Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – выявить выразительные особенности аппликации, как средства обучения художественным умениям дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
выявить виды и выразительные особенности обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации;
проанализировать программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста;
разработать методические занятия по теме исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Основная часть
1Теоретические подходы к изучению темы………………………....5
2Выразительные особенности обучения художественным
умениям дошкольников средствами аппликации……………………12
2.1 Материалы и оборудование для аппликации…………………26
2.2 Виды аппликации………………………………………………….28
3Сравнительный анализ программ по обучению
художественным умениям средствами аппликации………………..35
4 Занятия по аппликации с детьми дошкольного возраста………….42
Заключение……………………………………………………………….51
Библиографический список…………………………………………….53
Приложение 1 Фотография «Танец с цветами»..……………………..55

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая аппликация.docx

— 554.64 Кб (Скачать файл)

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Целевые прогулки к цветникам детского сада.
  • Беседы о луговых цветах.
  • Разучивание стихотворений, чтение рассказов, отгадывание загадок о цветах.
  • Разучивание «Танца цветов»
  • Рассматривание фотографий, открыток, репродукций картин, календарей с изображением цветов.
  • Дидактические игры: «Садовник» (с целью закрепления знания названий цветов), «Когда что цветет», «Что где растет», «Цветовой домик» (с целью развития и восприятия цвета и получения гармоничных цветосочетаний)

 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Большой букет полевых цветов (искусственных)
  • Иллюстрации с изображением цветов (колокольчик, незабудка, фиалка, василек, ромашка, ландыш, мак, гвоздика, тюльпан, одуванчик, мать-и-мачеха и т.д.).
  • Схемы с последовательностью изготовления цветов
  • Бумага зеленого цвета, формат А4, бумажные формы – цветные большие круги белого цвета и синего, красного цвета с зубчиками по краям, зеленые прямоугольники, разноцветные маленькие квадраты.
  • Ножницы, кисти для клея, подставки для кисточек, бумажные салфетки, клей, розетки для клея, клеёнки, коробочки для обрезок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент: дети стоят на ковре. Воспитатель обращает внимание детей на большой красивый букет полевых цветов (искусственных).

- Посмотрите, какой у меня  большой красивый букет. Вам  нравится?

- Как вы думаете, где  растут эти цветы? (ответы детей)

- Если цветы растут  в поле какие они?

- Полевые.

(в саду – садовые,  в лесу – лесные, на лугу  – луговые).

- Как хорошо летом на  зеленом, заливном лугу! Среди  буйных трав, пестреют яркие душистые  цветы. Над ними порхают нарядные  мотыльки, бабочки и шмели. А  знаете ли вы названия цветов? (Да) Я сейчас проверю. Отгадайте мою первую загадку:

- Он расцвел в тиши  лесной,

Грамофончик голубой,

  А звенит он или  нет

  Только лес нам  даст ответ.

(колокольчик)

- Какого цвета лепестки  у колокольчика? (голубой)

(воспитатель показывает иллюстрацию колокольчика)

- У каких еще полевых  цветов окраска синего оттенка?

(незабудка, фиалка, василек)  воспитатель показывает иллюстрации  названных цветов.

Дети читают стихотворения:

 

Фиалка(Е.Н. Серова)

 

На солнечной опушке

Фиалка расцвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

 

Незабудки(Е.Н. Серова)

 

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал  –

Веселых, голубых?

 

Должно быть оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали –

И сделали цветок.

 

- Слушайте следующую загадку:

У цветочка серединки

В виде желтеньких кружков,

Обрамляют сердцевинки

Много белых лепестков.

                                  (ромашка)

- Лепестки какого цвета  у ромашки? (белого)

(воспитатель показывает  иллюстрацию ромашки)

- У каких цветов еще,  лепестки белого цвета? (ландыш)

воспитатель показывает иллюстрацию  ландыша

Ребенок читает стихотворение:

 

Ландыш (Т.А.Шорыгина)

 

Ветерок веселый, смелый

В лес весенний залетел.

Встрепенулся ландыш белый

И тихонько зазвенел.

Колокольчик из фарфора

Зазвенел: «Динь-дон, динь-дон!»

И разлился в чаще бора

Мелодичный перезвон.

- А сейчас я вам прочитаю  стихотворение об еще одном  цветке:

 

Гвоздика (Т.А.Шорыгина)

 

Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонек.

Это дикая гвоздика

Новый празднует денек.

А когда наступит вечер,

Лепесток свернет цветок:

«До утра! До новой встречи!»

И погаснет огонек.

- Какие цветы красного  цвета, вы знаете? (мак, тюльпан)

воспитатель показывает иллюстрации  названных цветов

- Цветов на земле великое  множество и каждый из них прекрасен  
по-своему.

С каждым днем заметнее

Греет солнце летнее,

В поле и лесочке

Расцвели цветочки:

Белая ромашка, розовая кашка,

Лютик – желтенький цветок,

Ярко-синий василек.

И везде растут цветы

Небывалой красоты.

Давайте потанцуем с вами,

Вместе с этими цветами!

Детям раздают цветы.  Танец с цветами.

После танца раздается  стук в дверь. Пришло письмо от Феи  Цветов:

«Дорогие ребята, скоро  лето и мне хотелось бы, чтобы  наши луга, поля и леса стали еще  краше. Но одной мне не справиться. Не могли бы вы мне помочь. Посмотрите на карты-схемы лежащие в конверте и попробуйте по ним сделать много  красивых, разноцветных  цветов. Ваши работы пришлите мне».

- Давайте поможем Феи  Цветов. Усаживайтесь за столы,  давайте рассмотрим карты-схемы.

Дети рассматривают карты-схемы  и объясняют последовательность работы.

