Министерство
образования и науки Российской
Федерации.
РГОУ
СПО «Астраханский государственный
политехнический колледж»
Доклад
по предмету: «Имиджелогия»
на тему: «Жест
– средство коммуникации»
Подготовил:
студент
II-курса
группы:
ГС-218
Джугунусов
Э.Ш.
Проверил
преподаватель:
Коноплева
Л.В.
п. Володарский.
2012 год.
Профессиональное
мастерство экскурсовода
Экскурсовод
– центральная фигура экскурсионного
дела. В довоенный период работа в качестве
экскурсовода не была профессиональной,
она представляла собой вид любительских
занятий экскурсантов, в первую очередь
педагогов. Иногда обязанности экскурсовода
выполняли специалисты различных областей
без отрыва от своей основной деятельности.
Лишь в некоторых крупных музеях были
штатные экскурсоводы, однако число их
было невелико. В ходе превращения экскурсии
из формы отдыха в форму социально-культурной
деятельности работа экскурсовода начала
приобретать профессиональные черты.
Профессия экскурсовода представляет
собой род трудовой деятельности,
который требует от человека
определенных знаний, умений и
навыков, приобретаемых как путем
общего или специального образования,
так и в ходе повседневной
практической деятельности людей.
Кроме того, в представлении людей
существует имидж экскурсовода,
то есть совокупность внешних
и внутренних характеристик, которые
традиционно ассоциируется с
представителями данной профессии.
Таким образом, в сознании окружающих
существует модель имиджа экскурсовода,
составными элементами которой являются
визуальный образ (одежда, макияж), аудиальный
образ (голос, дикция), представление о
внутренних качествах человека этой профессии
(интеллигентность, эрудированность, доброжелательность).
Практически во всех работах
по экскурсионному делу большое
внимание уделяется личности
экскурсовода. Теоретики экскурсоведения
сходятся во мнении, что экскурсовод как
личность должен обладать следующими
качествами и иметь следующие характеристики.
Каждый экскурсовод должен обладать
хорошо развитым воображением
и уметь мыслить образами. К
примеру, экскурсовод должен так
описать ненаблюдаемый объект, чтобы
экскурсанты начали его «видеть».
Основой воображения экскурсовода
являются знания, впечатления, ранее
накопленный опыт. Они служат
исходным материалом для создания
достаточно четких мыслительных
образов.
Характер проводимой экскурсии
зависит от темперамента экскурсовода,
который проявляется в его
поведении, в уровне жизненной
активности. В зависимости от
типа темперамента экскурсовода
его поведение характеризуется
определенной глубиной эмоций: вспыльчивостью,
спокойствием, различной реакцией
на раздражители. Так, для экскурсовода-сангвиника
характерен быстрый темп речи,
частая смена настроения, быстрая
реакция на действия экскурсантов.
Холерик тороплив в рассказе,
при отсутствии должного контроля
вспыльчив, неуравновешен, обидчив.
Флегматик, наоборот, медлителен, обладает
однообразными жестами и мимикой.
Наконец, меланхолик характеризуется
большей или меньшей силой
чувств, длительностью переживаний,
устойчивостью или быстрой сменой
эмоций. Поэтому поведение экскурсовода,
являясь проявлением общей культуры
человека, должно быть подчинено его
воле и зависит от умения управлять своими
эмоциями. Эмоции, возникающие у экскурсовода
под воздействием внешних и внутренних
факторов, его настроение, приподнятое
или подавленное, не должны влиять на ход
экскурсии. Умение взять себя в руки, обеспечить
нужный тонус в группе является важной
составной частью профессионального мастерства
экскурсовода.
Неотъемлемым качеством экскурсовода
как личности является его
тенденциозность, или убежденность.
Тенденциозность проявляется в
четкой направленности его взглядов
и действий, в стремлении довести
свою точку зрения до экскурсантов
и убедить их в ее правильности.
