Имидж семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:46, реферат

Краткое описание

Семья - важнейшая форма организации личного быта. Для детей семья является первой школой освоения мира, а для взрослых ее членов - зоной психологического комфорта. В настоящее, плотно насыщенное событиями время важной функцией семьи становится не экономическая и даже не биологическая, а психологическая функция. Она заключается в обеспечении психологической защиты, в создании условий для восстановления физических и духовных сил каждого члена семьи, а также во взаимном поддержании здоровья и жизненного тонуса, в организации совместного досуга и отдыха.

Содержание

1. Введение
2. Понятие «имидж семьи»
3. Основные составляющие имиджа семьи
4. Влияние имиджа на семейно-брачные отношения
5. Проблематика имиджа семьи
6. Заключение
7. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реф.docx

— 90.36 Кб (Скачать файл)

Общение – один из важнейших  факторов, отражающих характер отношений  каждого человека с другими людьми и фиксирующих то, что происходит с ним в окружающем мире. Способность  людей к выживанию установлению близких отношений, их представление  о смысле жизни, верность собственным  идеалам - все это во многом зависит  от того, как люди ведут себя в  общении с другими людьми.

Есть еще одна составляющая имиджа - габитарный имидж. Эта составляющая имиджа семьи основывается на влиянии внешнего вида членов семьи на мнение окружающих о данной семье. Имидж семьи зависит от внешнего вида ее членов, т.е. их «габитуса» (лат. habitus - внешность, внешний вид).

На формирование габитарного имиджа семьи влияет: прежде всего, одежда и макияж, а также ухоженность, чистота тела, волос и ногтей, подтянутость фигуры, походка каждого члена семьи. В процессе создания имиджа семьи мелочей не бывает!

Одежда - это прямая имиджформирующая информация. Она демонстрирует аккуратность и чистоплотность; вкус, чувство меры и стиль; принадлежность к определённой социальной группе людей.

Очевидно, что в основе технологии формирования имиджа семьи  находятся различные его составляющие. Поэтому с уверенностью можно  сказать, что позитивный имидж семьи  напрямую зависит от положительного средового имиджа, нравственно-культурного  имиджа, а также габитарного имиджа семьи.

Основная проблема, которая  выдвигается самой жизнью в условиях современности, - постоянное развитие, обновление и совершенствование  всех видов человеческих взаимоотношений, в том числе и семейных. Умение развивать взаимоотношения как  внутри семьи, так и за ее пределами  приобретает значимость и ценность.

Семья становится открытой системой: в настоящее время невозможно развитие семейных отношений без  активного взаимодействия семьи  с другими социальными группами общества. Силой благоприятного взаимодействия является имидж семьи.

 

Влияние имиджа на семейно-брачные отношения

Анализ перспектив семьи  и семейно-брачных отношений предполагает выявление тенденций и противоречий в существующей практике брачного, супружеского, репродуктивного, родительского, родственного поведения.

Любое развивающееся явление  представляет собой единство двух противоположностей, взаимодействие которых через стадии тождества, существенных различий, конфликта  и гармонии является источником самодвижения и самообновления.

В кризисно - реформируемом  социуме неизбежен структурный  кризис ценностей. Под общечеловеческими  ценностями подразумеваются свобода  выбора индивидом стиля частной  жизни и максимальная автономия  брачно-семейного поведения по отношению  к государственным, религиозным  или общественным (моральным) нормам контроля. При этом качественно иной становится роль имиджа семьи. На уровне малой социальной группы (семьи) можно  наблюдать изменения в представлениях людей об одобряемых и осуждаемых нормах поведения. Общественность становится более либеральной по отношению  к проявлениям свободы в личной жизни, что влечет изменения в  представлениях людей о положительном  и отрицательном имидже семьи.

Учитывая особенность  современного состояния социума, его  балансирование на грани хаоса и  порядка, необходимо воспользоваться  синергетическим методом и проанализировать структуру ценностей, соотнеся их с  теорией бифуркации (раздвоение, разделение, разветвление) и аттракторов (особые точки).

Аттракторы выступают  в роли сдерживающих факторов, удерживающих людей в рамках пристойности, и  одновременно являются базовыми ценностями, традиционными для российского  народа, а по большому счету - сохранять  этнос.

Изменение семьи как малой  социальной группы знаменует собой  эволюцию супружества и качественное изменение социально-нравственной основы семьи, сопровождающееся смещением  традиционных ценностей.

В современных условиях моногамия  все больше утрачивает свой пожизненный  характер, заменяясь правом и возможностью вступать в повторные браки. Эволюция отношений между полами привела  к иным морально - нравственным изменениям. Во всем мире распространены браки, свободные  от социальных обязательств, растут добрачные  и внебрачные связи. Эти явления  можно рассматривать как определенную деградацию нравственных общечеловеческих ценностей. Изменения в обществе требуют пересмотра некоторых позиций  и норм, действующих в прежней  семье.

