Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:35, реферат
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и
изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих
принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции,
специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической
этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных
отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического
этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде
специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально
занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут
быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование
проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса
формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики
нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых
требований к нравственному облику педагога и т.д.
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы
Костанайский Государственный Педагогический институт
РЕФЕРАТ
Тема: «Моральные основы педагогической деятельности»
Факультет дистанционного обучения
Специальность: 5В010500- дефектология
Студент: Султангазина А. А.
2014 год
5. Выполнить реферат по теме:
«Моральные основы педагогической деятельности»
Содержание:
Нормативная часть
1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.
Творческая часть
“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы
Нормативная часть.
Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
Предмет и задачи педагогической этики.
Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие
нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из
их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики
является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и
неразрывное единство с общей теорией морали.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и
изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих
принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции,
специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической
этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных
отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического
этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде
специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально
занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут
быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование
проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса
формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики
нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых
требований к нравственному облику педагога и т.д.
Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам
профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями
педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики –
в изучении состоянии нравственного сознания педагога. Для этой цели
необходимо располагать достаточно корректными и научно обоснованными
методами. Универсальные и наиболее распространённые методы исследования
общественного мнения в области педагогической этики направлены на выяснение
ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности, оценочных суждений
опрашиваемых. Этико-социологические методы позволяют изучить этическую
эрудицию учителя, ценностные ориентации, нравственную воспитанность и
характер коллективных взаимоотношений. Можно назвать в числе методов
исследования педагогической этики: метод «частотных словарей», метод
этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.
Среди задач курса педагогической этики – поднять уровень морально-
педагогической подготовки учителя и вооружить его знаниями, пользуясь
которыми, противоречия в учебно-воспитательном процессе им могут быть решены
более эффективно. Изучение педагогической этики даёт материал, необходимый
для анализа педагогического процесса как процесса нравственных отношений
между его участниками.
Зарождение и развитие педагогической этики.
Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям
вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид
общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую
деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с
возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.
Философами античного общества в своих работах высказывались некоторые
суждения по вопросам педагогической этики. Например, Демокрит говорил о
необходимости сообразовывать воспитание с природой ребёнка, об использовании
детской любознательности как основы учения, о предпочтении средств убеждения
над средствами принуждения; Платон исповедовал идею необходимости подчинения
детей воле воспитателя и постоянного контроля за ними, высокой оценки
послушания и использования методов наказания при неповиновении; Аристотель
считал воспитание делом государственной важности; но только Квинтилиан
впервые поставил вопросы педагогики на профессиональном уровне – его
рекомендации представляли собой обобщение педагогического опыта,
предостерегали педагога от использования принуждения, апеллировали к здравому
смыслу и заинтересованности ребёнка в процессе учёбы и её результатах.
В эпоху средневековья общество не интересовали вопросы педагогической этики
ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В эпоху Возрождения эти
вопросы получили своё новое развитие – в трудах Монтеня (обращать внимание на
личностные качества наставника, учитывать “душевные склонности ребёнка”, не
требовать беспрекословного принятия идей учителя учеником), Коменского
(акцент на
доброжелательном отношении
формально-показного выполнения учительских обязанностей), Локка (уделял
внимание нравственным отношениям между воспитателем и воспитанником, выступал
против принуждения и наказаний, считал значимым пример собственного поведения
учителя).
Представители французского Просвещения трактовали задачи нравственного
воспитания, формулировали требования к нравственному облику учителя и
выдвигали свои этические концепции, считая движущей силой прогресса
просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо, учитель должен быть лишён
человеческих пороков и в нравственном отношении стоять выше общества.
Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребёнке
обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировал идеи
трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие как
Дистервег, более глубоко конкретизировали требования к учителю и критиковали
изолированное от общества воспитание. В частности, Дистервег сформулировал
чёткие требования к учителю (совершенное владение предметом, любовь к
профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)
Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической морали
связан с русскими революционерами-демократами, обогатившими и углубившими
этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание вопросам
педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что воспитание
должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании и
всестороннем развитии педагога, его твёрдых и непогрешимых убеждениях,
уважении прав детей.
В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у
Сухомлинского. Им неоднократно подчёркивалось, что учение – это прежде всего
живые человеческие отношения между педагогом и детьми. Значительный вклад в
разработку теоретических и практических вопросов педагогической морали,
изучение уровня нравственного сознания учителя, поиск путей совершенствования
нравственных отношений в педагогическом коллективе был внесён такими учёными,
как Гоноболин, Кузьмина, Гришин, Согомонов, Чернокозовы и др.
Категории педагогической этики.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической
морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему
представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают
своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и
поступков людей и т.п. К педагогической деятельности применимы все основные
моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты
педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют
педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих
категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая
справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и
их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая
справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное
мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности (доброты,
принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступках
учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной деятельности и т.д.
Справедливость это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия
на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.
Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка
действия и ответная реакция на неё находятся у педагога и учащихся на разных
уровнях нравственной зрелости; в том, что определение меры объективности
зависит от педагога в большей степени; в том, что общей моральной оценке
подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец, в том,
что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не
осознаваться учениками.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий
педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о
совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к
личности учителя, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять
определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно
строить взаимоотношения с учащимися, их родителями (рассмотрение этой
проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами по работе, глубоко
осознавать свой отношение к выбранной профессии, ученическому и
педагогическому коллективу и обществу в целом. Основой профессионального
педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества
в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге
педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему
труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению
профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость
уважительного и требовательного отношения к учащимся и их родителям, умение
разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только
осознание учителем своей значимости, но и общественное признание,
общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое
осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога
выделяется отчётливо. Если учителем в своём поведении и межличностных
отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога,
то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и
достоинству. Честь учителя – общественная оценка его реальных
профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им
профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в
коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи
которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых,
влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей
морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его
определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе и
т.д.
Раздел 2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
Сущности и функции педагогической морали.
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил
и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того,
чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований
педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть
общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.
Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к
учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям
и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним
из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований
педагогической морали является выражением профессионального долга учителя,
его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и
Информация о работе Моральные основы педагогической деятельности