Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:31, реферат
Примерно 90% людей не умеют достойно реагировать на критику, замечания и оскорбления. Это стрессовая ситуация для человека, так как затрагивается самое драгоценное и хрупкое в его личности - достоинство и самооценка.
Причины возникновения ситуаций, когда нас критикуют:
- делать замечания и указывать на ошибки в работе - обязанность руководителя,
- «клиент всегда прав», поэтому часто недоволен и грубит,
- старшие по возрасту любят нас наставлять и поучать,
- плохо воспитанные люди самоутверждаются путем унижения окружающих,
- людям свойственно больше обращать внимание на ошибки, чем на достоинства, и делать другим замечания.
Примерно 90% людей не умеют достойно
реагировать на критику, замечания
и оскорбления. Это стрессовая ситуация
для человека, так как затрагивается самое
драгоценное и хрупкое в его личности
- достоинство и самооценка.
Причины возникновения ситуаций, когда
нас критикуют:
- делать замечания и указывать на ошибки
в работе - обязанность руководителя,
- «клиент всегда прав», поэтому часто
недоволен и грубит,
- старшие по возрасту любят нас наставлять
и поучать,
- плохо воспитанные люди самоутверждаются
путем унижения окружающих,
- людям свойственно больше обращать внимание
на ошибки, чем на достоинства, и делать
другим замечания.
Существуют 4 типа реакций на критику.
Большинство людей подчиняются естественным
животным инстинктам и реагируют как наши
далекие предки: в момент опасности убегают,
нападают или замирают. Отсюда первые
три типа реакции на критику: оправдание,
контратака и молчание.
3. МОЛЧАНИЕ. Тактика замирания – «маскируйся
под складки местности». Человек молча
выслушивает критику. Так реагируют на
критику примерно в 10 % случаев. Конечно,
лучше молчать, чем оправдываться или
контратаковать, но молчать тогда, когда
вас оскорбляют, очень вредно для здоровья,
потому что, не отреагировав правильно,
вы «глотаете» оскорбления и накапливаете
их в себе. Неотреагированные унижения
порождают наши комплексы неполноценности,
которые накапливаются, как снежный ком.
Кроме того, критики воспринимают молчание
двояко: либо как «молчание - знак согласия»,
то есть считают, что мы признали справедливость
критики, либо как «ты молчишь мне назло».
Многие думают, что молчание обезоруживает
критика, успокаивает его. А на самом деле
молчание в ответ на бурные эмоции очень
раздражает определенных людей.
4. СОГЛАСИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД. Это метод достойного
реагирования на критику, разработанный
ведущими специалистами в области человеческих
взаимоотношений. Его суть - согласиться
с тем, что справедливо – «повинную голову
меч не сечет». Главная стратегия: как
можно быстрее выйти из стрессовой ситуации
без конфликта.
Считается, что фразами типа: «Пока вы
не успокоитесь - я не буду с вами разговаривать»
или «Не кричите на меня, пожалуйста» только
пытаются «заткнуть» клапан кипящего
котла. Такой «котел» рано или поздно взорвется,
поэтому лучше дать ему выкипеть.
В рамках согласительного метода выделяют
3 типа критики и соответственно 3 способа
достойного реагирования на каждый из
них.
ПЕРВЫЙ тип критики - ПОЛНОСТЬЮ НЕСПРАВЕДЛИВАЯ.
Это обзывания, оскорбления («Тупица»,
«Неряха», «Некомпетентный», «Бестолковый»
и так далее) и обобщенная критика («Безобразие!»,
«Что вы себе позволяете?»). Человек, прибегающий
к оскорблениям, как правило, находится
под влиянием эмоций, а не рассудка. Значит,
необходимо его успокоить и заставить
думать, а не кричать. Следуя этим целям,
надо спокойно и доброжелательно задать
критику несколько вопросов, чтобы он
конкретизировал свои замечания и перешел
от эмоций к размышлениям. К сожалению,
одного вопроса никогда не бывает достаточно,
так как человеку кричать легко, а думать
трудно. Специалисты предлагают задать
последовательно следующие типы вопросов.
Уточняющие
вопросы. «Что именно вы имеете в виду?» или
«Что вы хотите этим сказать?». Почти всегда
после такого вопроса раздраженный человек
не в состоянии сразу успокоиться и сформулировать
свое замечание в конкретной форме. Он
ответит приблизительно следующее: «Вы
что, сами не знаете?» или «Я имею в виду,
что так работать нельзя (вы плохой специалист,
это безобразие и так далее)». То есть опять
применит полностью несправедливый тип
критики. Будем терпеливо, спокойно и доброжелательно
задавать другие вопросы, пока не скажет
конкретно.