В современном обществе отмечают две параллельные модели семьи - традиционную и либеральную. Либеральная модель семьи демонстрирует варианты отхода от традиционной моногамии. Самое распространенное проявление либеральной модели - фактический  брак (сожительство). Следующим явлением считается повторный брак.

При этом взаимные требования супругов сохраняют традиционный характер. Набор качеств достойного и одобряемого  мужа наиболее часто совпадает с  аналогичными качествами жены. Среди  них особое значение придается эмоционально-духовным характеристикам, таким, как любовь, взаимопонимание, уважение.

Традиционная модель семьи  строится на основе не совместного  выполнения супругами одних и  тех же функций, а разделения сфер влияния и взаимовыполнения ролей. Хорошая жена - это в первую очередь умелая хозяйка дома (аналогичное требование к мужу не предъявляется). Качеству мужа, противостоящему женскому умению вести домашнее хозяйство, соответствует роль кормильца семьи (к женщинам данное требование вообще не предъявлялось, несмотря на то, что в подавляющем большинстве семей работающая женщина вносит весомый вклад в семейный бюджет).

Сложившиеся в сознании людей  стереотипные образы мужа и жены непоследовательны  и противоречивы: они представляют конгломерат традиционных и демократических  взглядов. В системе представлений  людей о браке и семье этот комплекс относится к числу консервативных, наименее гибких, трудно поддающихся  изменению.

Динамика социально-нравственных установок россиян не миновала и  половую мораль. Смягчение моральных  норм, регулирующих сексуальное поведение, - очевидный факт.

Смягчаются различия в  оценке поведения полов. Что в  данном случае существенно отличается от традиционной половой морали, в  соответствии с которой единственно  возможным для женщины считались  сексуальные отношения в браке.

На вопрос, одобряют ли женщин, сознательно родивших ребенка вне  брака, ответы распределились следующим  образом: 4% респондентов осуждают женщину; безусловно, одобряют любую женщину, 12%; подавляющее большинство, 60%, одобряют только тех женщин, которые сознательно  пошли на рождение ребенка вне  брака.

Расширение границ индивидуальной свободы в сфере межличностных  отношений, изменение нравственных критериев имиджа современной семьи  не могут не оказывать воздействия  на брачно-семейные отношения. Увеличивается  вероятность распространения альтернативных типов семьи и браков: гражданский  брак; материнская семья; семья с  раздельным проживанием супругов, каждый из которых специфичен и существенно  отличается от традиционной моногамной семьи.

 

Проблематика имиджа семьи

У каждой семьи существует свой определенный имидж, стиль поведения  друг с другом, стиль воспитания детей.

Можно выделить некоторые  составляющие семейного имиджа:

  • характер межличностных отношений;
  • эстетика убранства и уют дома;
  • личный имидж-пример родителей.

Нередко родители недооценивают  эффект своего внешнего вида в домашней обстановке. Отношение к своей  внешности в домашних условиях –  показатель не только бытовой культуры, но и общего развития личности. Пример небрежного отношения родителей  плохо влияет на психику детей.

Особо следует выделить в  семейном имидже физиономический и  голосовой эффекты в поведении  родителей. К сожалению, этими проблемами недостаточно занимаются многие родители, тогда как дети по мимике и голосу родителей ощущают отношение  к себе. Дети в любом возрасте нуждаются в доброжелательном выражении  лица и голосе, не стегающем их как  кнут. Здесь вспоминается зарубежный опыт по постановке улыбки деловым  людям, а также высказывание А.С. Макаренко о том, что слова  «спасибо» и «пожалуйста» можно  произнести в пятидесяти звуковых вариациях.

Типичная городская семья  с детьми в России 1991 года - это  двое работающих супругов или работающая мать (в случае неполной семьи), живущие, в основном, на зарплату, которую  они получают в государственном  учреждении. Именно в 1991 году ситуация начала резко меняться: если минимальная  зарплата еще могла составлять немногим более 100 рублей, то представления о  максимальной обновлялись каждый месяц. Понятия "бедный" и "богатый" реально входили в жизнь каждой семьи. Появлялись семьи, в которых женщины могли не работать, поскольку доход мужа обеспечивал очень высокий, по российским меркам, жизненный стандарт. Появились безработные. Начали возникать частные детские сады и школы, доступные далеко не всем. Быстро росли цены на продукты питания и одежду, в том числе продукты и одежду для детей. В конце 1991 года люди жили в ожидании того, что жизнь станет труднее материально и психологически. Они боялись, что не смогут приспособиться к этой новой жизни, хотя плохо представляли себе, какой она в действительности окажется.

