Морально-этические проблемы коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:30, реферат

Краткое описание

Степень научной разработанности темы значительна: с высокой степенью регулярности публикуются различные работы (преимущественно экономические, юридические, социологические), посвященные проблеме коррупции, чего нельзя сказать о комплексном философском осмыслении феномена коррупции. Наиболее распространено изучение коррупции с правовой и криминологической точки зрения, однако как социальное явление коррупция стала изучаться лишь в недавнее время,
Коррупция многолика, поэтому она и является предметом исследования самых разных научных дисциплин. От аспекта рассмотрения коррупции зависит и точка зрения на ее причины и сущность, которые не могут быть выявлены во всей полноте при использовании отраслевых наук.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1.КОРРУПЦИЯ КАК ПАГУБНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 6
2. ЭТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ПРОБЛЕМЫ КОРРУПЦИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Вложенные файлы: 1 файл

1.Моральноэтические нормы и коррупция.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Профессиональная этика  госслужбы имеет свои специфические понятия.  Исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нём находит конкретное выражение долг Человека.

Следует выделить и такие  понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Вл. Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству.

Честь вместе с тем  и категория деятельная. Она проявляет  себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых  может находиться человек по отношению  к другим людям, выделяется несколько видов чести.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь.  Честь обязывает всех граждан  радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя  и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме  социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную  с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности.

Профессиональная честь  и профессиональное достоинство, взаимно  дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт».

Базируясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного служащего  представляет собой четкую систему  этических принципов и норм.

Важнейшим этическим  принципом деятельности государственного служащего является сегодня принцип законности. Цель права: унифицировать и стандартизировать поведение государственных служащих с тем, чтобы ни частая сменяемость, ни малый объём общения населения с чиновником не могли повлиять на восприятие фигуры чиновника как представителя государства.

Принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности, противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

Этический принцип гуманизма  требует от государственного служащего  уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства  личности.

С принципом гуманизма  пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

Принцип беспристрастности  и независимости должен обеспечить государственному служащему прежде всего служение интересам государства  и общества в ситуации морального выбора при выработке и реализации конкретного решения.

Принцип ответственности  подчеркивает, что любая административная власть отвечает за негативные последствия  принимаемых решений, неисполнение своих должностных обязанностей, за действия, нарушающие права и  законные интересы граждан. Государственный служащий, осознающий свою ответственность перед обществом и его гражданами, обладает гражданской совестью, профессиональной честностью, обостренным чувством долга, честью и достоинством, проявляющимися в единстве слова и дела.

Нормальная работа государственного служащего невозможна, если в основе ее не лежит принцип справедливости, реализующий себя в действенной защите прав граждан, в законном использовании властных полномочий, в удовлетворении социальных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, дискредитирует не только его, но и власть в целом, наносит ей непоправимый моральный ущерб.

Любая деятельность, особенно та, которая непосредственно направлена на человека, должна быть осенена, одухотворена высокой идеей. Поэтому профессиональная этика государственного служащего должна включать в себя принцип патриотизма. Истинный патриотизм включает в себя конструктивное отношение к достижениям других народов. Основные понятия и принципы профессиональной этики государственного служащего образуют основу этики государственной службы, обеспечивают ее целостность и эффективность. Неуклонное соблюдение государственными служащими принципов профессиональной  этики свидетельствует о нравственном "здоровье" государства.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коррупция как социальное явление представляет собой устойчивую, воспроизводимую систему заменяющих формальные отношения неформальных отношений обмена, основанных на невыполнении юридически допустимых норм. Коррупция всегда предполагает соучастие: при наличии лишь одного фактора коррупции быть не может. При этом коррупционный акт хотя и является двухсторонним, тем не менее, всегда предполагает наличие третьей стороны - общества, за счет ущемления интересов которого и реализуется указанный акт.

В связи с тем, что коррупция представляет собой систему, ее качество и размеры не определяются лишь количеством индивидов, участвующим в коррупционных интеракциях, чем и объясняется устойчивость коррупционной системы: при исключении из нее одного из факторов система не перестает функционировать, а находит и использует старые, устоявшиеся связи или устанавливает, формирует новые.

Рассмотрение коррупции  как особого отношения предопределяется необходимостью анализа деятельности индивидов, реализующих коррупционные  практики, в рамках системы. Понимание человека как представителя социальной группы, включенного в систему социальных отношений, позволяет рассматривать коррупцию во всей ее целостности.

Административная этика  как один из видов профессиональной этики представляет собой кодекс поведения, предписывающий определенный тип человеческих взаимоотношений, который представляется оптимальным с точки зрения исполнения государственными служащими их профессиональной деятельности, а также социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения этой профессии. 
Рост социальной значимости этического момента в деятельности государственных служащих современной России обусловлен многими причинами политического, экономического и социального характера.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
  2. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  4. Конвенция ООН «Против коррупции» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.).
  5. Международный кодекс поведения должностных лиц. Принят 12 декабря 1996 г. Резолюцией 51/59 на 82-м пленарном заседании 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
  6. Богуш Г.И. Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней. М., 2004.
  7. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика. М.:РАГС,2006.
  8. Левин М.И., Сатаров Г.А. Коррупция как объект историко-экономического исследования // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 8. М., 2002.
  9. Максимов М.В. Коррупция. Закон. Ответственность. Юринформ, 2008.
  10. Музалевская Е.А. Коррупция в контексте современных государственных проблем // Научные труды аспирантов и докторантов. № 40. М.: Моск. гуманитарный ун-т, 2005.
  11. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления : системный подход. Ростов-на-Дону, 2001.
  12. Реформа государственной службы Российской Федерации (2000-2003 годы). М.:ГУ-ВШЭ,2006.
  13. Сафронов А.Д. К истории коррупции в системе государственной службы // Актуальные проблемы государственно-правовой дисциплины.  М., 2000.
  14. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России: Теоретические аспекты. Екатеринбург, 2003.
  15. Социальная инновационная среда государственных реформ: диагностика, моделирование, оценка рисков: Монография / общ. Ред. Москалев И.Е., Романов В.Л. М.: Изд-во РАГС 2009.
  16. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России. – М.:РАГС,2006.
  17. Шихирев П.Н. Этические принципы ведения дел в России. М., 1999.
  18. Элизян А.Н. Организованная преступность и национальная безопасность в Российской Федерации. М., 2004.

 


Информация о работе Морально-этические проблемы коррупции