- Посмотрите на рабочий  материал и скажите, какие цвета  скоро «вырастут» на наших  с вами полянках (ромашка, василек,  гвоздика)

- Как нужно приклеивать  цветы, что бы они выглядели  как живые, и ветер шевелил  их лепестки.

Дети высказывают свои предложения. Воспитатель уточняет ответы и говорит, что цветок надо намазать только посередине, не испачкав клеем лепестков и плотно прижать  его по центру. Затем пальчиками аккуратно приподнять лепестки, чтобы  придать им пышность, живость и  объем.

Прежде чем приклеивать  цветы необходимо разложить композицию на бумаге, расположив цветы на вертикально  расположенной бумаге так, чтобы  им не было тесно.

Дети приступают к работе. Звучит спокойная музыка.

Воспитатель напоминает детям  правила работы с ножницами, кисточкой  и клеем. По мере необходимости оказывает  индивидуальную помощь детям, нуждающимся  в этом.

Готовые работы поместили  на стенд, близко друг к другу, получается большой разноцветный цветущий луг. Дети вместе с воспитателем подводят итог работы.

- Как вы думаете, какие  цветы больше всего понравятся  Фее Цветов? Почему?

- Какой луг у нас  с вами получился, на нем  так много цветов разного цвета?

(разноцветный, пестрый, цветной)

- Когда наши работы  высохнут, мы их сложим в конверт  и отправим Фее Цветов. Она  будет очень рада такому подарку.

- Ребята тут еще что то есть в конверте. Да это продолжение письма.

«Дорогие ребята, берегите и охраняйте природу, ведь она  так красива и беззащитна.

***

Ты идешь по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

И я слышу цветов голоса.

Они шепчут: «не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для  сердца – отрада,

Украшенье родимой земли.

 

- Давайте пообещаем Фее  Цветов любить природу и беречь  её. И тогда над нашей планетой  всегда будет сиять яркое, ласковое  солнце, в полях и лесах будет  много ягод, грибов и цветов, а  над ними будут порхать веселые  пестрые бабочки. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, объектом которого является обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации, завершено. Поставленная цель работы – охарактеризовать аппликацию, как средство обучения художественным умениям дошкольников, достигнута. Задачи для достижения поставленной цели выполнены.

1. Изучены теоретические подходы к обучению художественным умениям дошкольников средствами аппликации, раскрыли ряд черт, характеризующих наличие развития интереса к творческим началам в деятельности ребенка. Это – проявление активности, самостоятельности и инициативы в применении уже освоенных приемов работы к новому содержанию, в нахождении новых способов решения поставленных задач, в эмоциональном выражении своих чувств при помощи  аппликации.

2.Проанализировано программное содержание обучения аппликации детей дошкольного возраста на основе программы «Радуга» Т. Н. Дороновой и «Программы воспитания и обучения в детском саду» под руководством М. А. Васильевой, выявлены виды и выразительные особенности аппликации, рассмотрено ее значение для всестороннего развития дошкольников.

 Анализ психолого-педагогической  и методической литературы показал,  что для развития детского  творчества на занятиях по аппликации в разных возрастных группах пользуются разнообразными приемами обучения, которые стимулируют проявление самостоятельности, активности, инициативы детей, которые развивают детскую фантазию и представления. В программе М.А.Васильевой более подробно и доступно, чем в программе Т.Н. Дороновой «Радуга», раскрываются задачи по изобразительной деятельности (аппликации, рисованию, лепке) для каждой возрастной группы. Существуют следующие виды аппликации: по содержанию, по количеству используемых цветов, по форме, по способу изготовления деталей, по количеству деталей, по способу крепления деталей.Аппликация у дошкольников воспитывает умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.

3.Чтобы получить творчески развитую личность, необходимо предоставлять ребенку право выбора деятельности, а также материалов для нее необходимых. Это касается и развития изобразительного творчества детей средствами аппликации.  Изобразительное творчество детей включает в себя ряд изобразительных умений, которыми дети должны овладеть в процессе целенаправленного обучения.

4.Проведенное исследование показывает, что одно из наиболее важных условий успешного обучения художественным умениям дошкольников средствами аппликации - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности,  а следовательно, развивает интерес к изобразительной деятельности.

Таким образом, значимость исследования «Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации» несомненно, будет  важна в практическом применении воспитателей детских садов.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ  СПИСОК

1.Аланина А. Ножницы-художницы. Аппликация из бумаги. М., 1971 г.

2.Беляков Н. Д., Покровская А. И., Цейтлин Н. Е. Кружок "Умелые руки" в школе. М„ 1957 г., с. 22-23.

3.Бубекина Г., Гославская Т. Самоделки из природного материала. М., 1960 г.

4.Гурьян О. О художнице Е. Е. Лебедевой и об искусстве вырезывания. М., 1960 г.

5.Сакулина Н. П. и Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования. М., 1979 г.(гл. "Аппликация", с. 199-226).

6.Филенко Ф. П. Природные материалы на уроках труда в начальных классах. М., 1971, с. 33-34, 57-58.

7.Филенко Ф. П. Поделки из природных материалов. М., 1976

8. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся  пед. училищ по специальности  № 2002 «Дошкольное воспитание»  и № 2010 г. «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997 г. 

9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998 г. 

10. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 1999 г. 

11.Казакова Р.Г. Проблема одаренности в изобразительной деятельности дошкольника // Ленинские чтения. – М.: Прометей, 1991. – Ч. 1. - С.42.

12.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.,1961 г.

13.Педагогика детского коллектива. Л.И. Новикова издательство «Педагогика» 1987 год. 215 стр.

Информация о работе Обучение художественным умениям дошкольников средствами аппликации