Не менее важно тщательно отработать
на протяжении всего рассказа
по теме экскурсии фразовые
и логические ударения. В каждой
фразе, представляющей собой смысловой
отрезок рассказа, обычно выделяют
одно или несколько слов, наиболее
важных по своему смыслу.
Наряду с голосом и дикцией,
важным элементом имиджа экскурсовода
считается его внешний облик.
Отметим, что экскурсовод относится
к профессиям типа «человек-человек».
Именно у представителей этих
сфер их внешний облик является
непосредственным компонентом, участвующим
в их трудовой деятельности. Экскурсовод
раскрывает перед людьми информацию,
которая наглядно представлена в
объектах и экспонатах, поэтому его собственный
внешний вид не должен мешать этому процессу
и отвлекать экскурсантов от него.
Для работников сферы услуг,
к которой относится профессия-экскурсовод,
дизайнеры костюма рекомендуют
классический и деловой стили,
стиль Шанель, некоторые вариации спортивного
стиля. Поскольку экскурсовод должен быть
интеллигентным, располагающим к себе,
открывающим что-либо экскурсантам, но
не поучающим в отличие от учителя, то
это редкий образ специалиста, которому
на рабочем месте позволительно носить
платье, даже приталенное, так называемого
Х-образного силуэта (естественно речь
идет об экскурсоводе-женщине). При этом
уместна современная стрижка.
Таким образом, внешний вид
экскурсовода по сравнению с
представителями других профессий
допускает умеренную свободу
и раскованность, однако в то
же время он предполагает скромность
в одежде и прическе, чувство
меры в косметике.
Положительный визуальный образ
экскурсовода способствует установлению
контакта с группой. Кроме этого,
большое влияние на установление
контактов с аудиторией оказывают
приветливость, доброжелательность,
непринужденность экскурсовода. Такой
контакт начинает устанавливаться
в те короткие минуты, когда
экскурсовод произносит вступление
к экскурсии и ее теме. Затем необходимые
связи с аудиторией поддерживаются и укрепляются
в течение всей экскурсии. Хорошо, если
благоприятный психологический климат,
создавшийся в первые минуты экскурсии,
сохранится до ее завершения.
Экскурсовод во время экскурсии
должен уделять постоянное внимание
всей группе. Некорректно, когда
в своем рассказе экскурсовод
обращается к одному-двум экскурсантам,
почему-то выделив именно их
в группе, проверяя таким образом доходчивость
излагаемого материала по их реакции на
увиденное и услышанное в ходе экскурсии.
Проводя экскурсию, экскурсовод должен
умело руководить всей группой.
Иногда перед экскурсоводом встает
задача – снять напряжение
и раздражение экскурсантов. В
такой момент уместна шутка,
которая помогает настроить аудиторию
на соответствующий лад. Однако
следует помнить, что юмор должен
быть тактичным и ненавязчивым.
Стремление во что бы то
ни стало развеселить экскурсантов
показывает, что экскурсовод недостаточно
серьезно относится к проведению экскурсии,
а это приводит к утрате контроля над группой.
Не менее важная задача экскурсовода
– добиться заинтересованного
отношения группы к теме экскурсии,
постоянно активизируя их внимание.
Для активизации внимания группы
экскурсовод должен умело и
своевременно применить такие
методические приемы, как прием
заданий, прием вопросов, прием
новизны, наконец, прием взаимодействия
интересов.
Чтобы привлечь и удержать
внимание экскурсантов, экскурсоводу
следует знать социально-психологические
особенности людей.
Информация, которую несет экскурсия,
привлечет внимание экскурсантов,
если она совпадает с их
интересами и потребностями или
обладает способностью пробудить в
них новую потребность. Экскурсоводу нужно
учитывать механизм взаимодействия людей
в массе, который в психологии называется
«психологической заразительностью».
Если экскурсовода волнует то, о чем он
говорит, если он сам воодушевлен этим,
то экскурсанты воспринимают целеустремленность
экскурсовода как свою собственную.
Эффективное восприятие содержания
экскурсии возможно лишь при
соблюдении строгой дисциплины
всеми членами группы. В случае
необходимости экскурсовод тактично
должен сделать замечание по
поводу разговоров, шума, смеха. При
этом нужно одинаково избегать
как высокомерия, так и заискивания
перед людьми.
В речи экскурсовода недопустим
и фамильярный, и нерешительный
тон. Нельзя также подчеркивать
зависимость во время экскурсии.
Итак, для квалифицированного экскурсовода
необходимо не только владеть
суммой знаний, умений и навыков
по подготовке и проведению
экскурсии, но и правильно и
красиво говорить, быть тонким
психологом и наблюдателем, умелым
организатором и руководителем,
наконец, следить за своим внешним
видом.