Фактические
вопросы. «Назовите, пожалуйста, факты»
или «Приведите примеры». Если и на эти
вопросы вы не получите конкретной формулировки
замечания, а услышите примерно следующее:
«Очень много фактов» или «Примеров - хоть
отбавляй», - то переходите к следующему
типу вопросов.
Альтернативные
вопросы. «Вам не нравится это, это
или это?». Например, «Вам не нравится,
как я разговариваю с клиентами, или как
я пишу отчеты, или то, что я опаздываю
на работу?». То есть вы помогаете критику
сформулировать конкретные замечания.
Здесь, скорее всего, он уже сможет правильно
указать на ваши конкретные слова или
поступок, вызвавшие его недовольство.
Например: «Вы сегодня опоздали на 5 минут».
Если вы услышите конкретные и справедливые
замечания, то примите их к сведению и
задайте последний тип вопросов.
Опустошающие
вопросы. Перечислите все его замечания
и спросите, нет ли еще. «Вам не нравится,
как я составляю отчеты, как я разговариваю
по телефону и как я одета. Что еще вам
не нравится?». Эти вопросы необходимы
для того, чтобы критик выложил сразу все,
чем недоволен.
Этот способ реагирования самый трудный,
но ведь и критика была сформулирована
в самой несправедливой форме. Возможно,
ваши наводящие вопросы, заданные спокойным
и доброжелательным тоном, вызовут удивление
и даже раздражение критика. Так и должно
быть. Это значит, что он почувствовал
ваше превосходство в этой ситуации. Он
привык к жалким оправданиям, контратакам
или покорному молчанию, а вы спокойно
пытаетесь разобраться и принять к сведению
конкретные и справедливые замечания,
как только их услышите. Удивление и раздражение
с его стороны скоро сменятся уважением
к вам. Впредь он будет критиковать вас
конкретно или вообще в момент раздражения
обойдет вас стороной.
ВТОРОЙ тип критики - ЧАСТИЧНО СПРАВЕДЛИВАЯ.
Когда критикуют ваши привычки, характер
или высказывают свое мнение (он имеет
право так думать). Например: «Вечно вы
опаздываете (спорите, говорите глупости
и так далее)» или «Любите вы подшучивать
над другими (поспать, посплетничать и
так далее)», или «Вы плохо себя ведете
(одета, говорите, пишете и т.д.)».
Критик не обзывается, а указывает на определенный
ваш недостаток, но все-таки слишком обобщает
область критики. Полностью признать такое
замечание нельзя, но справедливая часть
в нем есть (хотя бы его право так думать).
Способ достойного реагирования на данный
тип критики — признать только справедливую
часть критики, а на остальное не реагировать.
Начать ответ обязательно с «да», чтобы
успокоить собеседника, расположить его
к себе и продемонстрировать свою готовность
к взаимопониманию.
Например, вам сказали: - Вечно вы опаздываете.
Достойный ответ: - Да, сегодня я опоздал.
Или:
- Вы всегда ошибаетесь в правописании.
-Да, в этом отчете у меня две орфографические
ошибки.
Можно также на критику типа «У вас плохие
манеры» или «Вы плохо одеты» отвечать:
- Да, не всем нравятся мои манеры - или:
- Да, так может показаться.
ТРЕТИЙ тип критики - ПОЛНОСТЬЮ СПРАВЕДЛИВАЯ.
Это конкретная критика. Вам указывают
на ваши слова или поступок, то есть говорят,
что вы что-то неправильно сказали или
сделали. Сразу признайте, начните опять
с «да»:
- Да, вы правы - или:
- Да, это так, я сожалею об этом.
Если применили все три типа критики одновременно,
например: «Вы плохой работник. Вам ничего
нельзя поручить. Вечно вы опаздываете.
Сегодня опоздали на 20 минут. Так нельзя
относиться к делу», то также необходимо
согласиться с тем, что полностью справедливо,
а на остальное не реагировать. В приведенном
примере наилучший ответ такой: «Да, я
сегодня опоздал».
Два правила, которые следует соблюдать
при любом способе ответа на любой тип
критики.
^ 1) Спокойствие. Тон голоса при ответе на критику должен
быть спокойным, доброжелательным и заинтересованным.
Ехидный, агрессивный или раздраженный
тон может все испортить.
^ 2) Считай слова. Ответ должен быть предельно кратким.
Примерно 5 слов и ни одного лишнего, иначе
только подольете масла в огонь. Не следует
говорить: «Да... но», так как «но» означает
«нет» и вызывает очередную волну критики.
И краткость нужна именно для того, чтобы
не дать критику нового повода для замечаний,
чтобы он не мог «зацепиться» за ваши же
слова.
Информация о работе Критика в деловой беседе: предпосылки, типы реакций, особенности поведения