Особенность российской ситуации последних двух-трех лет состоит  в том что, в условиях социально-экономического кризиса пересматривается тип семейной стратегии, доминировавшей в обществе. Речь идет о стратегии нуклеарной семьи с профессионально занятыми супругами, небольшим и в принципе регулируемым числом детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и обществом, по преимуществу, с эгалитарной системой власти, достаточно систематическими, но в большей степени деловыми контактами с родственниками, при непременной ориентации всех членов семьи на другие социальные институты и на интенсивное общение с друзьями.

Хотя семья такого типа остается пока базовой моделью, тем  не менее, происходят качественные сдвиги, которые становятся все заметнее и исподволь меняют повседневную жизнь людей, их семейные и профессиональные стратегии. Одна тенденция связана  с процессом "приватизации" стиля  жизни - с все более отчетливой ориентацией людей на частную  сферу, другая - с усиливающимся разграничением мужских и женских ролей в  семье. Последнее представляется особенно драматичным, поскольку жизненная  стратегия российской женщины на протяжении нескольких поколений включала в себя практически обязательную профессиональную занятость вне  семьи.

Оценивая имидж современной  семьи в последние годы просто невозможно не говорить о профессиональной занятости супругов, которая, так  или иначе, влияет на сам имидж.

В так называемой аристократической семьей велико значение традиций, которые, несомненно, существуют в семье, ориентируя людей на определенный жизненный уклад.

В аристократической семье, например, к маленьким детям относятся  как к взрослым уже с первых лет. Скажем, обслуживающий персонал семьи, может обращаться к детям  только полным именем, более старших  детей называть на «вы». Этим детям  могут сервировать стол так же, как и большим.

Родители никогда не позволят себе ходить по дому в домашнем халате или стоптанных тапках. Именно благодаря  этому, таким же образом стараются  выглядеть и дети.

Ничто так не согревает  душу, как воспоминание о счастливых моментах, пережитых в детстве... Среди них непременно – праздничная  ёлка с запахом свежей хвои, таинственным светом фонариков и каким-то особенным  семейным теплом. И ещё – гости, большие и маленькие.

В аристократической семье  чаще всего приглашаются дети из подобных семей, которые уже с малых  лет умеют пользоваться столовыми  приборами и знают как вести  себя в обществе.

К сожалению, в семьях, где  родители занимаются бизнесом, на детей  остается мало времени, чаще всего ими  занимаются няни, гувернантки и т.п. Совместные прогулки с детьми, поездки  за город, на выставки, на спортивные соревнования осуществляются в таких семьях планово, по определенному графику.

Взаимоотношения в семье  часто носят диктаторский характер, руководит семьей глава семьи  – отец, возможно, пожилой и поэтому  особенно уважаемый родственник.

Стоит отметить, что в таких  семьях широко используется традиция отмечать особенные семейные праздники  в кругу очень близких родственников.

Если на подобные мероприятия  попасть соседям или просто коллегам по работе не так просто, то существуют семьи, где рады практически каждому. Чаще всего это семьи рабочих. Скорее всего, это самый широкий круг семей с совершенно различными возможностями и взаимоотношениями.

Имидж такой семьи было более просто составить в советские  времена, когда активно пропагандировался  здоровый образ жизни, спорт, физкультура, проводились массовые праздники, парады, демонстрации, когда было традиционным посещать такие события всей семьей.

Дети в таких семьях носили одинаковую школьную форму, одного вида ранцы, лакомились шоколадными  плитками «Аленка», конфетами «Морские камешки» и мечтали о шоколадном зайце под новый год.

В советское время очень  часто применялся лозунг «Общественные  интересы выше личных». Эта совершенно ложная установка путала всю иерархию ценностей в советском человеке. Семьи в этой иерархии вообще нет. Есть какие-то абстрактные общественные интересы и есть личные. А семейные интересы, к каким относятся: к общественным или личным? Тут начиналась путаница. В зависимости от ситуации семейные интересы относились то к общественным, то к личным. Но все, же чаще семейные проблемы объявлялись личными, то есть менее важными, чем общественные, поскольку для строительства коммунизма были нужны надежные люди – не связанные никакими личными интересами. Человек, привязанный к семье (как, впрочем, и к земле) – ненадежен для коммунизма. Поэтому эпоха строительства коммунизма или социализма сильно подточила все семейные устои русского человека. А после перестройки уже сильно ослабленная семья и вовсе дошла до состояния полного упадка. Хотя идеал крепкой семьи еще жив в нашем народе, но живой опыт того, как создается такая семья, во многом потерян нами.

На современном этапе  определить имидж рабочей семьи  достаточно сложно. Это может быть как полная, так и неполная семья, количество детей также варьируется. Чаще всего большее количество детей  наблюдается в рабочих семьях из небольших поселков и деревень.

Кстати, стоит также отметить, что брак для жителей сельской местности до сих пор является не, только, залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе, - это, бывает, еще и моральный долг. Семейно-брачные отношения во многих местечках находятся в поле зрения всего сельского общества и зависят от общественного мнения.

Информация о работе Имидж семьи