Деловой этикет – причины возникновения, особенности содержания и проявления в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Современный деловой этикет - это свод правил поведения, принятых в бизнес - среде, и в нем нет ничего лишнего, ничего такого, что мешало бы вести дела. Деловой этикет – это инструмент, повышающий эффективность общения, создающий партнерство, порождающий эмоциональный комфорт. Деловой этикет — это порядок поведения в сфере бизнеса, где действуют законы субординации по возрасту, по статусу.

Вложенные файлы: 1 файл

этикет.docx

— 40.61 Кб (Скачать файл)

1.Деловой этикет – причины возникновения, особенности содержания и проявления в современной России.

Современный деловой этикет - это свод правил поведения, принятых в бизнес - среде, и в нем нет ничего лишнего, ничего такого, что мешало бы вести дела. Деловой этикет – это инструмент, повышающий эффективность общения, создающий партнерство, порождающий эмоциональный комфорт.

Деловой этикет — это  порядок поведения в сфере  бизнеса, где действуют законы субординации по возрасту, по статусу.

    1. Разделы делового этикета

• Деловой этикет включает в себя следующие разделы:

 • Правила невербального  общения (жесты, походка, рукопожатие…).

 • Вопросы, касающиеся  организации переговоров: приём,  встреча, знакомство, рассадка…

 • Манеры: руководителя  и подчинённого.

 • Приёмы и их  классификация (питание, организация,  сервировка…).

 • Деловая одежда.

 • Правила употребления  алкогольных напитков.

 • Национальные особенности  этикета.

 • Этикет переговоров  по телефону.

 • Речевой этикет.

 • Сетевой этикет.

    1. Правила делового этикета

• пунктуальность,

 • деловая одежда,

 • порядок на рабочем  месте,

 • грамотность в  речи и в письме,

 • уважение партнёра  по беседе, переговорам,

 • хранение коммерческой  тайны,

 • на работе нужно  работать,

 • умение внимательно  слушать оппонента,

 • знать правила  телефонного этикета,

 • знать правила  сетевого этикета

 • умение вести  грамотные переговоры,

 • соблюдение этики  во взаимоотношениях начальник-подчинённый,

 • соблюдение корпоративной  этики,

 • знание деловых  жестов,

 • знание этикета  второй стороны переговоров

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует  обычаи практически всех народов  от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила  поведения являются всеобщими, поскольку  они соблюдаются представителями  не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных  социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Особенности делового этикета  в России сложились под влиянием американо-европейского стиля и  морально-этических норм, господствовавших в прогрессивной России. В период правления одной партии люди привыкли всю ответственность перекладывать  на руководство, поэтому в потребительском обществе приходится многое создавать сначала, учиться деловому этикету.

Этикет — явление историческое. Правила поведения людей изменялись с изменениями условий жизни  общества, конкретной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных правил поведения, церемониала  было необходимо для возвеличивания царственных особ: императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т. п. для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, выполнения его правил часто  зависела не только карьера, но и жизнь  человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Золотой Орде. Нарушение  этикета приводило к вражде между  племенами, народами и даже к войнам. Этикет всегда выполнял и выполняет  определенные функции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются  правила этикета в странах  Дальнего и Ближнего Востока.

В России в начале XVIII века стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манера и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в столичных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За их нарушения строго наказывали. В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская страна во многом соединяла противоположности Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в XVIII в., их много и сейчас. Р. Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда. Так, в Европе траурный цвет — черный, а в Китае — белый. Даже в границах Российской империи правила поведения различных народов значительно отличались.

Итак, этикет - очень большая  и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни  всеми народами в соответствии с  их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной  культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области  культуры материальной.

2. Основные правила и критерии достойного оформления офиса и организации рабочего места сотрудника фирмы.

Сегодня модно работать много. Для большинства офис стал даже не вторым, а первым домом. Практически  вся жизнь проходит на рабочем  месте. За рубежом давно поняли: офис — один из основных инструментов ведения  бизнеса. Это значит, что, если у ваших  сотрудников неудобные рабочие  места, производительность труда будет  падать. А если ваш офис имеет  непрезентабельный вид, вы не сможете  произвести благоприятное впечатление  на клиентов и партнеров.

