Нравственность и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 22:57, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе поднимается, безусловно, актуальный вопрос о соотношении нравственности и религии.

Нравственность (в зависимости от трактовки может принимать значение синонима морали, этики) — совокупность норм, определяющих поведение человека.
Религия — форма миропонимания, основанная на вере в сверхъестественное, содержащая в себе нравственные и поведенческие нормы.

Содержание

Введение................................................................................................................3

Глава 1. Проблема соотношения морали и религии.....................................5

Глава 2. Мораль и религия в европейском средневековье.........................11

Глава 3. Сёрен Кьеркегор. «Страх и трепет»................................................21

Заключение..........................................................................................................27

Список литературы...........................................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

Эстетик, в отличие  от обывателя, понимает, что у него есть выбор, и благодаря этому  он выбирает свой собственный путь, отличный от того, которым следуют «все». Движимый в основном принципом наслаждения, эстетик с помощью различных удовольствий(чувственных, интеллектуальных, духовных и т. д.) пытается убежать от груза личностного самоопределения, реализации своего «я», которые даны человеку в качестве цели Богом. В глубине беззаботного существования эстетика по сути скрывается его ничтожность: «Сам по себе ты - ничто, ты существуешь лишь по отношению к другим, являешься тем, чем тебе нужно быть в этих отношениях». (10, 205)

 

Основная, отличительная черта человеческого существования в общем и этического способа существования в частности — это способность выбора. В акте этического выбора присутствует реальная, причем взаимоисключающая, альтернатива, так же, после совершения этического выбора человек получает возможность разграничения добра и зла.  Этик становится свободной личностью, у него развиты чувство долга, ответственность, сознательность. Совершая этический выбор, человек познает самого себя. При этом этик полностью сосредоточен только на своей действительности. На этической стадии эстетическая сторона не исчезает, но начинает подчиняться этическому.

 

 

В отличие от этика, верующий человек имеет бесконечный интерес  к действительности не своей, но другого  человека, и именно в ней заключается предмет его веры. Постоянно определяя себя по отношению к Богу, такой человек находится в состоянии постоянного, абсолютного выбора, которое можно описать при помощи таких категорий, существующих в рамках религии, как «вера», «страх» и «трепет». Религиозный человек осознает свое несовершенство, осознает то, что нуждается в Боге, ревностно верит в него и проявляет любовь к нему.

 

Говоря о, безусловно, религиозном мировоззрении Кьеркегора, можно вычленить следующие его  детали: 
 
1) Вера -  парадоксальная ситуация, когда индивид, будучи изначально подчиненным всеобщему, переступает через него, таким образом становясь единичным через всеобщее, попадая в абсолютное отношение к абсолюту.

 

«С одной  стороны, вера является выражением высшего  эгоизма (это ужасное, совершаемое им, он делает ради самого себя), с другой же Стороны, она является выражением наиболее абсолютной преданности (когда это делается ради Бога). Вера никак не может быть опосредована и введена внутрь всеобщего, поскольку в этом случае она оказалась бы снятой. Вера есть такой парадокс, и единичный индивид вообще не способен сделать себя понятным для кого-либо другого.»(9)

 

  1. Долг — в случае с Авраамом, это выражение для обозначения Божьей воли

 

  1. Этическое — в случае с Авраамом как рыцарем веры, этическое является не долгом, но искушением, которое призвано отвратить Авраама от исполнения своего долга.

 

Остановимся поподробнее на вопросе об этическом  у Кьеркегора. Рассматривая религиозную  форму бытия как совершенную, и ставя в пример Авраама, Кьеркегор  заявляет, что рыцарь веры, будучи единичным индивидом, перешагивает через этическое, поскольку имеет веру. Перекликаясь с понятием долга перед Богом, который является абсолютным, этическое оказывается сведенным к относительному. «Отсюда, однако же, не следует, будто этическое должно быть уничтожено, просто оно получает теперь совершенно новое выражение, парадоксальное выражение, так что, например, любовь к Богу может побудить рыцаря веры придать своей любви к ближнему выражение, совершенно противоположное тому, чего с этической точки зрения требует от него долг.»(9)

 

Так, в случае с Авраамом, его отношение к  Исааку в рамках этики таково: он ненавидит Исаака. Однако же, если бы он действительно его ненавидел, то Бог бы не мог потребовать его  в качестве жертвы. Авраам любит своего сына настолько сильно, насколько отец может любить свое дитя, и эта любовь, попадая в парадоксальную противоположность с любовью Авраама к Богу, и позволяет ему принести Исаака в жертву.

