Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 10:16, доклад
Каждый ученый, связавший свой жизненный путь с научной деятельностью, направленной на получение и прогресс знаний посредством научных методов, ради достижения высоких научных результатов обязан придерживаться известных принципов поведения в научном сообществе. Последние определяются совокупностью морально-этических ценностей, присущих данному виду творческой деятельности.
Кодекс научной
этики
Всеукраинская общественная
организация "Украинская федерация
ученых"
Перевод Светланы Чернозуб
Введение
Каждый ученый, связавший
свой жизненный путь с научной
деятельностью, направленной на получение
и прогресс знаний посредством научных
методов, ради достижения высоких научных
результатов обязан придерживаться
известных принципов поведения
в научном сообществе. Последние
определяются совокупностью морально-
Украинская федерация ученых при помощи специалистов Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г.М.Доброва НАН Украины на основе обобщения мирового опыта и практики разрешения этических проблем, сложившейся в отечественной науке, подготовила этот проект Кодекса научной этики и выносит его на обсуждения широкого круга украинских ученых.
Основные определения
Научная этика - это совокупность установленных и признанных научным сообществом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно-технологической и научно-педагогической деятельности.
Этические вопросы в науке могут возникать в силу разных причин: из нереализованных идей, которые желательно воплотить в жизнь; из конфликтов, в которых следует выступить посредником; из дилемм, которые необходимо понять и разрешить: из необходимости ограничить и исправить сомнительное или непрофессиональное поведение и т.д. Цель Кодекса этики - не ограничение или наказание, а содействие внимательному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.
Кодекс научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, вербализует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценностей, свойственных научной деятельности, а также своеобразный каталог тех поступков ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения. Кодекс научной этики основывается на правах и обязанностях научных работников, признанных международным сообществом, и основных принципах: стремление к знаниям и поиск истины; свобода творчества; коллегиальность; подотчетность; справедливость и честность.
Осознание широким кругом
украинских ученых прав и обязанностей,
признанных профессиональных ценностей
и стандартов поведения в научных
коллективах будет
Раздел I. Права
и обязанности научных
"Рекомендация относительно
статуса работников науки", принятая
18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО
в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная
правительствами большинства
Основные права и обязанности
ученых, сформулированы в этом документе
следующим образом:
- принимать активное
участие в определении путей развития
науки и техники, а также направлений
их использования в интересах человечества:
анализировать необходимые социальные
условия в каждом конкретном случае и
информировать общественность о возможных
социальных последствиях; участвовать
как в подготовке, так и в реализации принятых
решений, их контроле и анализе их последствий;
- проводить научные
исследования и передавать свои профессиональные
знания; вмешиваться и проявлять инициативу
при выборе предмета и методов исследования,
при обеспечении доступа к источникам
информации, необходимой для выполнения
своих обязанностей; выявлять, анализировать
и полностью осознавать риск, связанный
с проведением научных исследований;
- общаться и обмениваться
информацией, полученной как в ходе собственных
исследований, так и из внешних источников;
сотрудничать и содействовать здоровой
конкуренции между работниками науки,
распространению знаний в гуманных целях;
использовать современные средства коммуникации
для обеспечения доступа к научной информации
и стимулирования дискуссий, как в рамках
научного сообщества, так и в масштабах
общества в целом, содействовать конструктивному
диалогу с людьми, ответственность которых
распространяется на другие сферы (СМИ,
политика, экономика и т.п.), чтобы облегчить
общественное признание моральной ценности
научно-технических достижений;
- создавать, использовать
и распространять знания, как индивидуально,
так и сообща, благодаря контактам
и сотрудничеству - прямая обязанность
научных работников перед будущими поколениями;
- обеспечивать свою
роль собственной научной деятельностью.
Здесь имеется в виду: доверие в процессе
работы и признание достижений в научной
и общественной деятельности ко всем научным
работникам и особенно к молодежи и женщинам;
возможность для научных работников, мужчин
и женщин, строить свою научную карьеру
независимо от семейных и родительских
обязанностей, создание равных условий
и возможностей для их профессионального
роста; вознаграждение в соответствии
с квалификацией и результатами работы; - изменять социальное
окружение людей и природную среду,
считая развитие человека и охрану природной
среды определяющими критериями при выборе
форм использования научного знания.
