идет в ущерб информативности, затемняя главную мысль высказывания.

Употребление сложных  предложений – отличительная  черта письменной деловой речи. В  разговорной речи деловые люди часто  используют простые предложения, причём очень часто- неполные (отсутствие тех, или иных слов восполняется жестами, мимикой, телодвижениями). Отсутствие союзов компенсируют интонацией, приобретающей решающее значение для выражения различных оттенков, смысловых и синтаксических отношений.

Если  в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы:

- не организуем  свои мысли перед тем, как  их высказываем, а говорим спонтанно,  надеясь, точнее требуя, чтобы  другие «поспели» за нами;

- из-за  небрежности или неуверенности  не выражаем своей мысли точно,  поэтому они приобретают двусмысленность;

- говорим  слишком длинно, так что слушатель  к концу нашего высказывания  уже не помнит, что было вначале;

- продолжаем говорить, даже  не замечая, реагирует слушатель  или нет.

Важная  составляющая успеха в разговоре - не превращать диалог в монолог, чувствовать  и понимать своего собеседника. При  принятии совместного решения в  согласительной фазе главными являются смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными  вариантами решения проблемы, поиск  компромисса или хотя бы условного  согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение большей своей результативностью.

Чтобы понять партнера, надо знать что-то о его личностных конструктах. Осмысление психологических качеств личности каждым из партнеров происходит в терминах схожести и контраста (дружеский - враждебный, умный - глупый, мужской - женский, хороший - плохой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Влияние личностных качеств на  общение 
            Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении большое значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств.        Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер. 
            На характер общения оказывает влияние темперамент его участников. 
            Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический. 
            Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой. 
            Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное. 
            Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок, несдержан в выражениях. 
            Меланхолик впечатлителен, повышено эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями. 
            Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Согласно его классификации, экстраверты характеризуются ослабленным вниманием к своему внутреннему миру и ориентацией на внешнюю среду. Они общительны, коммуникабельны, инициативны и легко адаптируются к различным условиям. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости. 
            Такие типы темперамента, безусловно, редко встречаются в чистом виде. 
            Для более подробной классификации личностных качеств применяется метод Майерс-Бриггс, названный в честь его создателей Изабель Майерс-Бриггс и ее матери и построенный на теории Карла Юнга. Тип людей по этому методу определяется путем выбора черт человека из каждой пары доминантных черт по четырем категориям. Приведем их полностью в изложении Джона Честары.
"1. Экстраверты (E) направляют свою энергию на внешний мир. Они говорят и действуют. Интроверты (I), наоборот, любят подумать прежде, чем что- то предпринять. Они предпочитают работу, которая требует спокойной умственной активности. 
2. Сенситивы (S) - это люди, которые активно используют свои органы чувств для сбора информации. Они реалисты и прекрасно ориентируются в деталях и подробностях этого мира. Интуитивы (N), наоборот, видят глубокий смысл и широкие возможности развертывания той или иной ситуации, поскольку они оценивают мир с помощью своего воображения. 
3. Логики (T) делают рациональные, логические выводы. Они легко могут выявить, что правильно и что неправильно. Они анализируют. Эмоционалы (F), наоборот, принимают решения на основе своих чувств (а эти чувства, в свою очередь, базируются на системе их ценностей). Они являются тактичными, сострадательными и склонными к благотворительности, отличаются дипломатичностью. 
 
4. Рационалы (J) ведут упорядоченную организованную жизнь, и чем больше событий в жизни они могут контролировать, тем для них лучше. Иррационалы (P), наоборот, отличаются спонтанными реакциями, приветствуют новый опыт". 
            Развитием этой теории типов можно считать предложенную калифорнийским психологом Дэвидом Кирси классификацию людей по четырем типам темперамента: NF - романтический, мягкий; NT - любопытный, логический; SJ - организованный, ответственный; SP - играющий, свободный. 
Наиболее распространенной формой делового общения является диалоговое общение, т.е. такое речевое общение, при котором наиболее полно проявляются моральные качества личности и черты характера, по которым тот или иной индивид соотносится с определенным типом темперамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Главные недостатки устной деловой речи россиян.устный речь

К недостаткам устной деловой  речи относится ее немотивированная неполнота. Неподготовленность, недостаточная  лингвистическая компетентность выражаются в неумении завершить высказывание.

Особенно часто остаются незавершенными сложные предикативные  единицы с несколькими однотипными  придаточными, например:

Мы давали в какой-то степени /скажем так / возможность в чем-то сэкономить нам / потому что если пойдем искать мы / то нам могут назначить  цену на бумагу гораздо выше / чем  вам / потому что они знают / что  мы полиграфисты / потому что мы возьмем  бумагу / и на бумаге сделаем деньги / то есть / так сказать…

Следствием недостаточной  подготовленности является обилие незнаменательной лексики, которая «захламляет» устную спонтанную речь как монологическую, так и диалогическую. «Эканье», «мэканье», злоупотребление вводными словами  и частицами, превращающимися в  слова-паразиты, засоряет устную речь:

А. – Значит / по этим договорам / работам /значит /набор на компьютере /значит / пишите // Набор / гм / что / вот / здесь означает четырнадцать миллионов? // Единственно / я могу взять работу / вот / набрать на компьютере и сверстать.

Б. – Ну,/ вы хотите что…/ ну / вы возьмите наш лист / прейскурант /пожалуйста / и изучайте …

Не всегда адекватно в  устной диалогической речи используются контактоустанавливающие средства, представляющие собой глагольные лексемы, употребление которых является следствием прямой диалогичности: видите, понимаете, знаете, смотрите. Частое и немотивированное их использование превращает их также  в сорные слова. То же касается и  этикетных глагольных лексем простите, извините.

Мы / извините / здесь берем / видите / даже больше берем / так сказать / из того / что нужно / восемь тонн / / Но как это реально будет /извините/я не знаю…

Неподготовленность к  деловым переговорам, слабое знание фактического материала обнаруживает себя в использовании коммуникантами целых десемантизированных высказываний, предикативных единиц, не несущих  никакой информативной нагрузки.

Так / ну что значит тут  у нас …

Вот / что я хотела сказать / я хотела сказать / я хотела сказать / можно отнести на май месяц…

Хорошо подготовленный диалог, диалог людей, представляющих высокие  типы речевой культуры (элитарную и среднелитературную), – это динамичный диалог. Причем динамику его как раз обеспечивает высокая лингвистическая компетентность коммуникантов.

Информация о работе Деловой разговор как важный фактор вербального общения