«Но в этом и состоят нужда и страх в парадоксе, что он, говоря по-человечески, никоим образом не может сделать так, чтобы его поняли. Только в то мгновение, когда его поступок стоит в абсолютном противоречии с его чувствами, только тогда он предлагает Исаака как жертву, однако реальность его деяния есть то, благодаря чему оно принадлежит всеобщему, — а там он был и остается убийцей. »(9)

 

Говоря об Аврааме, Кьеркегор рассматривает 3 стадии существования, применяя их к  истории Авраама, приводя примеры  того, как бы повел себя герой  в зависимости от принадлежности к этим стадиям:

 

 

Эстетический Авраам, которым бы руководили чувства, мог  бы молить Бога о пощаде для Исаака, а так же для него и для Сары, которая бы не перенесла смерть сына.

 

Этический Авраам, имеющий  по отношению к сыну определенное чувство долга и несущий за него ответственность, мог бы убить себя, таким образом прославив на весь мир себя, как носителя настоящей, отеческой любви.

 

Но и в случае с  Авраамом-этиком, и с эстетическим Авраамом, мы имеем всего лишь человека, движимого разумом или чувствами.

 

Но библейский Авраам поступает иначе. Уходя, он оставляет  свой разум и чувства, беря с собой  только веру, и все сбывается согласно его вере. Кьеркегор акцентирует  внимание на том, что вера Авраама  существует в настоящей жизни, и  относится только к настоящему времени, не к прошлому, и не к будущему, а потому является настоящей верой. Автор противопоставляет эту веру вере современного ему христианства, критикуя ее поверхностность, ориентацию на покой и блаженства, использование ее, как инструмент добычи счастья. Этой извращенной вере он противопоставляет веру Авраама, вера которого не спасает, но делает его жизнь отличающейся, единичной, благодаря ей он по-настоящему верит, по-настоящему страдает и живет.

 

В плане соотношения  морали и религии для Кьеркегора вера первична, Бог — источник всего нравственного, а секулярная этика с ее понятиями и категориями — просто следствие веры. И хотя его моральные нормы не отличаются от общехристианских, различие находится в способе достижения высшей нравственности. По Кьеркегору только согрешивший, спасшийся через веру и раскаявшийся перед Богом человек, осознавший таким образом свою греховность, может через веру познать и стать нравственной личностью. Однако же, как и в случае с Авраамом, чья вера стоит выше морали и перешагивает через этические нормы, так и сама вера находится выше морали, как единичное выше всеобщего.

 

 


 

Подводя итоги, можно сказать, что религиозная  этика Кьеркегора, хотя и имеет  много общего с классическими  лютеранскими идеями, все же отличается от христианской, описанной в предыдущей главе. Вместо стремления убедить человека совершать добрые дела, культивировать в себе добро с ориентацией на спасение, Кьеркегор заявляет, что только через грех человек может познать мораль, только согрешив и спасшись от греха через веру, человек осознает, что именно она, а не различные абстрактные понятия(справедливость, долг) являются источником морали.

 

Ставя на первое место иррациональное, чистое  человеческое существование, вместо рационализма, для  Кьеркегора мораль являлась лишь ступенькой на пути к высочайшей вершине — вере. Верующий человек как человек достигший вершины развития личности, исполняя свой долг перед Богом, мог перешагнуть через этическое, отказавшись от опосредованного диалога с Богом через нравственный закон.

 

Заключение.

 

 

 

Подводя итоги, хотелось бы отметить основные выводы работы. Так, мораль сама по себе может существовать вне религии, однако нельзя недооценивать  вклад религии, и конкретно христианства, в дело развития морали. Так же, мораль и религия порой, что случается достаточно часто, противоречить и взаимоисключать друг друга.

 

В целом же, вопрос о  соотношении морали и религии  сложен, его нельзя рассматривать  в отрыве от конкретной эпохи, поскольку  сама жизнь людей, их отношение к  религии и окружающий мир, в котором они жили, накладывает огромный отпечаток на восприятие религиозного и нравственные ценности, а так же на доступность моральных постулатов для человека.

 

 

Положение морали по отношению  к религии постоянно меняется, начиная от полной подчиненности морали церкви и ее идеям в средние века, до относительной независимости одного от другого в наши дни. Разительно отличающееся от современного, сознание средневекового человека, воспринимающее мир через призму теоцентризма, принимало только одну мораль — христианскую, наполняя ее многочисленными противоречиями, исходящими из столкновения религиозных идей и средневековой повседневности.

 

 

Актуальность таких  работ, как «Подражание Христу»  Фомы Кемпийского отражает потребности  средневекового человека в нравственном идеале, модели поведения, которой стоит следовать, его обеспокоенность моральным наполнением своей жизни, которая была тесно связана с христианством, его озабоченность вопросами посмертного воздаяния и спасения.

 

 

Говоря о работе Сёрена Кьеркегора «Страх и трепет», можно отметить борьбу автора с рационализмом, желание вывести на первый план иррациональное и уникальное человеческое существование, стержнем которого должна стать вера, которая является парадоксальной и требует от человека готовности отречься от всеобщего, стать единичным индивидом, верящим силой абсурда. Обретенная через грех и раскаяние, эта вера выше всего этического и эстетического в жизни, именно она -  источник морали и путь к вершине человеческого существования.

 

 

В общем и целом  же религиозная мораль, в отличие  от секулярной, имеет своим началом  и источником религиозное учение, в рамках которого и по пути с  которым она развивается. Ее основные понятия заключены в священных  писаниях, религиозная мораль опирается на неизменные догматы, благодаря которым становится менее подверженной изменениям, а так же имеет статус «богоданной», чем утверждается ее исключительность и сила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1)Краснухина Е.К. «Религиозная мораль и секулярная нравственность» // http://anthropology.ru/ru/texts/krasnuhina/secular_11.html 22.03.2013

 

2)Апресян Р.Г. «Мораль и религия» // http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/seminar/16_10_2012/Apressyan_prosp.pdf 22.03.2013

 

  1. Гусейнов А.А. «Возможна ли мораль (нравственность), независимая от религии?» // http://iph.ras.ru/uplfile/ethics/RC/ed/f/1.html 22.03.2013

 

  1. Попов Л.А. «Мораль и религия: взаимодействие в современных условиях» http://ecsocman.hse.ru/data/816/310/1218/016pOPOW.pdf 22.03.2013

 

5) Бахтин М.М.  «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса» http://philosophy.ru/library/bahtin/rable.html 23.03.2013

 

6) Гусейнов А.А. «Мораль и разум» http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000054/index.shtml 23.02.2013

 

7) Г.Г. Майоров  «Этика в средние века» М. 1986

 

8) История  этических учений: Учебник / Под  ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003

 

  1. Кьеркегор С. Страх и трепет http://kyberpsychology.ucoz.ru/kierkegaard_strach_i_trepet.pdf

 

10) Кьеркегор С. Гармоническое  развитие в человеческой личности эстетических и этических начал // С. Кьеркегор. Наслаждение и долг. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

 

11) Левичева Е.Н Религиозная  антропология Сёрена Кьеркегора http://hpsy.ru/public/x2311.htm

12) Иррационалистический характер философии. Философия Серена Кьеркегора http://www.aumworld.ru/articles/cerenk.html

 

13) Иван Мин. Новый завет: куда идут религии XXI века http://theoryandpractice.ru/posts/6408-novyy-zavet-kuda-idut-religii-xxi-veka

 

14) Абеляр П. Этика  или познай самого себя. // М. 1995

 

15) История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова Гардарики. 2003

 

16) Фома Кемпийский. О  подражании Христу http://www.spsl.nsc.ru/~m1-way/fkn1.htm

 

 


Информация о работе Нравственность и религия