В России только-только начали приходить к осознанию этой стороны  дела. Подобно тому, как ваша речь и внешний вид должны соответствовать  представлениям об образе перспективного служащего, так и интерьер рабочего помещения относится к области  делового этикета. Практически любой  служебный интерьер отражает имидж  компании.

В рабочих помещениях необходимо соблюдать элементарный порядок. Беспорядок делает труд малоэффективным, портит мнение о компании. Он совершенно недопустим в служебном кабинете, поскольку  одно из правил делового этикета гласит: бизнесмен должен выглядеть как  человек, который контролирует ситуацию.

 

Для создания впечатления преуспевающего служащего  следует выполнять правила:

1. Воспринимайте ваш офис  как свой дом независимо от  его размеров и продумайте  все мелочи с точки зрения  хорошего тона, так, как вы обдумывали  бы обстановку и убранство  собственного жилища.

2. В офисе всегда должно  быть чисто и приятно.

Если вам для работы обязательно нужны горы бумаг, устройте аккуратную, прибранную приемную для  посетителей, а текущую работу делайте  в другой комнате. Если же кабинет  у вас слишком маленький или  вам выделен, лишь стол в небольшом помещении, заведите себе выдвижной "мусорный" ящик, куда будете прятать все бумаги, как только к вам кто-нибудь придет.

4. Постарайтесь не обедать  за рабочим столом. Если нет  другого выхода, убедитесь, что  поблизости нет никого из клиентов  или посетителей, которые могли  бы это видеть, а после еды  непременно все уберите.

5. Попробуйте поглядеть  на свое рабочее место глазами  постороннего человека.

Как известно, немаловажным фактором поддержания работоспособности  сотрудников в течение рабочего дня является правильно выбранный  тип освещения. Он должен выбираться в зависимости от таких обстоятельств, как наличие на столах дисплеев, доступность естественного дневного света (или, напротив, полное отсутствие окон). Искусственный свет должен быть достаточно ярок, чтобы вы могли  работать, однако не настолько, чтобы  экран компьютера и бумага бликовала, а у посетителей начиналась головная боль. Солнечный свет также неплохо приглушать в определенные часы, чтобы он не слепил глаза и не перегревал помещение.

 

Приведем  рекомендации специалистов по поводу оформления офиса:

1. Не следует покупать  сверхдорогие кабинеты руководителей  и в то же время самые  дешевые столы и стулья для  сотрудников, ведь в процессе  деловых отношений деловые партнеры  будут работать не только и  не столько с генеральным директором, сколько с конкретными исполнителями.

2. Помещения, где работают  с бумагами или компьютерами, принято обставлять мебелью холодных  тонов — она, как считается,  меньше отвлекает от работы.

3. Для офисов, где принимают  клиентов, выбирают обстановку светлого  дерева теплых оттенков — такой  интерьер создает располагающую  к общению атмосферу.

4. Работникам сферы услуг  (например, турфирмам) можно покупать  ультрамодную мебель вызывающих  цветов (синего, лилового). Они хотят  произвести самое сильное впечатление  на посетителей и используют  яркий интерьер в качестве  приманки для них. В последние  годы особое внимание в оформлении  офиса уделяется растениям (живым  или искусственным). Предпочтительнее, чтобы растения в офисе были  живыми. Живые растения создают  в офисе благоприятную атмосферу  и защищают работников от офисных  болезней, так как обладают терапевтическим  эффектом

3. Этапы процесса переговоров и их характеристики.

Переговоры представляют собой обмен мнениями для достижения какой-либо цели. В деловой жизни  мы часто вступаем в переговоры: при поступлении на работу, при  обсуждении с деловыми партнерами условий  хозяйственного договора, условий купли-продажи  товара, при заключении договора аренды помещений и т.п. Переговоры деловых  партнеров происходят в равных условиях, — переговоры же подчиненного с  руководством или директора организации с представителями налоговой инспекции происходят в неравных условиях.

 

Переговоры состоят из трех основных стадий: подготовка переговоров, процесс переговоров и достижение согласия.