Права и обязанности научного
работника должны быть четко определены
законодательными документами и
посредством коллективного
Научные работники должны уметь демократическими методами определять условия труда и стиль сотрудничества, принятый в научных организациях.
Продвижение по служебной лестнице должно быть обеспечено такими факторами как знания, квалификация, опыт, продуктивность и эффективность.
Развитие науки должно полностью основываться на демократических методах, обеспечивающих создание иерархических структур, организаций и научных учреждений.
Права ученых на получение выгоды от своих оригинальных идей, открытий и изобретений, а также на прибыль от их реализации должны быть защищены законом.
Раздел 2. Научная честность.
Научная честность обусловливает
этические ценности, которыми должны
руководствоваться работники
Благодаря достижениям науки,
человечество больше узнает о мире,
открывает новые истины, исправляет
ошибочные представления и
Поскольку стремление к знанию
и поиск истины жизненно важны
для научной и научно-
Правила и положения о
честности в научных
Авторское право: Авторами признаются только те работники науки, которые внесли весомый интеллектуальный вклад в определенный научный труд.
Нарушениями этики
в научных исследованиях
Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также несфальсифицированные (неосознаваемые) исследовательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных результатов и экспериментальных разработок.
Каждый работник науки имеет право на продукт - результат собственного интеллектуального труда, при этом он не должен ограничивать доступ к результатам для тех, кто помогал ему при проведении исследования.
Работник науки должен быть открытым для критики, советов и пожеланий.
Необходимо, чтобы научный
коллектив должным образом
Раздел 3. Честность в управлении научными коллективами.
Руководители научных и научно-педагогических коллективов имеют значительные административные обязанности. Наряду с этим они обязаны создавать и поддерживать климат доверия и взаимного уважения, но прежде всего, сами подавать пример подобных отношений в коллективе. Руководители должны создавать и поддерживать открытую и прозрачную систему деятельности, быть доступными, с пониманием относиться ко всем, на кого влияет и кого касается их деятельность. Они обязаны своевременно и в полной мере информировать членов коллектива о характере и природе проблем, с которыми сталкивается коллектив, и которые препятствуют его нормальной деятельности. Руководители должны приобщать членов коллектива к решению этих проблем и пределах своих полномочий действовать ответственно, честно и справедливо. При разрешении тех или иных проблем они обязаны осуществлять надлежащие правовые процедуры, руководствуясь коллективными соглашениями, принципами честности и коллегиальности.
Руководители должны четко
определять для подчиненных требования
и объем работы. Прежде всего, им
следует тщательно ознакомиться
с правами и обязанностями
работников науки, с нормативными документами,
определяющими научную и
Раздел 4. Конфликт интересов. Конфликт интересов - это ситуация, при которой на суждения, выводы и действия отдельного лица влияют многочисленные конфликтные, противоположные по форме и содержанию интересы. В таких ситуациях необходимо найти способы поддержания равновесия между личной автономией (независимостью), профессиональной честностью и подотчетностью. Существуют различные типы конфликтов интересов. Основными из них являются:
Конфликт интересов на почве личных отношений. Для обеспечения объективности и ограничения влияния личных отношений (интересов как позитивных, так и негативных) особы, обязанные принимать решения, должны отказываться от участи в их принятии, если имеют личные отношения с теми, кого эти решения касаются (члены семьи, родственники, друзья)
Практика свидетельствует,
что не следует принимать участия
и в одобрении решений
Конфликт интересов по причине совмещения нескольких должностей в научном коллективе. Такие конфликты интересов руководства (подлинные, вероятные и воображаемые) устраняются путем отказа от одобрения того решения, которое могло бы помешать взвешенным объективным оценкам и выводам. Конфликтов в руководстве также можно избежать, обратив внимание коллектива на возможную предвзятость и необъективность.
Конфликт интересов,
возникающий на почве использования
ресурсов научной организации. Научно-
Если члены организации используют ее ресурсы не в процессе основной профессиональной деятельности (например, в случае работы по индивидуальному заказу или гранту), научная организация имеет право требовать оплату за пользование ресурсами. Сумма и порядок оплаты определяется отдельно для каждого случая.
При необходимости использования
в работе (публикация, докладная
записка и т.п.) названия научной
организации или высшего