Моральные основы педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:35, реферат

Краткое описание

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и
изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих
принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции,
специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической
этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных
отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического
этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде
специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально
занимающихся обучением и воспитанием.
Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут
быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых исследование
проблем методологического характера, выяснение структуры и изучения процесса
формирования нравственных потребностей учителя, разработка специфики
нравственных аспектов педагогического труда, выявление предъявляемых
требований к нравственному облику педагога и т.д.

Содержание

Нормативная часть

1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.

Творческая часть

“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”
1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках
педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов
с родителями учащихся
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

5 реферат Моральные основы.docx

— 45.47 Кб (Скачать файл)

перед своим призванием.

Общая норма педагогической морали является широким и содержательным

требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и представляет наиболее

широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их

родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная

нравственно-педагогическая норма обобщает более узкий круг отношений и фактов

поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования,

заключённого в той или иной общей форме.

Нравственное сознание педагога.

Нравственным сознанием называется осознание норм своего поведения, характера

взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что

закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Общественное

сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали

как общественного явления; в индивидуальном нравственном сознании отражается

ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.

Нравственные взгляды учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним

из элементов нравственного сознания учителя является осознание им

нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих

ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов

учителя является знание принципов, требований и норм морали и их

специфического отражения в педагогической деятельности.

Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные

знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе

отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их

родителям.  Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и

принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в

действительности – он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения,

являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по

целенаправленному формированию личности воспитанника.

Этические знания и нравственные  взгляды становятся убеждениями личности в

процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой

деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает

убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью,

принципиальностью и требовательностью к себе.

В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя

рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности,

характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по

отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного

процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и

как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя

можно условно разделить на несколько групп в соответствии с отражаемым

объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии,

выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность,

гордость, честь и др. определяют отношение учителя к себе как представителю

педагогической профессии; наконец, особую группу составляют чувства,

отражающие отношение к участникам педагогического процесса.

Нравственные отношения педагога.

В основе нравственных отношений лежат зависимости между предписаниями

долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, между

личностными и общественными интересами. Нравственные отношения регулируются

моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими

общественное или групповое признание и усвоенные  личностью в процессе её

коллективной деятельности.

Особенность нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-

регулятивный и непосредственно-оценочный характер, то есть в них всё основано

на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.

В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения

имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода

общественной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов,

общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом

нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи

основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое

широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д.

Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений между

воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой

личности, формированию человека, обладающего чувством собственного

достоинства. Важнейшее условие положительного воздействия педагога на

воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В

системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль

играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны

строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем

положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого

воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей

микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Нравственная деятельность педагога.

Нравственная деятельность педагога, как и любая духовная деятельность,

обладает относительной самостоятельностью, тесно связана с другими видами

деятельности и может реализовываться в различных предметных формах:

нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное

самовоспитание.

В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их

ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки,

раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру

ответственности личности за своё поведение и т.д.

Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только

формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных

установок.

Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.

Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя

особый элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное

творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими

являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу,

педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия

её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с

нравственно-педагогической нормой.

Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в

деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это

нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий

поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более

лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда

творчество и поиск.

В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно

назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение

заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и

самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства,

внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Раздел 3. Нравственное воспитание педагога.

Нравственное самовоспитание педагога. Кодекс профессиональной этики педагога.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть

общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической

практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и

моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное

самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются.

Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их

корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая

совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных

требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и

регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической

деятельности. Одной из основ кодекса профессиональной этики учителя является

установление основных требований, которые определяют отношение учителя к

самому себе, к педагогическому труду, к ученическому и педагогическому

коллективам и т.д.

Творческая часть

“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

Далее в реферате я постараюсь раскрыть требования кодекса профессиональной

этики по отношению к родителям учащихся с целью установления плодотворного

педагогического сотрудничества с ними.

1. Необходимость  сотрудничества педагога и родителей  учащихся в рамках

педагогического процесса

Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это

организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло

его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского

влияния. В систему отношений “учитель – родители учащихся” учитель

вовлекается объективной необходимостью и самими условиями осуществления

педагогического процесса. Эта система отношений способна функционировать и

без непосредственного контакта её частников, потому что их связывает учащийся

как объект взаимного влияния. Отношения “учитель – родители учащихся” являют

собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие

на нравственную жизнь учащихся.

Осуществление ведущей роли учителя в сотрудничестве с родителями учащихся

представляет значительную трудность. Морально-педагогический фактор в

формировании этих отношений играет важную роль.

Ещё одно важное обстоятельство, которое должно приниматься во внимание при

изучении нравственных отношений школы и семьи: школа или развивает

нравственные качества ребёнка, заложенные в семье, или вынуждена его

перевоспитывать. В обоих случаях педагог должен знать семейную нравственную

ситуацию, а родители – знать нравственно-педагогические требования учителя.

2. Причины  противоречий между учителем  и родителями учащихся

Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в

сотрудничестве с родителями учащихся, по той причине, что учитель не

располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также

потому, что ему приходится налаживать целесообразные контакты с любыми

родителями. Среди других причин могут быть названы разобщённость между

учителем и родителями учащихся или их недоброжелательные отношения.

Разобщённость возникает вследствие отсутствия контактов, неопределённости

представления учителя о родителях ученика и тех, в свою очередь, об учителе.

Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным

причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей,

которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к

ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Постараюсь

конкретизировать эти аспекты ниже.

Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в

самой общей форме без учёта возможностей и обстановки, в силу их

невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С

другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом

статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него.

Различие типов отношений к ребёнку вытекает из различия институтов школы и

семьи – они представляют собой разные социально-психологические группы с

многообразными функциями и отношениями. Представители различных групп

начинают взаимодействовать между собой, сохраняя в отношении ученика

установившиеся и привычные (для своей группы) связи и стереотипы. Эти

противоречия усиливаются в том случае, когда учитель – формалист и

рассматривает свою деятельность как службу, устанавливая с учащимися лишь

деловые отношения. Родители и близкие же проявляют человеческий подход к

ребёнку, внимание и забота о нём – это нравственная потребность. Родители

учащихся не могут соглашаться с сухим отношением учителя к ученику, учителю

же эти претензии и переживания родителей покажутся чрезмерными. Из-за разной

природы подхода к учащимся может возникнуть недовольство сторон, если учитель

не сумеет понять и учесть в своей деятельности переживания и опасения

родителей за судьбу своего ребёнка. Иному учителю бывает сложно встать на

место родителей и осознать, что приглашение в школу может вызвать в семье

целый переполох, волнение родителей и т.д. Иногда противоречия подобного рода

возникают из-за различной информированности о ребёнке: родителям более

известна жизнь их ребёнка вне школы, учителю же более известна школьная

успеваемость, поведение на уроках и в школе вообще.

Разный уровень педагогической подготовки родителей и учителя также может

вызывать противоречия. Разный уровень компетентности в понимании целей, задач

Информация о работе Моральные основы педагогической деятельности