Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить выразительные особенности аппликации, как средства обучения художественным умениям дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
выявить виды и выразительные особенности обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
проанализировать программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста;
разработать методические занятия по теме исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
1Теоретические подходы к изучению темы………………………....5
2Выразительные особенности обучения художественным
умениям дошкольников средствами аппликации……………………12
2.1 Материалы и оборудование для аппликации…………………26
2.2 Виды аппликации………………………………………………….28
3Сравнительный анализ программ по обучению
художественным умениям средствами аппликации………………..35
4 Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста………….42
Заключение……………………………………………………………….51
Библиографический список…………………………………………….53
Приложение 1 Фотография «Танец с цветами»..……………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аппликация.docx

— 554.64 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов, которые должны быть заранее подготовлены.

В аппликации употребляются самые различные материалы: кожа и войлок, сукно и береста, мех и ткань, соломка и бумага.

 

 

 

 

2.2  Виды аппликации

Овладению процессом аппликации помогает вырезывание без наклеивания (дети режут бумагу, изготовляя для  игры билеты, флажки и т. п., учатся пользоваться ножницами). В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное)[5].Дошкольники могут вырезывать формы по частям или в виде силуэта. Составление предмета из отдельных частей для них легче, как и всякое конструктивное изображение в рисовании или лепке. Силуэтное вырезывание сложнее для детей, так как им все время необходимо сопоставлять общие контуры предмета с пропорциями отдельных его частей. Поэтому вырезывание сложных форм предусматривается программой только в подготовительной группе. Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.

Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным  образом в конструировании, при  изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.

Различают следующие виды аппликации в детском саду:

  1. По содержанию:
  • предметная;
  • сюжетная;
  • декоративная.
  1. По количеству используемых цветов:
    • силуэтная (монохромная);
    • цветная (полихромная).
  1. По форме:
    • геометрическая;
    • не геометрическая.
  1. По способу изготовления деталей:
    • резанная;
    • рваная.
  1. По количеству деталей:
    • целая силуэтная;
    • раздробленная на части;
    • мозаика.
  1. По способу крепления деталей:
    • однослойная;
    • многослойная.

Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со специфическими особенностями  деятельности, которые заключаются  в целенаправленном применении изобразительных  и технических умений по вырезанию, раскладыванию и наклеиванию  изображений в соответствии с  условиями задания. Это по-новому выявляет и активизирует опыт ребенка  в области аппликации, стимулирует  и развивает его самостоятельность и творчество.

Предметная аппликация

В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.

Для аппликации воспитатель  отбирает такие предметы, которые отличаютсяотчетливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциональными отношениями, локальной окраской.

В зависимости от этих особенностей используются различные приемы вырезания. Так, предметы простой формы шар, мяч, кубик, флажок вырезают на глаз из заготовки, близкой к очертаниям предмета, тогда как сложная форма составляется из отдельных частей.

Например, неваляшку вырезают из четырех квадратов разной величины путем закругления углов. Затем  отдельные детали наклеивают в следующем порядке: сначала к большому кругу прикрепляют меньший (голова), затем по бокам наклеивают маленькие кружочки (руки).

Прием симметричного вырезания применяется для передачи зеркального соответствия боковых сторон:

  • бабочка
  • стрекоза
  • тюльпан
  • снегурочка
  • ракета

или равномерного чередования  повторяющихся частей от центра:

  • ромашка
  • снежинка

Сложные криволинейные контуры  предметов асимметричного строения изображают на глаз безотрывным движением ножниц по мысленно представляемому контуру:

  • птицы
  • животные
  • рыбы 

 

 

 

Сюжетно-тематическая аппликация.

Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом:

  • «Цыпленок клюет зерна»
  • «Колобок отдыхает на пеньке»
  • «Рыбки плавают в аквариуме»
  • «Грачи вьют гнезда на дереве»

При этом перед ребенком ставятся следующие задачи:

1. Вырезать предметы, показать  их различие по величине при сопоставлении друг с другом, например, высокое дерево и маленькие грачи или рыбки большие и маленькие.

2. Выделить основные предметы, главных действующих лиц, связать  их с местом действия, обстановкой, например, рыбки плавают в аквариуме или цветы растут на лугу. Главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов.

3. Передать характерные  особенности персонажей и их  действия через жесты, позу, одежду, окраску. Например, колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу.

4. Расположить предметы  на плоскости основы: на одной  линии в ряд по горизонтали  и вертикали, указывая высоту предметов, например, улица нашего города или веселый хоровод.

5. Создать двух-плановые композиции — ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления, например, лодки в море или цветущий луг с полосой леса вдали.

6. Подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемым объектам и явлениям, например, золотая осень или зимой в лесу, или уборка урожая.

В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем  знаний, умений и навыков, от которых  зависит творческая вариативность  содержания сюжетно-тематических аппликаций.

Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для  отражения в аппликациях различных  сюжетов. При планировании занятий  с детьми разного возраста воспитательгруппирует  задания по темам. Они могут отражать:

  1. Явления природы:
  • листопад,
  • снегопад,
  • ледоход,
  • цветение сада, луга,
  • жизнь животных, птиц, насекомых, рыб.
  1. Общественную жизнь страны:
      • праздники,
      • труд людей,
      • героические подвиги и т. д.
  1. Трудовую деятельность самих детей:
  • дежурство по группе,
  • работа на участке детского сада,
  • уход за растениями, животными и т. д.
  1. Игры и развлечения.

Задания могут иметь и иллюстративную тематику: по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов и т. д.

Выбор темы, конкретизация ее содержания определяют композиционный строй аппликации, ее колорит, доступные детям приемы работы и т. д.

Сюжеты аппликации могут  трактоваться по-разному в зависимости  от возраста детей. Например, по-разному  дети отображают тему «Осень».

  • В младшей группе они наклеивают разноцветные листья, «складывают» яблоки в корзину.
  • В средней группе усложнение идет за счет увеличения количества наклеиваемых предметов, их сочетания по величине, окраске: «Осенний парк», «Осенние цветы на участке».
  • Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей».
  • В подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т. д.

Декоративная аппликация

Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения:

  • геометрические формы
  • растительные формы
  • обобщенные фигуры птиц
  • обобщенные фигуры животных
  • обобщенные фигуры человека

по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится:

  • стилизовать
  • декоративно преобразовывать реальные предметы
  • обобщать их строение
  • наделять образцы новыми качествами

В орнаменте окружающий мир  отражается с особой яркостью, красочностью. Художник-орнаменталист стремится  передать в узорах основные черты, общее  сходство с реальным предметом. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются.

Простота и лаконичность образов, яркость и красочность  цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов украшения, их различные  комбинации позволяют упростить  и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства: в росписях, в вышивке, в резьбе.

Ознакомление детей с  народными орнаментами, со способами  украшения поверхности узорами разной степени сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с композицией ленточной и центрально-лучевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Сравнительный анализ программ по обучению художественным умениям средствами лепки

Происходящие в последние  годы социально - экономические изменения  повлияли на развитие и совершенствование  системы образования. В дошкольном образовании четко прослеживается тенденция внедрения вариативных  программ в практическую деятельность дошкольных учреждений. И хотя большинство  наиболее известных и распространенных программ являются комплексными, тем  не менее, мы можем отметить, что  задачи и условия обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации в них представлены не равноценно.

«Концепция дошкольного  воспитания» (1989 г.) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации и деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства).

Информация о работе Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации