Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:01, реферат
Актуальность данной темы обусловлена тем, что человеку, вступающему на стезю уголовно-процессуальной деятельности, прежде чем осознать этапы предварительного следствия, как никому другому, очень важно не забывать о вежливости, тактичности и доброжелательности. Магическая сила, заложенная в этой триаде, без ключа способна открыть замок любой человеческой души, является первоочередной предпосылкой успеха в любом деле, в каждой сфере отношений. В тактической вооружённости следователя, дознавателя и оперативного сотрудника она занимает базовое положение наряду с вечной мудростью постулата: «Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы они поступали в отношении тебя, окажись ты на их месте».
Введение
1. Понятие нравственности в деятельности следователя
2. Общие нравственные требования к деятельности следователя
3.Тактические приёмы следователя
4.Проблемы, связанные с нравственностью следователя
Заключение
Список литературы
Даже самые идеальные отношения, установившиеся в кругу участников процесса, ещё не гарантируют получения ожидаемых результатов. В том случае, когда они не переведены в деловое русло, а сведены к ничего незначащему диалогу, пустопорожней болтовне, богатый потенциал психологического контакта останется невостребованным и нереализованным. Однако хотя психологический контакт не является способом непосредственного воздействия на объект (ситуацию, поведение других людей и т.д.), его практическая значимость для оптимизации нравственных взаимоотношений очень велика
Одно из условий установления психологического контакта – предварительное изучение личности участников уголовного процесса, образа жизни, особенностей профессиональной деятельности, черт характера, отношения к другим людям, материальным и духовным ценностям, правоохранительным органам. Эта задача решается в стадии подготовки следственного действия на основе получения сведений в процессе общения с другими людьми, изучения собранных материалов, использования метода включённого наблюдения.Этот процесс продолжается также в ходе взаимодействия с участником следственного действия при его проведении. Интересующая информация может быть получена и использована в ходе обсуждения биографических данных участника процесса, разговора с ним на отвлечённые темы, интерпретации его речевых и неречевых форм поведения, спонтанных реакций, выдающих подлинные мысли.Установлению и поддержанию психологического контакта способствует проявление следователем: эмоциональной устойчивости, душевного равновесия, самообладания, умения логически мыслить, говорить и писать грамотно, сдержанно, понятно, выразительно и тактично.
Искусство владения собой также влияет на установление межличностного контакта. Оно, в частности, предполагает умение следователя смотреть на себя как бы со стороны, видеть себя глазами окружающих людей, оценивать себя объективными строгими критериями, корректировать в нужном направлении свои действия, держать под контролем тон, громкость, содержание своей речи, её словесное оформление, артикуляцию, мимику.
Сигнал к тому, что следователю необходимо взять себя в руки, оказать воздействие на своё психическое состояние, проявляемые эмоции, скорректировать своё поведение, дают не только самоконтроль, результаты внутреннего диалога, но и реакции окружающих. Важно замечать всё: и то, какими выражениями глаз, какими жестами, словами, действиями окружающие воспринимают сказанное и сделанное следователем, и то, как это сказывается на ходе и результатах проводимого действия.
В ходе производства по уголовному делу, используя вышеназванные правила установления психологического контакта, следователь вправе применять и методы, направленные на активизацию и проявление инициативы участников предварительного следствия, а в ряде случаев на погашение их противоборства. Так, А.Р. Ратинов предлагает группу методов, используемых в типичных ситуациях, которые при умелом их применении находятся на грани нравственной допустимости.8
1. Формирование у
2. Формирование у лица
3. Формирование у лица целей,
которые, в определённой степени
совпадая с целями следствия,
побуждают к компромиссным
4. Формирование у лица целей,
попытка достижения которых
5. Побуждение лица к желательному для следователя образу действий (например, следователь как бы сознательно «попадается» на определенные уловки обвиняемого, в результате чего последний на некоторое время закрепляет удавшийся образ действия, а следователь в решающий момент использует это). Данный приём при правильном его применении без элементов провокации может быть признан допустимым.
6. Формирование у лица
7. Формирование у
8. Формирование у обвиняемого
или подозреваемого ошибочного
представления о
9. Формирование у
Последние три метода могут быть признаны допустимыми при условии, что их применение не превращается в провокацию.
Таким образом, можно сделать вывод , что стремление найти более совершенные морально – этические и гуманные формы предварительного расследования неизбежно заставляет обращаться к нравственным критериям для реализации тех или иных процессуальных действий.
4.Проблемы, связанные с нравственностью следователя
Профессиональная деформация – явление, объективно сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он повседневно не работает над собой. В отличие от других профессий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его коллег и не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности сотрудника правоохранительных органов такое явление имеет более тяжкие последствия. Здесь ошибки одного персонифицируются в общественном сознании как недостатки всех сотрудников, порождая соответствующий стереотип — «там все такие». В современных рыночных условиях в обществе имеется множество различных отрицательных явлений и в экономике, и в политической сфере, и в правоохранительной деятельности они порождают те негативные явления, которые видны невооруженным взглядом. Профессионально-нравственные качества юристов критикуются многими слоями общества, так как для этого есть определенные основания.Среди причин негативного отношения граждан к сотрудникам правопорядка эксперты выделяют: равнодушие, низкая культура сотрудников; отсутствие профессионализма, некомпетентность; использование служебного положения в личных, корыстных целях, поборы, взяточничество, коррумпированность; применение насильственных действий, необоснованное задержание. Эти негативные проявления у некоторой части сотрудников и составляют такое явление как профессионально-нравственная деформация сотрудников правоохранительных органов.
Профессиональная деформация в своем развитии проходит три основных уровня: начальный, средний и глубинный, по разному влияющие на эффективность служебной деятельности. Начальный уровень характеризуется незначительными, извне малозаметными, изменениями в личности. Сотрудник познает и овладевает профессиональной деятельностью, формируя собственный стиль ее выполнения, но еще не попадает в фатальную зависимость от службы.
На этом уровне профессиональная деформация, как правило, не оказывает заметного отрицательного влияния на эффективность служебной деятельности, а даже содействует решению конкретных оперативно-служебных задач. Это достигается за счет психологической защиты, которая состоит в снижении остроты восприятия отрицательных, психотравмирующих факторов деятельности, их осознании и оценки как неминуемых, будничных, обычных. Такое упрощение уменьшает психическое напряжение до уровня, мобилизующего личность, оптимизирует эмоциональное самочувствие, делает минимально достаточными психологические затраты на выполнение деятельности.
Средний уровень деформации характеризуется существенными количественно-качественными изменениями. Наблюдается постепенная гипертрофия, или заострение, чрезмерная выраженность профессионально важных качеств, дальнейшая их трансформация в свою противоположность. Так, присущая следователю внимательность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, самообладание, спокойствие - в равнодушие, требовательность - в придирчивость, усердие - в педантизм и т.п. Теряется убежденность в законопослушности граждан, возможности эффективной борьбы с правонарушениями, в необходимости проявлять в своей работе такие чувства, как сопереживание, понимание, желание и готовность оказать помощь. По отношению к людям, и, прежде всего, к объектам своей служебной деятельности формируется предвзятое отношение, состоящее в том, что в человеке отыскивается и принимается во внимание, прежде всего, то, что подтверждает профессиональные стереотипы («любой гражданин - потенциальный правонарушитель», «докажи, что ты невиновный», «преступник, а тем, более рецидивист не подлежит исправлению» и т.п.) и откидывается как случайное и неважное все другое. Стиль служебного общения переносится на внеслужебное поведение. Работник все больше воспринимает и оценивает окружающую среду с позиции пользы для службы, интересуется только тем, что можно непосредственно использовать в работе. Постепенно, но неуклонно ограничивается круг внеслужебного общения, теряется ощущение общности с разными слоями населения. Наконец служебная деятельность оказывается самодовлеющей, единственно важной и желательной сферой активности личности. Наблюдается желание под разными поводами подольше находиться на службе при отсутствии в этом объективной необходимости, стойкое любопытство к служебным делам при нахождении вне службы (во внерабочее время, выходные, отпуск)Завершается формирование достаточного профессионального опыта.
На глубинном уровне деформационные
изменения поражают всю личность, которая
попадает в полную зависимость от профессиональной сферы. Сотрудник начинает оценивать
себя как непревзойденного профессионала,
снисходительно и пренебрежительно относиться
к мыслям, которые не совпадают с его собственной
позицией ("что они в этом понимают,
по сравнению со мной они дилетанты"),
болезненно реагирует на критику и контроль
за своей деятельностью, жестко ориентируется
на личный опыт, включая презумпцию собственной
непогрешимости ("я всегда действую
правильно, так как все знаю»). Могут актуализироваться
социально нежелательные черты характера:
жестокость, мстительность, грубость,
вседозволенность, цинизм; возникают и
становятся доминирующими определенные
психические состояния - разочарование,скука,
При этом деформация происходит в тех элементах, которые составляют структуру профессиональной морали (нравственная деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание). С этой точки зрения основными причинами профессионально-нравственной деформации, как правило, становятся низкая профессиональная культура, деформирование чувств, потребностей, мотивов, т. е. как объективные, так и субъективные факторы
К объективным факторам относят:
1. негативные явления в жизни общества (коррупция, безответственность, халатность, невежество, нигилизм и бездушие);
2. противоречия, трудности и недостатки
в деятельности правоохранительных органов
(специфичность профессиональной деятельности, тяжелые физические
и психические нагрузки, участие сотрудников
в конфликтных регионах в деятельности
по наведению конституционного порядка,
которое таит в себе опасность для здоровья
и жизни сотрудников; преимущественные
контакты с преступной средой, негативное,
порой тлетворное влияние криминала; недостатки
в организации и управлении всей системы
правоохранительных органов (суд, прокуратура,
ОВД, адвокатура и т. д.);
3. отрицательное
влияние коллег по работе, допускающих
злоупотребления, формализм, равнодушие
к людям, халатность при выполнении своих
обязанностей;