Во время экскурсии экскурсовод
направляет внимание группы на
те стороны объектов, явлений и событий,
которые должны быть отражены в их сознании,
одним словом, помогает им увидеть то,
что видит сам.
Экскурсия как процесс представляет
собой восприятие экскурсантами
изобразительного и звукового
ряда. Таким образом, она не
может существовать без устной
речи, без рассказа экскурсовода.
Как человек говорящий по отношению
к аудитории может выступать
в следующих ипостасях:
- информатор
сообщает знания экскурсантам, рассказывает
об объекте, событии, явлении, не показывая
к этому своего отношения, не разъясняя
причинно-следственных связей с другими
событиями или явлениями;
- комментатор
сообщает об объектах, событиях, явлениях,
дает им отдельные оценки и некоторые
пояснения, указывает на причины, их вызвавшие;
- собеседник
в ходе общения учитывает реакцию экскурсантов
на излагаемый материал, используя вопросно-ответную
форму общения, прислушиваясь к их репликам,
вводя дополнительный материал;
- советчик
разъясняет увиденное, дает рекомендации
по наблюдению объектов, подводит экскурсантов
к необходимым выводам, советует, как проводить
послеэкскурсионную работу;
- эмоциональный
лидер вызывает определенные эмоции у
экскурсантов, анализируя объекты и события,
с ними связанные.
Речь экскурсовода рассчитана
на понимание другими людьми,
поэтому должна представлять
собой изложение готовых, логично
и грамотно сформулированных
мыслей. Приоритетной формой изложения
материала экскурсоводом является
монолог. Монологическая речь по сравнению
с диалогической более развернута по содержанию,
сложна по структуре и имеет четкое грамматическое
оформление.
Владение экскурсоводом искусством
слова – важное условие успешного
проведения экскурсии. Поэтому
к содержательной речи экскурсовода
предъявляются следующие требования:
речь должна быть правильной,
понятной, точной, выразительной, чистой,
лаконичной.
Под правильностью речи понимается
соблюдение говорящим правил произношения,
постановки ударения, словоупотребления,
формообразования, построения синтаксических
конструкций, стилистики. Другими словами,
правильная речь предполагает владение
говорящим языковыми нормами русского
языка. Стоит экскурсоводу хотя бы раз
допустить ошибку, как слушатели переключают
свое внимание с содержания экскурсии
на погрешности в его речи.
Понятность речи предполагает
доступное, доходчивое изложение.
Непонятной делают речь многочисленные
термины и иноязычные слова,
поэтому их следует тщательно
отбирать. При невозможности исключить
подобные слова из речи, их
необходимо пояснить. Экскурсовод
не должен механически заучивать
формулировки и трудные слова. Нужно привыкнуть
к ним, понять их смысл и только после этого
запомнить. Главное добиться, чтобы их
употребление в речи стало естественным
и необходимым. В тех случаях, когда не
удается этого достичь, отдельные слова
нужно заменить другими, более привычными
для данного экскурсовода и более естественными
для стиля его речи.
Точность изложения особенно
важна при характеристике объекта
и во многом определяет воздействие
экскурсовода на аудиторию. В
экскурсии недопустима отвлеченность,
употребление стереотипов, общих
слов, смысл которых давно стерся,
которые семантически обесценились.
Под выразительностью понимают
особенности речи, которые поддерживают
внимание и интерес у слушателей.
Средством выразительности являются
иносказания, перифразы, метафоры,
эпитеты и т. п. Повышает
выразительность речи своевременное
употребление афоризмов, пословиц,
поговорок.
Чистой называется речь, в которой нет
чуждых литературному языку элементов
или элементов, отвергаемых нормами нравственности:
слов-паразитов, которые появляются в
речи при раздумье, в паузах (вот, значит,
так сказать, ну, да, это самое), просторечий
(здеся, тама, нету), жаргонизмов (умотать,
«Торгаш»), бранных слов.
Экскурсоводу необходимо учесть
такую особенность речи на
экскурсии, как ее лаконичность.