1. Подготовка  переговоров:

 

1.1. Выбор средств ведения  переговоров 

 

1.2. Установление контакта  между сторонами 

 

1.3. Сбор и анализ необходимой  для переговоров информации 

 

1.4. Разработка плана переговоров 

 

1.5. Формирование атмосферы  взаимного доверия. 

 

2. Процесс  переговоров:

 

2.1. Начало переговорного  процесса 

 

2.2. Выявление спорных  вопросов и формулировка повестки  дня

 

2.3. Раскрытие глубинных  интересов сторон 

 

2.4. Разработка вариантов  предложений для договоренности.

 

3. Достижение  согласия:

 

3.1. Выявление вариантов  для соглашения 

 

3.2. Окончательное обсуждение  вариантов решений 

 

3.3. Достижение формального  согласия.

 

Каждая стадия переговоров  состоит из нескольких этапов.

 

1. Стадия подготовки переговоров предусматривает осуществление следующих этапов.

Этап 1.1. Выбор средств  ведения переговоров. На этом этапе  выявляются совокупность различных  подходов или процедур переговоров, средства, которые будут задействованы  при их осуществлении; определяются посредники, арбитраж, суд и др., способствующие решению проблемы; выбирается для  обеих сторон подход.

Этап 1.2. Установление контакта между сторонами. На этом этапе: устанавливается контакт по телефону, факсу, электронной почте; выявляется желание вступить в переговоры и скоординировать подходы к проблеме; устанавливаются отношения, для которых характерны взаимное согласие, доверие, уважение, часто взаимные симпатии, настроенность на одну волну, развивается переговорное взаимодействие; договариваются об обязательности процедуры переговоров; договариваются о подключении к переговорам всех заинтересованных сторон.

Этап 1.3. Сбор и анализ необходимой  для переговоров информации. На этом этапе: выявляются, собираются и анализируются  соответствующие сведения о людях  и существе дела, имеющие отношение  к предмету переговоров; проверяется  точность данных; минимизируется вероятность  негативного влияния недостоверных  или недоступных данных; выявляются основные интересы всех участвующих  в переговорах сторон.

Этап 1.4. Разработка плана  переговоров. На этом этапе: определяются стратегия и тактика, которые  способны привести стороны к соглашению; выявляется тактика, соответствующая  ситуации и специфике спорных  вопросов, которые будут обсуждаться.

Этап 1.5. Формирование атмосферы  взаимного доверия. На этом этапе: ведется  психологическая подготовка к участию  в переговорах по основным спорным  вопросам; подготавливаются условия  для восприятия и понимания информации и минимизируется эффект влияния  стереотипов; формируется атмосфера  признания сторонами законности спорных вопросов; создается обстановка доверия и эффективной коммуникации.

2. Стадия  процесса переговоров включает  следующие этапы.

Этап 2.1. — это начало переговорного  процесса — здесь: представляются участники  переговоров; стороны обмениваются суждениями, демонстрируют добрую волю слушать, разделять идеи, открыто  предъявлять соображения, желание  договориться в мирной обстановке; выстраивается генеральная линия  поведения; выясняются взаимные ожидания от переговоров; формируются позиции  сторон.

Этап 2.2. Выявление спорных  вопросов и формулировка повестки дня. На этом этапе: выявляется область переговоров, имеющая отношение к интересам сторон; выявляются спорные вопросы, которые будут обсуждаться; формулируются спорные вопросы; стороны стремятся к выработке соглашения по спорным вопросам; обсуждение начинается с таких спорных вопросов, разногласия по которым менее серьезны, а вероятность соглашения высокая; используются приемы активного слушания спорных вопросов с получением дополнительной информации.

Этап 2.3. Раскрытие глубинных  интересов сторон. На этом этапе: осуществляется изучение спорных вопросов по одному, а затем в комплексе, для того чтобы выявить интересы, потребности  и принципиальные отношения переговоров участников переговоров; участники переговоров раскрывают друг перед другом подробно свои интересы, чтобы они были восприняты всеми так же близко, как свои собственные.

Информация о работе Деловой этикет – причины возникновения, особенности содержания и проявления в современной России