Лаконичной и экономной делает
речь устранение лишних слов,
общих фраз, которые ведут к
потере внимания аудитории. Сжатость
придает речи силу. Кроме этого,
следует помнить, что каждый
экскурсионный объект имеет свой
«язык». Он может сам о себе
рассказать своим внешним видом,
той информацией, которую экскурсанты
имеют об этом объекте до
начала экскурсии. Поэтому здесь
экскурсовод не должен переусердствовать.
Работу над внешней стороной
речи экскурсоводу следует начинать
с овладения техникой речи. К
техническим характеристикам речи
относятся звучность, темп и
ритм, высота голоса, дикция, наконец,
интонация.
Звучность позволяет донести
речь до всех экскурсантов. Она
опирается на правильное дыхание,
глубокое, частое и контролируемое.
На одном глубоком вдохе можно
произнести лишь часть фразы.
Для выразительной речи требуется
частое дыхание. Нельзя вдыхать
только в конце фраз, делать
это следует в соответствии
со смыслом произносимого. Для этого
необходим контроль дыхания во время всей
речи. Существует целый комплекс упражнений
для постановки дыхания и улучшения звучания
голоса.
Темп и ритм речи. В понятие
темпа входит быстрота речи
в целом, а также длительность
звучания отдельных слов. Как
скорость протекания речи во
времени различают быстрый (75
слов в минуту), средний (60 слов
в минуту) и медленный (45 слов
в минуту) темп. Скороговорка (80 и
более слов в минуту) недопустима
в любой аудитории, так как
мешает усвоению материала, быстро
утомляет слушателей, создает впечатление
безразличия экскурсовода к теме
экскурсии.
Основные положения экскурсионного
рассказа излагаются значительно
медленнее остального материала,
который может сообщаться в
более быстром темпе.
Ритм речи – это равномерное
чередование, ускорение и замедление
долготы и краткости, напряжения
и ослабления.
Темп и ритм речи экскурсовода
диктуются содержанием экскурсионного
рассказа и условиями движения
группы. Они могут несколько раз
меняться на протяжении экскурсии
– ускоряться или замедляться.
Наконец, темп и ритм речи
должны быть такими, чтобы ее
содержание воспринималось и
усваивалось наиболее эффективно.
Высота голоса и его мелодический рисунок
позволяют отличить вопрос от утверждения,
окончательное и непреложное от обсуждаемого
и сомнительного, убежденность от неуверенности,
подчеркивают контраст. Грусть, нежные
человеческие чувства, представления
о величественном требуют повышения голоса.
Подозрение, беспокойство, угроза могут
быть выражены понижением голоса. Не рекомендуется
начинать фразу громко, с высокого тона
и понижать голос в конце, так как концовка
определяет отношение к фразе в целом.
Экскурсоводу следует избегать как монотонности,
вялости, слишком низкого тона, так и излишней
приподнятости, неоправданных эмоций,
крикливости.
Дикция, как и голос, играет
важную роль в создании имиджа
экскурсовода. Под дикцией понимается
степень отчетливости, ясности и
членораздельности в произношении
слов и в потоке речи. Профессия
экскурсовода требует, чтобы его
речь была отчетливой, ясной и
членораздельной в высшей степени.
Для этого нужно отработать
произношение отдельных слов: слова
иноязычного происхождения, имена
и отчества должны звучать
четко и быть разборчивыми
и хорошо слышимыми для всей
группы. Существует комплекс упражнений
для совершенствования дикции.
Важную роль при оформлении
внешней стороны речи играет
интонация – ритмико-мелодическая
сторона речи, так как она, являясь
выразительным средством, оказывается
и одной из сильных форм
речевого воздействия на аудиторию.
Нужно исходить из того, что
основой рассказа является не
только мысль, но и чувство,
которое придает своеобразную
окраску рассказу, показывает отношение
экскурсовода к тому, о чем
он рассказывает. Поэтому речевая
интонация должна быть логически
оправдана. Изменение интонации
вызывается смысловым содержанием
рассказа.